• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ярослав Кузьминов: Цифру больше никто не боится

Ярослав Кузьминов: Цифру больше никто не боится

© Высшая школа экономики

Какие новые возможности открывает пандемия, как адаптировались российские и международные компании, останется ли занятость дистанционной и какие запросы на навыки появятся в результате трансформации рынка труда – об этом ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов рассказал в рамках лекции «Цифра и пандемия наступают: последствия для рынка труда и корпоративной культуры» на форуме ТМК «Горизонты» 12 ноября. 

Ректор начал выступление с главного вопроса – что будет после пандемии? Большинство мировых аналитиков прогнозируют сокращение спроса на массовые мероприятия, неудаленные услуги, международные путешествия, уход с рынка значительной части розничной торговли (и до COVID-19 в Китае наблюдались высокие темпы вытеснения этого вида деятельности). Происходит перестройка мировой экономики, которая порождает длительную неуверенность и  неопределенность, наиболее острыми стали вопросы о целесообразности инвестиций, создания новых производств и наращивания существующих мощностей.

Другая сторона, по словам ректора, – наступающая цифра.

Цифра утвердилась в качестве новой рутины, ее все попробовали, от потребителя до менеджера. Цифру больше никто не боится, и сейчас ее невозможно игнорировать. Это просто новая реальность, которая вовлекает нас с вами, или просто существует независимо от нас

Каждую минуту осуществляется 3,7 млн поисковых запросов, 208 тыс. человек организуют конференц-встречи, направляется 41,6 млн сообщений, $1 млн люди тратят онлайн-покупки. Это экономика, созданная новыми технологиями.

Революция в цифровой экономике привела к революции в информационных возможностях любого предприятия и каждого отдельного человека. Появилась возможность детальнее видеть рынок, найти свою нишу, что привело к росту доли «прозрачных» и слабо регулируемых рынков, к которым относятся, например, сектора онлайн-сервисов и продаж в глобальной экономике. Происходит трансформация традиционных отраслей на основе той же цифры, которая позволяет хозяину предприятия лучше видеть ситуацию, что приводит к вымыванию посредников и ликвидации части «управленческих этажей». Как следствие, центры создания добавленной стоимости меняются в сторону системной интеграции и инжиниринга, а также дизайна и маркетинга.

Между тем, оценивая эффекты коронавирусной пандемии для рынка труда, можно отметить масштабное недоиспользование рабочей силы – сокращение отработанного трудового времени, падение трудовых доходов и рост безработицы. По данным МОТ, около 400 млн человек в мире могут потерять работу. Только в сфере туризма число рабочих мест в 2020 г. сократилось на 43% (142,6 млн человек). Начинают распространяться новые модели занятости. По данным ВЭФ, до вспышки нового коронавируса только 22% компаний в мире были готовы к массовому переводу сотрудников на удаленную работу, а после пандемии COVID-19 свыше 20% штатных сотрудников в мире будут работать удаленно (менее 10% – до пандемии).

Появляются новые, законодательно не урегулированные практики в сфере гибкой занятости. Большинство новых рабочих мест в период пандемии создается в сфере «сложной» нестандартной занятости: чрезмерно ограниченный по времени неполный рабочий день, контракты на короткие промежутки времени, работа без договора, совместный найм сотрудников и др.

Происходит усиление потребности в профессиональных навыках: 43% компаний уже столкнулись с нехваткой квалифицированных кадров (skills gap), 22% – считают, что столкнутся с ней в ближайшие два года, еще 22% – в ближайшие 3-5 лет, 5% – в течение 6-10 лет (McKinsey). Вместе с тем растет спрос на «мягкие» или «гибкие» навыки (soft skills). Их развитие повышает производительность сотрудников на 12%, согласно данным Бостонского колледжа, Гарвардского университета и Университета Мичигана.

Среди других эффектов – усиление конкуренции за таланты, изменение корпоративной культуры и этических кодексов, рост ответственности компаний, автоматизация рабочих процессов. По оценке McKinsey, к 2030 г. 375 млн работников должны будут сменить профессию или приобрести новые навыки из-за автоматизации труда.

Говоря о тех, кто сильнее всего пострадал от пандемии, ректор отметил, что в 2020-2021 гг. это молодежь, самозанятые, МСП, неформальные работники, сектор услуг и выпускники этого года, выходящие на рынок труда. Однако в перспективе на 5-10 лет негативные эффекты затронут в больше степени «офисный планктон», менеджеров промежуточных звеньев управления, бухгалтеров, рядовых корпоративных юристов, диспетчеров, водителей, охранников и владельцев офисных центров. В свою очередь, к тем, кто выиграет от пандемии, можно отнести креативных работников с хорошими «мягкими» навыками, IT-специалистов, бизнес-аналитиков, маркетологов, медиков и специалистов сферы онлайн-образования.

Главный вызов текущего кризиса, по словам ректора, – новая структурная безработица в крупных городах. Сокращенные работники рутинного умственного труда, которые не готовы идти на рабочие места, связанные с физическим трудом и «не своим» окружением.

Еще одна сторона новой реальности – ускоренная цифровизация компаний, выраженная в колоссальном изменении поведения. Если рассмотреть изменение стратегии компаний за последний год – 81% ориентирован на инвестиции в ускорение цифровизации процессов, 81% – сохранение «удаленки», 33% – повышение квалификации и переквалификацию, 31% – проведение организационной трансформации и 47% – ускорение автоматизации выполнения отдельных задач.

Будущее рынка труда – сокращение численности офисных работников, снижение издержек, связанных с арендой помещений, работой бэк-офисов, переход от иерархически устроенных компаний к структурам облачного типа или горизонтально устроенным кампаниям. В приоритете – контроль результатов, а не процессов.

При этом Россия в наименьшей степени готова к цифре со стороны населения. В стране наблюдается довольно низкий уровень цифровых навыков у населения, что, по мнению ректора, в какой-то степень замедлит переход к цифре.

Смотреть лекцию