• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основы проектирования в образовании

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Педагогический дизайн (Instructional design) — относительно новое понятие в современной системе образования. В его основу положено использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса от планируемых образовательных результатов, различных типов учебных задач и др. Курс направлен на обучение студентов эффективным методам и способам конструирования программ учебных предметов/курсов, сценариев учебных занятий. В рамках курса обучающиеся научатся проектировать образовательные результаты, содержание учебных программ, обеспечивать обратную связь и подбирать необходимые стратегии преподавания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - обучение студентов основам педагогического дизайна для использования в профессиональной деятельности. Практические навыки: 1. Классифицировать образовательные модели по типам: от образовательных результатов, от аутентичных проблем. Сравнивать модели между собой по способам достижения планируемых образовательных результатов. 2. Разрабатывать образовательные продукты с помощью моделей: understanding by design, 4/с id model и др. Объяснять внутреннюю согласованность компонентов образовательного продукта с учетом особенностей той или иной модели. 3. Использовать инструменты для развития мотивации у обучающихся. 4. Объяснять и различать методы сбора и анализа обратной связи о спроектированных образовательных продуктах, аргументировать выбор того или иного метода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет понятие «обратная связь» в учебном процессе и использует техники для предоставления обратной связи обучающимся
  • Выявлять образовательные потребности обучающихся, анализировать данные и применять их при разработке образовательных продуктов. Различать образовательные продукты по целям и видам деятельности. Различать онлайн образовательные продукты по типу обучения (синхронное, асинхронное, смешанное) и по типу коллаборации.
  • Разрабатывать образовательные продукты с помощью моделей: ADDIE, Understanding by design, 4/с id model и др. Объяснять внутреннюю согласованность компонентов образовательного продукта с учетом особенностей той или иной модели.
  • Объяснять понятие «универсальные компетентности и новая грамотность» Дифференцировать подходы к проектированию: от результата и от проблемы
  • определять новые роли обучающегося и педагога
  • дифференцировать образовательные результаты исходя из их типологии
  • называть ключевые шаги в учебном планировании в системе OBE
  • Определять исследовательскую повестку педагогического дизайна
  • Проектирует программы учебных предметов/курсов, сценарии учебных занятий с помощью моделей педагогического дизайна и подходов к обучению.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Высокая мода педагогического дизайна.
  • Представление концепции курса. Новые вызовы в системе образования.
  • Мотивационный дизайн
  • Модель ADDIE: «классика жанра» и возможности её использования
  • Модель Understanding by design: проектирование от образовательных результатов
  • 4C/ID model: проектирование от аутентичных проблем
  • Обратная связь в учебном процессе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аннотация
    Подготовить и представить аннотацию образовательного продукта. Аннотация –это источник информации о будущем образовательном продукте. Аннотация представляется на практическом занятии. Объем аннотации: 170 –200 слов. Состав группы: 2-3 студента
  • неблокирующий Итоговая аттестация
  • неблокирующий Промо образовательного продукта
    Необходимо подготовить промо образовательного продукта и представить его на занятии в виде презентации по предложенным критериям, с опорой на теоретический матери- ал, представленный в курсе
  • неблокирующий Взаимная оценка
    Необходимо дать полную развернутую обратную связь сво- им коллегам по предложенным критериям, с опорой на тео- ретические материалы курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.2 * Аннотация + 0.2 * Взаимная оценка + 0.4 * Итоговая аттестация + 0.2 * Промо образовательного продукта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ahokoski, E., Korventausta, M., Veermans, K., & Jaakkola, T. (2017). Teachers’ Experiences of an Inquiry Learning Training Course in Finland. Science Education International, 28(4), 305–314. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1161524
  • Gray, C. M., Parsons, P., Toombs, A. L., Rasche, N., & Vorvoreanu, M. (2020). Designing an Aesthetic Learner Experience: UX, Instructional Design, and Design Pedagogy. International Journal of Designs for Learning, 11(1), 41–58.
  • Merrill, M. D. (2015). A Pebble-in-the-Pond Model For Instructional Design. Performance Improvement, 54(1), 42–48. https://doi.org/10.1002/pfi.21454
  • Monica W. Tracey, & Kelly L. Unger. (2010). Cross Cultural Instruction: An Instructional Design Case. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.23B5A631
  • Ten steps to complex learning : a systematic approach to four-component instructional design, Merrienboer van, J. J. G., 2018
  • Trends and issues in instructional design and technology, , 2018
  • Дидактика : пособие для практических занятий, Ситаров, В. А., 2008

Авторы

  • Стремилова Екатерина Константиновна
  • Чернобай Елена Владимировна