• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В первом data science–хакатоне Вышки приняли участие 8 команд

В Культурном центре на Покровке прошел хакатон по анализу данных SAS Data Hack Platypus. Команды соревновались в решении кейса онлайн-гипермаркета «Утконос». Топ-5 финалистов получили в подарок гаджеты от партнеров.

Организаторами выступили факультет компьютерных наук ВШЭ совместно с компанией SAS и онлайн-гипермаркетом «Утконос». В течение 23-х часов команды-финалисты отборочного этапа решали практическую задачу — нужно было на основе данных о пользовательском поведении на сайте гипермаркета сделать прогноз, сколько времени проходит между оформлением заказа и его отменой.

Задачу финала можно назвать усложненной версией отборочного этапа, где участники должны были на основе анализа данных спрогнозировать саму вероятность отказа клиента. «Отмена заказов — большая проблема для онлайн-магазинов. Долгое время “Утконос” был единственным сервисом, доставляющим продукты питания на дом. Появление большого количества конкурентов пару лет назад привело к цифровой трансформации компании с целью повысить качество сервиса и оптимизировать внутренние процессы», — рассказывает Данила Наумов, директор по данным компании «Утконос».

Если клиент отказывается после того, как заказ собран и отдан в логистику, компания несет финансовые потери, ведь средства на комплектацию товаров уже затрачены. Также когда товары заблокированы для заказа другими пользователями, может возникнуть так называемый упущенный спрос. А скоропортящиеся продукты питания, которые полежали на складе, а потом впустую поездили по городу вместе с экспедитором, приходится списывать или продавать со скидкой.

Данила Наумов:

Нам трудно было выбрать задачу на хакатон, поскольку большинство кейсов из нашей практики требуют понимания специфики бизнеса. Построить модель мало, нужно чтобы ее можно было применять. Для того, чтобы сказать бизнесу, как можно жить по-другому, требуются специальные знания, поскольку речь идет о перестройке бизнес-процессов. В задаче хакатона было больше возможности именно для креатива, применения знаний непосредственно в data science.

В финале большую роль играла точность полученных моделей, мы ранжировали команды по возрастанию ошибки. Плюс на защите презентации можно было заработать от 0 до 2 баллов за применимость решения в бизнесе и самопрезентацию. На мой взгляд, от эмоционального интеллекта зависит 50% успеха, а иногда и больше. Необходимо уметь коммуницировать с контрагентами, защитить свою идею перед бизнесом.

Первое место в хакатоне занял разработчик из Норильска Дмитрий Федотов. Он обнаружил, что самый яркий признак отмены — наличие в личном кабинете пользователя похожих заказов на одну и ту же дату доставки. Дмитрию удалось наиболее точно интерпретировать большинство данных массива. «Я участвую в хакатонах полгода: в 15 онлайн-соревнованиях и трех офлайн. Из Москвы никого не знаю, так что в команде один. Финал совпал с отпуском, поэтому решил приехать и не пожалел — задание очень интересное и организация на высоте», — рассказывает победитель.

Илья Горшков, магистрант программы ФКН НИУ ВШЭ «Анализ данных в биологии и медицине», принимал участие в хакатоне впервые. Он тоже был единственным участником команды и занял второе место. Третье место поделили две команды взрослых разработчиков, а четвертое и пятое место заняли команды студентов МГУ.

По словам представителя SAS Россия / СНГ Елены Щенявской, сотрудникам компании было интересно послушать новые идеи, представить свою стажерскую программу. «Хакатоны позволяют структурировать опыт решения задач, выработать свой стиль, оценить, как та или иная модель проявляет себя на практике, — говорит Елена Щенявская. — На самом деле любой из участников хакатона мог в два клика проверить гипотезы в нашей программе, которая к тому же доступна для студентов, но ребята предпочли Python. Компания SAS поставляет софт для бизнеса, с помощью которого люди без навыков программирования могут строить сложные модели. Таким образом, даже бизнес-аналитики без специальных знаний имеют возможность получить приличный результат с помощью модели дата-майнинга».

После церемонии награждения компании-организаторы пригласили участников финала на вакансии сотрудников и стажеров.