• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с выпускником программы Глебом Каменецким

Интервью было взято в рамках проекта «Интервью с выпускниками ФГН»

Глеб, почему ты принял решение поступать в Школу культурологии НИУ ВШЭ, а не аналогичные факультеты других вузов? Какая у тебя была мотивация, какие цели?

 

В школе мне были интересны гуманитарные науки: обществознание, история, литература и языки. Мне нравилось работать с текстом: читать, интерпретировать и писать; а после обсуждать с друзьями и преподавателями. Я не сильно задумывался, куда буду поступать, просто хотел дальше делать что-то похожее. Мне повезло, что с одним из преподавателей философии в Вышке я был знаком задолго до университета – с Софьей Владимировной Данько. Несколько раз мы говорили о философии, я спрашивал, что читают и проходят на философском факультете. Помню в самый первый разговор Софья Владимировна предложила подумать об апориях Зенона. Я мало что понял, решил разобраться и поступить на философский.

 

Почему ты выбрал именно культурологию? И как ты поступил на программу?

 

В 2010 году, когда я поступил на философский факультет, программа по культурологии была его частью, и перейти на нее можно было только после первой сессии. В первый семестр мы слушали два введения в специальность – по философии и по культурологии. Введение в философию читал Владимир Натанович Порус, а в культурологию – Виталий Анатольевич Куренной. Философия считалась более систематической,  well established академической отраслью. Культурология на ее фоне выглядела пестрой солянкой из отраслей, тем и кейсов. Тем не менее за этой пестротой угадывалось желание пробовать новые форматы.

 

Какие учебные дисциплины были тебе наиболее интересны? Почему? Что запомнилось и хотелось бы отметить?

 

На культурологии большое внимание уделяется студенческим инициативам: дискуссионным клубам, социальным и образовательным проектам, конференциям. Во многих я участвовал, часть организовывал сам. Этот опыт сильно повлиял на меня и пригодился в работе. Из предметов больше всего я любил Социологию культуры, Историю культуры и Философию культуры.

 

Как изменились взгляды на жизнь после получения диплома? Были ли запоминающиеся эпизоды в вузовской и послевузовской жизни?

 

После бакалавриата я решил год поработать, а потом вернуться в магистратуру. Я прошел отбор на стажировку в Правительстве Москвы. Отбор проходил в марте-июне в три этапа: параллельно с  подготовкой к госам и диплому я составлял резюме, писал мотивационные письма, собирал рекомендации, проходил тестирования, интервью и участвовал в командных играх. В итоге я получил годовой контракт и за год поработал в нескольких департаментах: культуры, образования и культурного наследия. Когда я получил оффер, то почувствовал, будто сложился пазл, который я собирал несколько месяцев. В конце июня я получил диплом, а на следующий день уже работал в Управлении культурной политики.

 

Помогли ли тебе знания, полученные во время учебы в бакалавриате, на стажировке и на твоей дальнейшей работе?

 

На старших курсах я много читал о learning spaces, теориях того, как организовать пространство для удобной учебы и работы. Я делился своими идеями в Департаменте культуры и участвовал в подготовке концепции развития городских библиотек. Во время одной из встреч я предложил тему для предстоящей Библионочи: говорить о мемуарах, дневниках и письмах с точки зрения культурной памяти. В подготовку фестиваля мне удалось включить студентов культурологии  - в библиотеке-читальне им. Тургенева они сделали проект «Дневник горожанина»: собрали реальные истории из дневников людей и представили их через разные медиа: актерские читки, дизайнерские плакаты и короткометражки. Забавно, что после стажировки мне предложили работать именно в этой библиотеке заместителем директора по развитию.

 

А до этого ты нигде не работал? И как ты думаешь, стоит ли работать во время учебы?

 

Я подрабатывал в бакалавриате, но на полную работу вышел сразу после. Если есть возможность, в бакалавриате лучше посвятить время учебе, на мой взгляд.



Чем занимался в Тургеневке? И уже к тому моменту в магистратуру поступил?

 

Я поступил по олимпиаде на программу «Прикладная культурология» и параллельно работал в Тургеневке. Как зам.директора по развитию я в первую очередь отвечал за привлечение партнеров: издательств, музеев, клубов и лекториев, писателей. И за коммуникацию с Департаментом культуры -  чтобы наша библиотека участвовала в городских программах и фестивалях.

 

Какие цели были у тебя в магистратуре? Ты понимал, что не хватает знаний для дальнейшей деятельности?

 

Мне нравилась интеллектуальная и социальная среда в бакалавриате. Но просто продолжить учебу без опыта работы мне казалось тратой времени. Тем более на «Прикладной культурологии», которая заточена на практику. В итоге в магистратуре главным, на мой взгляд, оказались именно новые друзья и знакомые. В интеллектуальном плане я сузил специализацию – писал о культурной политике и управлении.

 

Ты где-то еще работал после Тургеневки?

 

Я работал менеджером образовательных программ в Политехническом музее, а сейчас работаю руководителем ресурсного центра в школе «Летово». Политех проводил часть дисциплин на «Прикладной культурологии», я заканчивал эту магистратуру и одновременно курировал ее музейные курсы: координировал преподавателей и студентов, готовил приезды иностранных лекторов.

 

Тебе нравится сейчас работать в «Летово»?

 

Школа «Летово» – уникальный проект по целям, масштабу и, я бы сказал, уровню эмпатии к детям. Главная идея – создать среду, в которой мотивированные и способные дети смогут максимально раскрыть свои таланты, лучше понять себя и подготовиться к университету и взрослой жизни. Работать в такой среде – радость и постоянный вызов. Здесь прекрасные коллеги, а главное – я очень четко вижу, для кого работаю.

 

Я управляю ресурсным центром – это библиотека и образовательный центр школы. Часто я думаю о своей работе как об игре: есть цели и ресурсы, моя задача – быстрее преобразовать одно в другое. В подростковом возрасте я очень любил компьютерные и настольные стратегические игры, где нужно построить город или цивилизацию. Я часто вижу параллели с такими играми в моей работе.

Можешь еще немного подробнее рассказать о том, что входит в твои обязанности?

 

Основных задач у меня три. Главная – обеспечить детей и преподавателей ресурсами для занятий и исследований. Вторая задача – обеспечить удобную среду и инструменты работы с этими ресурсами: пространства библиотеки, виртуальный доступ, программы по развитию исследовательских навыков. Третья задача – наполнить библиотеку событиями: рассказывать о книжных новинках, привлекать внешних экспертов и поддерживать внутренние школьные клубы.

 

Какие советы ты бы дал нынешним абитуриентам и студентам?

 

Замечайте то, что вам интересно, и делитесь своими интересами с окружающими. Действуйте – так станет понятнее, что вас по-настоящему интересует. Постарайтесь относится к поступлению и учебе как к процессу проб и ошибок, а не гонке за результатом. Так будет больше поводов радоваться, сил действовать и шансов достичь желаемого. Школа культурологии - хорошее для этого место.


C Глебом беседовали:

Александра Батынчук, ОП "Культурология"

Юлия Яковлева, ОП "Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур"