• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В последнее время образование стало «новым черным» - темой, которую обсуждают без преувеличения все: от политиков и родителей в социальных сетях до профессиональных блоггеров и стэндаперов. Последние, будучи, тренд-сеттерами, по сути, несут, с одной стороны, определенную повестку, с другой – репрезентируют взгляды «широкой аудитории», которая имеет свое мнение об образовании. Количество порталов и публикаций об образовании растет, их популярность – тоже. При этом образование не рассматривается, как сложная и ключевая сфера исследований, которые имеют важное значение для развития образования, международных подходов к образованию, формирования человеческого капитала, борьбе с неравенством. Исследования образования начинаются с середины девятнадцатого века и достигают своего расцвета и укореняются в т. н. «доказательной образовательной политики». Но как развивается традиция исследований образований, какие есть мифы и заблуждения об образовании, каким будет образование в будущем, и какое отношение к этому имеет наука и исследования образования – всё это вопросы, которые будут рассматриваться в рамках курса «Всё что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука». Слушатели курса узнают не только об основных направления исследования образования и современных и будущих трендах образования, но и о том, как развиваются исследования, как они подтверждают или опровергают популярные взгляды на образование, на практику. Слушатели курса научатся разбираться в гигантском корпусе источников информации об образовании, анализировать их и использовать в своей жизни, как личной, так и профессиональной.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Представить обзор генезиса и развития исследований образования, а также современных и актуальных трендов образовательных исследований и глобальной образовательной политики. Сформировать навыки анализа актуальных тредов и хайпов в контексте результатов исследований образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы развития исследовательской традиции образования и связывать их с историческим контекстом
  • Знать и разбираться в основных теоретических призмах в контексте образования
  • Знать основные направления и тренды современных исследований образования (по уровню образования и фокусу).
  • Уметь осуществлять критический анализ (соотносить и рефлексировать) публичной дискуссии об образовании с актуальными и релевантными исследованиями.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История образования и образовательной политики: основные этапы, контекст и эффекты
  • Основные этапы и направления исследования образования
  • Современные тренды образовательных исследований
  • Современные тренды и актуальные направления образовательной политики и будущего образования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарах
    Посещение и участие в семинарах (онлайн и офлайн). Подготовка и представление материалов (презентации или устные выступления), участие в дискуссии (минимум в 50% семинаров).
  • неблокирующий Групповая презентация мини-исследования
    Используя базу данных, предоставленную преподавателем, и следуя инструкции подготовьте, работая в группе (3-4 человека) презентацию с результатами мини-исследования по теме курса.
  • неблокирующий Ключевые проблемы и тренды современного образования (тест с открытыми вопросами)
    Ответье на вопросы теста, используя открытые источники и материалы курса. Тест состоит из 20 вопросов по тематике курса. Продолжительность теста - 60 мин.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.3 * Групповая презентация мини-исследования + 0.4 * Ключевые проблемы и тренды современного образования (тест с открытыми вопросами) + 0.3 * Участие в семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 21st century education. Vol.1: ., , 2008
  • 21st century education. Vol.2: ., , 2008
  • A companion to the anthropology of education, , 2011
  • A dictionary of education, , 2009
  • An introduction to higher education internationalisation. (2013). Vita e Pensiero. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.hbokennisbank.nl.amsterdam.pure.oai.pure.hva.nl.publications.f376b30e.347b.457d.b6c8.13e1a452fffa
  • Ana Cristina Oliveira. (2019). Education policy implementation: trends of research publications (2007-2017). Revista de Estudios Teóricos y Epistemológicos En Política Educativa, 4, 1–16. https://doi.org/10.5212/retepe.v.4.009
  • Ball, S. J. (2017). The Education Debate (Third Edition) (Vol. Third edition). Bristol, UK: Policy Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1571979
  • Brian A. Jacob, & Lars Lefgren. (2004). Remedial Education and Student Achievement: A Regression-Discontinuity Analysis. The Review of Economics and Statistics, (1), 226. https://doi.org/10.1162/003465304323023778
  • Chomsky on democracy and education, Chomsky, N., 2003
  • Citizenship education. Vol.4: Action for citizenship education, , 2008
  • Comparative Education Review. Vol.52, N.1, , 2008
  • Education Glance, & Oecd Indicators. (2014). Education at a Glance 2014. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFB370A9
  • Education trends in perspective : analysis of the world education indicators, , 2005
  • Hilton, M. L., Pellegrino, J. W., & National Research Council (U.S.). (2012). Education for Life and Work : Developing Transferable Knowledge and Skills in the 21st Century. Washington, D.C.: National Academies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=867786
  • Jeroen Huisman, Anna Smolentseva, & Isak Froumin. (2018). 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity. Netherlands, Europe: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7CC106C7
  • Jeroen Huisman, Harry de Boer, David D. Dill, & Manuel Souto-Otero. (2015). The Palgrave International Handbook of Higher Education Policy and Governance. Palgrave Macmillan.
  • Lange, S. (2011). Centre for Educational Research and Innovation (OECD) (2010): Trends Shaping Education 2010. ISBN 978-92-64-07526-9 [Rezension].
  • Smolentseva, A. (2017). Where Soviet and neoliberal discourses meet: the transformation of the purposes of higher education in Soviet and post-Soviet Russia. Higher Education (00181560), 74(6), 1091–1108. https://doi.org/10.1007/s10734-017-0111-7
  • Walton, E. L., SAALED (Society), Moonsamy, S., & UNESCO Chair in Teacher Education for Diversity and Development. (2015). Making Education Inclusive. Cambridge Scholars Publishing.
  • Whinnery, E., Rafa, A., Wolff, K., & Education Commission of the States, A. E. P. (AEP). (2018). Creative Youth Development: Transforming the Learning Environment. Education Trends. In Education Commission of the States. Education Commission of the States.
  • Wiseman, A. W., & Taylor, C. S. (2017). The Impact of the OECD on Education Worldwide. Bingley: Emerald Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1427921

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Из тайных архивов русской школы : история образования в портретах и документах, Цирульников, А. М., 2021
  • История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : учеб. пособие для вузов, Андреева, И. Н., 2002
  • Философия и история образования : учеб. пособие для вузов, Степашко, Л. А., 2003