• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Два авангарда в «бумажном музее»

проект центра «Зотов» и Музея AZ

Масштабный совместный проект центра «Зотов» и Музея AZ «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале “А-Я”» вот уже около двух месяцев продолжает свою работу. На этой неделе «Зотов» посетили наши студенты. Делимся тем, как это было!

«А-Я» - журнал неофициального русского искусства, издававшийся в Париже с 1979 по 1986 годы редакторской группой Игоря Шелковского (Париж) и Александра Сидорова (Москва). 

Журнал объединил неофициальных художников, независимых исследователей искусства и авангард начала XX века. 

Его выпуски подпольно собирались в Москве, тайно и с большим риском вывозились за границу и издавались в Париже. Так западная художественная сцена открыла для себя актуальное русское искусство и имена культовых художников.   

Выставка, подготовленная кураторами Анной Замрий, Инной Горловой, Ариной Хоменко и Гаянэ Арутюнян, не только прослеживает историю существования журнала из 7 выпусков, но и выстраивает диалог преемственности, сложившийся на его страницах, между художниками-подпольщиками и их негласными учителями, долгое время скрытых советской цензурой, – художниками-авангардистами.

 Интересно и архитектурное решение экспозиции. Белый куб погружает нас в пространство "бумажного музея" и предлагает побродить по страницам номеров журнала, в то время как за границами куба развернута хронология  бытования журнала.

Выставка в некотором смысле действительно представляет собой "азбуку" двух авангардов, ведь на одной экспозиции в 7-ми выпусках одного журнала собрались работы Каземира Малевича, Павла Филонова, Михаила Ларионова, Николая Чекрыгина, тексты и "перфомансы" футуристов, и работы художников актуального искусства: Игоря Шелковского, Франсиско Инфанте, Владимира Янкилевского, Олега Целкова, Виктора Пивоварова, Ильи Кабакова, Риммы и Валерия Герловиных, Ивана Чуйкова, Эрика Булатова, акции группы "Гнездо", Комар и Меламид с сертификатом о продаже души Энди Уорхола и многие другие. 

 

Всех этих художников мы давно привыкли видеть на современных выставках. Однако именно журнал "А-Я" открыл их творчество широкой публике и тем самым внёс неоценимый вклад в безоговорочное признание русского неофициального искусства и советского авангарда на международной художественной сцене. 

  

Автор текста: Таня Пласкина