• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Надеемся, магистры программы зададут новый профессиональный стандарт на рынке»

«Надеемся, магистры программы зададут новый профессиональный стандарт на рынке»

© iStock

Почему умирают 90% стартапов, каковы ключевые условия для запуска продукта, как внедрять удобные корпоративные сервисы — эти и другие важные вопросы, возникающие у абитуриентов онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом», обсудили на дне открытых дверей программы. Мероприятие прошло в удаленном формате.

Магистерская программа: преподаватели и треки

«Управление цифровым продуктом» — совместная онлайн-магистратура ВШЭ и «Нетологии». Ее первый набор — 129 студентов — стал самым большим среди всех онлайн-магистратур России. Несмотря на дистанционный формат, это полноценная очная программа с соответствующими аккредитациями и лицензиями. Преподавательский состав представлен лидерами академического сообщества: это профессора, доктора наук, исследователи и эксперты-практики с опытом работы в ведущих компаниях отрасли. Среди них — Артем Чистяков, ведущий продуктовый аналитик в «Тинькофф», Станислав Петров, руководитель по пользовательскому опыту и интерфейсам в «МегаФоне», Владимир Савельев, автор книги «Статистика и котики», Станислав Минасов, Lead Product Manager в Instories, Алексей Леванов, исполнительный директор в Сбере, владелец продукта.

Программа за 4560 академических часов дает будущим магистрам комплексные знания, предлагает лучшие методики обучения, среду, культуру вуза, а также практики бизнеса и менеджмента из реальных кейсов партнеров платформы. 

Павел Волощук

«Мы действительно хотим, чтобы наши выпускники стали классными продактами с широким репертуаром компетенций, были глубоко погружены во все детали жизненного цикла продукта. Мы надеемся, что магистры программы зададут новый профессиональный стандарт на рынке», — представил программу ее академический руководитель Павел Волощук. 

По данным hh.ru, диплом магистра дает прибавку к зарплате в 30% по сравнению с ДПО или бакалавриатом.

Выпускники программы развиваются по трем трекам управления цифровым продуктом. Одни проектируют новые продукты внутри компании, внедряют и поддерживают их. Среди необходимых скилов — аналитическое мышление, умение работать с данными, проводить исследования, генерировать идеи и создавать MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт). Вторые управляют существующими продуктами компании, приносящими прибыль. Для этого необходимо понимать, что происходит внутри продукта, отслеживать причинно-следственные связи и принимать взвешенные решения на основе данных. Эту группу цифровых управленцев характеризуют лидерские качества, умение работать с командой, управлять проектом и процессом разработки. Кроме того, выпускники программы могут основать стартап и работать как технологические предприниматели. В этом случае продакт управляет своим или корпоративным стартапом и ищет возможности для роста бизнеса, тестирует гипотезы и развивает продукт. Среди важных компетенций — умение работать с экономикой продукта, продвигать его и использовать в деятельности весь арсенал soft skills.

Правила выживания

В дне открытых дверей на тему «Как продакт-менеджеру запускать новые продукты?» приняли участие: Павел Волощук, академический руководитель программы, доцент ВШЭ, Сергей Артюхов, руководитель центра компетенций по agile «М.Видео», Ольга Курсаева, третий в России кандидат наук по менеджменту, ВШЭ, руководитель центра кейсов НЛМК, и Александр Плигин, руководитель проекта Лаборатории дизайн-мышления Высшей школы бизнеса ВШЭ.

По словам Сергея Артюхова, смелое утверждение о том, что рынок крайне нуждается в вашем продукте, стоит каждый раз подвергать сомнению: «Глобально мы живем в эру изобилия, когда всего много: сервисов, приложений, продуктов. Ничего не продается само, все надо уметь продать. По этой причине тебе надо отстраиваться от конкурентов, заниматься позиционированием. Каждый продакт должен ответить на вопросы: надо ли выводить именно этот продукт, надо ли выводить его именно на этот рынок? Причина смерти 90% стартапов в том, что они не нашли свою нишу. Казалось бы, все уже готово, все методы в ваших руках: и дизайн-мышление, и опыт IDEO. Но нет, проще запилить продукт, а потом пытаться его куда-то запихнуть, не анализируя потребности рынка». «Проверка ключевых гипотез, поиск ниши — необходимое условие запуска продукта», — поддержал коллегу Александр Плигин. «Еще один важный вопрос: кто будет платить за ваш продукт? Монетизация — история о том, кто будет его конечным пользователем», — отметила Ольга Курсаева. В данном случае, по мнению Александра Плигина, важно оценить объем рынка и понять, сколько пользователей мы можем привлечь в конкретной нише. В качестве лайфхака по запуску жизнеспособных стартапов Павел назвал создание и тестирование на конечных пользователях быстрых прототипов.

Продукты для своих

В ходе дискуссии речь шла не только о внешних продуктах, но и о внутренних сервисах. «“Почему ты лежишь?” — “Потому что я внутренний сервис, могу и полежать”», — напомнил коллегам профессиональную шутку Павел Волощук. Впрочем, стандарты продуктов для клиентов B2B и B2C постепенно приходят и во внутренние сервисы. Ольга Курсаева отметила, что для компаний сегодня все большую значимость приобретают внутрикорпоративные ресурсы: «Такие продукты могут входить в диссонанс с внешними: они менее удобные, красивые и приятные. Но каналы коммуникации типа корпоративного портала сегодня становятся в компаниях доминирующими источниками информации для сотрудников. Доработка таких продуктов превратит их в эффективные медиа, в том числе для общения с внешней аудиторией. Клиентоцентричность, ориентированность на запросы коллег здесь играют важную роль». Сергей Артюхов подчеркнул, что инструментами внутреннего маркетинга выступают все способы коммуникации в рамках компании: чаты, митапы, рассылки и пр. При этом даже малый элемент маркетинга в виде письма сотрудникам представляет собой продукт, у которого есть целевая аудитория и задача. Качество его исполнения и отклик у пользователей могут улучшить отношение сотрудников к своей компании.

Каждому по потребностям

«Я знаю изобретателей, у которых целые гаражи прекрасных задумок, но они никому не нужны. Мы учим студентов находить применение технологиям и решениям в соответствии с текущими запросами людей. Мы объясняем им, как провести цикл быстрого генерирования и проверки гипотез о потребностях клиентов и об их удовлетворении на основе исследований и подходов дизайн-мышления. Мы растим инноваторов, которые создают применимые в реальной жизни и легко продаваемые цифровые продукты», — отметил Александр Плигин. «После проверки ценностной гипотезы мы переходим к гипотезе роста, чтобы оценить нашу способность масштабироваться, сводить экономику и пр.», — рассказал Сергей Артюхов. «Получив качественный инсайт, мы исследуем его на основе количественных данных. Наша задача — узнать, откликается ли боль, которую мы выявили, в умах и сердцах потребителей. Комбинация этих методик крайне эффективна и результативна. В то время как социологи предлагают нам новые знания о поведении клиентов и общественных отношениях, маркетологи ищут решения конкретных задач в бизнесе», — поделилась мнением Ольга Курсаева.

Магистратура «Управление цифровым продуктом» помогает разобраться во всех нюансах продуктовой работы: знать экономику продукта, проводить исследования клиентского опыта, быстро проверять продуктовые гипотезы, владеть основами программирования, управлять данными и принимать решения на основе метрик, разбираться в маркетинге, понимать принципы дизайна, уметь настраивать командную работу и находить баланс при взаимодействии со стейкхолдерами проекта. В первом семестре студентам дают базовый набор компетенций продакта, и уже в конце семестра они готовят первую продуктовую концепцию. Во втором семестре предусмотрены стажировки в офлайн- или онлайн-формате у индустриальных партнеров программы. 

Помимо развития в индустрии, программа открывает путь в науку: магистр сможет продолжить карьеру в вузе в качестве преподавателя, поступить в аспирантуру или обучаться на PhD в зарубежном вузе — в Великобритании или ЕС. Диплом магистра для этого необходим, в США или Канаде — предпочтителен.

Материал подготовила Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ