• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальные процессы в деловой сфере и бизнесе

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социальные процессы в деловой сфере и бизнесе» посвящен ключевым вопросам социальных процессов и взаимодействий в деловой сфере. Курс раскрывает вопросы прежде всего с точки зрения внутренней социальной организации компаний, рассматривая внешнюю среду компаний в качестве социального контекста. Отдельное внимание уделяется инклюзивным практикам, формирующимся в бизнес-компаниях как под воздействием Целей устойчивого развития ООН и международных норм в сфере корпоративной социальной ответственности, так и в связи с развитием инклюзии как ценности в российском обществе. Социальная организация трудовой деятельности в российском бизнесе является ключевым для понимания процессов, происходящих в современной деловой сфере. Это целостная система институционально-практических и ценностно-культурных элементов, создающая совокупность преднамеренных и непреднамеренных воздействий на индивидов в рамках организации. Таким образом, реальная трудовая деятельность работников российских организаций осуществляется в противоречивом по своей сути поле практик и повседневных взаимодействий. Слушатели этого курса получат опыт системного социологического анализа условий труда, управленческих практик, результатов трудовой деятельности сотрудников организаций в условиях приоритета целей бизнеса – высоких экономических показателей. Фокус курса сделан на изучении процессов, сопутствующих цифровизации деятельности и функций, а практическая основа заданий предполагает анализ, основанных на данных. В курсе будут использованы результаты 1) социологических исследований по вопросам норм и управленческих практик в деловой сфере (исследования, которые были проведены в рамках исследовательских проектов Центра исследований социальной организации бизнеса НИУ ВШЭ); 2) социологических исследований (интервью и репрезентативного всероссийского опроса), проведенных в рамках НЦМУ с целью изучения состояния дел с инклюзией и управлением многообразием в российских бизнес-компаниях и 3) практических проектов (проектирование систем стимулирования, анализ результатов обучения и оценки сотрудников и др.). Междисциплинарный характер изучаемых исследовательских проектов позволит слушателям освоить принципы работы с разнородными по качеству данными, полученными из источников на разных уровнях, узнают особенности интерпретации результатов подобных исследований. В данном курсе социологические знания, обогащенные инструментарием и результатами исследования по проекту НЦМУ, будут применены для поиска источников устойчивого роста и развития отдельных людей, групп и организаций, поскольку организация как объект исследования дает возможность наблюдать за социальными взаимодействиями на разных уровнях: индивида, групп, различных подразделений и отделов организации, и проследить, как программы и проекты, в том числе, связанные с инклюзией, могут согласовывать различные интересы и достигать поставленных целей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка выпускников к участию в проектной, исследовательской и информационно-аналитической деятельности, связанной с взаимодействием с современными организациями в качестве аналитиков способных: - планировать и проводить экспертизу проектов в деловой сфере с точки зрения учета целей и интересов менеджмента организаций и их сотрудников, - участвовать в разработке программ и проектов, ориентированных на создание устойчивых взаимодействий, построенных на принципах согласования экономических и социальных целей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Предлагает программу диагностического или исследовательского опроса сотрудников в заданных условиях для решения поставленных задач
  • Определяет основные условия и факторы, влияющие на согласованность экономических и социальных интересов в деловой сфере
  • Описывает проблемы и вопросы, связанные с ценностно-нормативным и с институционально-практическим сторонами социальной организации бизнеса
  • Описывает модели поведения работников организации и факторы их стимулирующих
  • Объясняет характер влияния социокультурных факторов на результат управленческих воздействий
  • Оценивает ситуации этического выбора и прогнозирует последствия и эффекты данных решений по отношению к социальной организации бизнеса
  • Разрабатывает и аргументирует рекомендации, связанные с согласованием экономических и социальных интересов, прогнозирует последствия этого типа решений для широкого круга участников
  • Определяет потенциал и ограничения использования каждого из подходов анализа поведения и социальных последствий в конкретных условиях ситуации
  • Прогнозирует социальные последствия принимаемых управленческих решений по отношению к персоналу компании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Деловая среда как поле социальных взаимодействий
  • Раздел 2. Трудовая деятельность в организационных условиях
  • Раздел 3. Управление социальными процессами в организационных условиях
  • Раздел 4. Группы и сообщества в деловой сфере
  • Раздел 5. Цифровые технологии в социальном пространстве
  • Раздел 6. Последствия цифровизации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    Оценивается активность на семинарских занятиях, участие в индивидуальных и групповых заданиях
  • неблокирующий Индивидуальная домашняя работа
    Работа по анализу данных в рамках учебного кейса
  • неблокирующий Групповой проект
    Выполняется в группе и сдается в форме отчета и презентации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Групповой проект + 0.4 * Индивидуальная домашняя работа + 0.3 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Beltrán-Martín, I., Roca-Puig, V., Escrig-Tena, A., & Bou-Llusar, J. C. (2008). Human Resource Flexibility as a Mediating Variable Between High Performance Work Systems and Performance. Journal of Management, 34(5), 1009–1044. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=34478032
  • Berson, Y., Oreg, S., & Dvir, T. (2008). CEO values, organizational culture and firm outcomes. Journal of Organizational Behavior, 29(5), 615–633. https://doi.org/10.1002/job.499
  • Combs, J., Yongmei Liu, Hall, A., & Ketchen, D. (2006). How Much Do High-Performance Work Practices Matter? A Meta-Analysis of Their Effects on Organizational Performance. Personnel Psychology, 59(3), 501–528. https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.2006.00045.x
  • Daron Acemoglu. (2002). Technical Change, Inequality, and The Labor Market. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F00BCF15
  • Posthuma, R. A., Campion, M. C., Masimova, M., & Campion, M. A. (2013). A High Performance Work Practices Taxonomy: Integrating the Literature and Directing Future Research. Journal of Management, 39(5), 1184–1220. https://doi.org/10.1177/0149206313478184
  • Shaw, J. D., Park, T., & Kim, E. (2013). A resource-based perspective on human capital losses, HRM investments, and organizational performance. Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc. ), 34(5), 572–589. https://doi.org/10.1002/smj.2025
  • Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии : учеб. пособие / А.В. Ребров. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 346 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/20622. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/993450
  • Эфендиев Азер Гамид Оглы, Балабанова Евгения Сергеевна, & Ребров Алексей Владимирович. (n.d.). Управление Человеческими Ресурсами И Эффективность Компаний: Есть Ли Связь? Retrieved February 14, 2020, from

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A research agenda for creative industries, , 2019
  • Bearson, D., Kenney, M., & Zysman, J. (2019). Measuring the Impacts of Labor in the Platform Economy: New Work Created, Old Work Reorganized, and Value Creation Reconfigured.
  • Davide Secchi, Martin Neumann. Agent-Based Simulation of Organizational Behavior. New Frontiers of Social Science Research. 2016. Springer. https://proxylibrary.hse.ru:2184/search?query=organizational+behavior
  • Klaus Weber, & Brayden King. (2013). Oxford Handbook of Sociology, Social Theory and Organization Studies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A3D65461
  • Mikko Dufva, Raija Koivisto, Leena Ilmola-Sheppard, & Seija Junno. (2017). Anticipating Alternative Futures for the Platform Economy. https://doi.org/10.22215/timreview/1102
  • СЛОБОДСКАЯ АНАСТАСИЯ ВАЛЕРЬЕВНА. (2016). Место Прекариата В Социальной Структуре Современного Общества: Критический Анализ Дискуссии По Поводу Концепции Г. Стэндинга. Исторические, Философские, Политические и Юридические Науки, Культурология и Искусствоведение. Вопросы Теории и Практики, (4–1 (66)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16486771