• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Почувствовать себя студентом-первокурсником…»

В 2010 году в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» была открыта новая совместная магистерская программа Института развития образования и общеуниверситесткой кафедры всеобщей и отечественной истории «Политические вызовы современности». На программе, реализуемой в очно-заочной форме, обучаются в большинстве своем школьные учителя истории и обществознания, стремящиеся не только повысить  свой профессиональный уровень, но и стать настоящими предметными экспертами в области политологии и учителями «нового типа». Своими впечатлениями от обучения на данной магистерской программе поделились студенты 2 курса.

В 2010 году в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» была открыта новая совместная магистерская программа Института развития образования и общеуниверситесткой кафедры всеобщей и отечественной истории «Политические вызовы современности». На программе, реализуемой в очно-заочной форме, обучаются в большинстве своем школьные учителя истории и обществознания, стремящиеся не только повысить  свой профессиональный уровень, но и стать настоящими предметными экспертами в области политологии и учителями «нового типа». Своими впечатлениями от обучения на данной магистерской программе поделились студенты 2 курса.

 

Каковы  Ваши впечатления от обучения на программе?

 

Владимир Леталин: Впечатления позитивные, несмотря на сложность – совмещать обучение и работу. Впечатляет высокий уровень преподавания, его проблемный характер. Это не простое воспроизведение истин, а вдумчивая, целенаправленная работа с анализом политологического материала. Качественно высокий уровень сокурсников, позволяет приобрести новые знания и умения и от общения с ними. Поражает стремление большинства приобрести новые компетенции. Хорошая, комфортная атмосфера проведения занятий создает  условия для реализации возможностей и способностей каждого из участников программы. Правда, большое количество письменных работ вызывает некоторые сложности.

 

Алина Владимирова: В настоящее время тем, кто хочет учить других, приходится самим постоянно повышать свой уровень, так что к моменту поступления в магистратуру мне уже было с чем сравнить программу «Политические вызовы современности». Преподаватели не разочаровали – действительно тот уровень, которого ждешь от Вышки, но что меня по-настоящему поразило, так это удивительная адаптивность программы под нужды слушателей. Никогда раньше не видела такой быстроты реакций.

Например, когда мы столкнулись с требованиями, предъявляемыми в Вышке к письменным работам, выявился целый ряд проблем, связанный с навыками академического письма. Занятия у нас по вечерам и соответствующий факультативный курс мы посещать не можем. Когда Алексей Леонидович Рябинин, руководитель нашей программы, услышал, что нам бы этого хотелось, он просто договорился, чтобы преподаватель этого факультатива провел занятия специально для нас. И таких примеров за год уже накопилось достаточно много.

Что касается меня лично, то помощь учебной части в процессе оформления документов для летней школы LSE была просто неоценима. Благодаря этому я съездила в Китай на очень важную для моего профессионального развития программу.

Из-за того, что мы совмещаем работу с учебой, у нас постоянно возникают самые разные проблемы, но мы ясно видим, что у нас на программе полная поддержка студентов, причем не только словом, но и делом.

 

 

В чем вы видите ценность обучения на этой программе?

 

Алина Владимирова: Как нам постоянно повторяет Лев Львович Любимов, развитие – это диалог. И на этой программе перенимается не только информация, но и стиль общения. Мне кажется, я становлюсь сильней как преподаватель и в плане новых знаний, и в плане коммуникативных навыков, что я могу дать больше моим ученикам. И, несомненно, огромную роль в этом процессе играют мои одногруппники. Учителям, только начинающими свой путь, дает очень много то, что рядом сидят люди, на которых хочется равняться и на которых очень хочется стать похожим когда-нибудь. С ними, я могу сказать совершенно точно, общаешься с не меньшим интересом и пользой, чем с лекторами.

Не знаю, насколько по окончанию этой программы я стану соответствовать тому, что вкладывается в понятие «предметный эксперт» - планка высока – но эта программа, конечно, является мощнейшим импульсом развития. Мы получили возможность заниматься темами, которые нас интересуют, на совершенно ином уровне и я точно знаю, что, как минимум, один из моих одногруппников уже вернулся к давно заброшенной им диссертации.

Ну а для меня эта программа вообще уникальна: знаете, хотя по образованию я регионовед, так случилось, что в школе я работаю учителем информатики. Еще со студенческих времен меня завораживают процессы, происходящие при переходе к информационному обществу и вот, наконец, я могу вернуться к своей основной специальности и при этом совместить все свои интересы, ни от чего не отказываясь. Более того, после поступления на эту программу я получила возможность посещать семинары, участвовать в круглых столах и конференциях, вплоть до того, что доклад по теме своей курсовой я представила на конференции в Польше, а теперь уже готовлюсь делать доклад по теме магистерской диссертации на Всемирном Конгрессе Международной ассоциации политической науки. Таким образом, у меня формируется международный круг общения.

В общем, я думаю, что главная ценность этой программы состоит в том, что для нас расширяются горизонты. А потом - кто куда стремится, тот туда и идет.

 

Владимир Леталин: Возможность не только приобретения новых знаний, а  приведение информации в новое качественное состояние, позволяющее с разных сторон посмотреть на многие проблемные вопросы, способность искать и находить решения задач как политологических, да и социальных в целом. Обретение «свежего» взгляда на преподавание общественных дисциплин в школе.

 

Евгений Другов: Если бы Козьма Прутков узнал о существовании нашей магистерской программы, то он бы никогда не произнёс свой знаменитый  афоризм: «Нельзя объять необъятное». Я и сам так думал до поступления на «Политические вызовы современности». Как я заблуждался. Оказывается можно. Для этого в созданы все необходимые условия: высокопрофессиональные профессора (Рябинин А.Л., Любимов Л.Л., Кривушин И.В., Щербаков Н.Г. и многие другие), обширная библиотечная база,   удивительно благожелательная атмосфера, серьёзная материальная база. От магистрантов требуется лишь огромное желание учиться и чёткое понимание самого студента, что он хочет получить от предмета, и, к сожалению, очень много свободного времени. Насыщенная учебная программа требует серьезных временных и физических затрат. Три дня в неделю  отведены на очное обучение. Особенно вдохновляет предоставленная студентам свобода выбора при изучении ряда спецкурсов: богатая палитра дисциплин по выбору охватывает широкий круг проблем для изучения.

 

 

Кому вы могли бы рекомендовать эту программу?

 

Евгений Другов: Магистерская программа «Политические вызовы современности» рассчитана, прежде всего, на  тех работников сферы образования, кто любит и умеет учиться.  Кто уже 10 лет работает в школе или ВУЗе без возможности окунуться в слегка забытый мир студенчества. Благодаря уникальной возможности, предоставляемой Высшей школой экономики, мы можем не только повысить свой профессиональный и педагогический уровень, но и почувствовать себя студентом-первокурсником.

 

Алина Владимирова: Совершенно очевидно, эта магистерская программа может дать очень много людям, которые хотят развиваться в сфере преподавания и изучения общественных наук, но я хотела бы рекомендовать ее в первую очередь директорам школ. Я это говорю, исходя из своего личного опыта.

Работы в школе хватает, а в Вышке учится не так легко: много приходится работать над собой – через усталость, через свои уже сложившиеся стереотипы и схемы мышления – все это не может не вызывать у нормального человека сомнения в том, что он готов жить в таком режиме 2,5 года.

Поэтому очень важно чувствовать заинтересованность руководства в твоем росте. Я точно знаю, что директор нашей школы Павел Павлович Панкин поддерживает меня в моем стремлении стать лучше и это сразу снимает большую часть вопросов при принятии решении об обучении. Я уверена, директорам, если они заинтересованы в том, чтобы у них работали профессионалы, следует вести себя точно так же, как он: всячески мотивировать своих сотрудников и направлять молодых специалистов, ведь те часто даже не знают о том, какие возможности им может предоставить школа. Грустно слышать, когда объяснением отказа от учебы является невозможность поменять расписание.

 

Владимир Леталин: В первую очередь тем, кто хочет научиться нестандартно мыслить и посмотреть на многие проблемы иным взглядом. Молодым коллегам будет полезно расширить информацию об общественных науках, особенно тем, кто закончил недавно педагогические вузы и предполагает преподавать обществознание. Не меньшую пользу  принесет данная программа  опытным учителям, у которых мышление часто находится под влиянием сложившихся стереотипов. А разрушение закостенелых стереотипов не всегда можно преодолеть самостоятельно.

 

 Материал подготовил: Григорий Лукьянов