• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Москве открылась первая Международная олимпиада школьников по экономике

Она проводится по инициативе Высшей школы экономики и при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», а также Российской экономической школы (РЭШ). В олимпиаде принимают участие 65 участников из 13 стран. Все они прошли строжайший отбор и являются победителями соревнований национального уровня.

«Это знаковое мероприятие для международного образовательного пространства, так как Россия является не только организатором, но и инициатором олимпиады, — отметил на открытии олимпиады заместитель министра финансов РФ Антон Котяков. — Данное интеллектуальное состязание показывает, насколько эта сфера интересна не только для взрослых, но и для молодых ученых». «Эта олимпиада — шаг к взаимопониманию и пониманию того, что знания, умения и добрая воля рано или поздно приведут нас к успеху», — подчеркнула в своем приветственном слове заместитель председателя правления Сбербанка Белла Златкис.

С видеообращением к участникам также обратился министр экономического развития РФ Максим Орешкин.

Олимпиада продлится неделю и будет состоять из трех этапов, каждый со своей темой — экономика, финансовая грамотность и решение бизнес-кейса. Первые два этапа имеют индивидуальный зачет, тогда как на последнем этапе участники будут работать в командах. По результатам всех трех этапов будут определены победители в индивидуальном и командном зачетах. Кроме того, будут присуждаться призы за выдающиеся результаты или решения на отдельных этапах соревнования. 

Партнерами Международной олимпиады школьников по экономике в 2018 году являются: Корпоративный университет Сбербанка, Международный финансовый центр Астаны (Казахстан), Instituto Vertere (Бразилия), Initiative for Teaching Entrepreneurship (Австрия), образовательная платформа Changellenge, онлайн-школа Фоксфорд, благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».

Россию представляют две команды, куда вошли победители Всероссийской олимпиады школьников по экономике. Подготовку российских команд курировал экономический факультет МГУ.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что «в России экономика, как и право, не являются обязательными предметами школьной программы. Это ошибка, которую надо исправлять. У тех, кто не проходит экономику и право в школе, закладывается основа экономической и гражданской неуспешности». Всем российским школьникам, владеющим основами финансовой грамотности, олимпиада дает возможность проверить свои знания, заочно приняв участие в соревновании по финансовой грамотности и сравнив свои результаты с результатами участников олимпиады. Для участия в игре необходимо зайти на сайт finance.ecolymp.org и зарегистрироваться. Пока, наилучшие результаты в первом туре олимпиады в личном зачете показали Анна Ооржак из команды России (348412 баллов), Биба Саугабаева из Казахстана (345926 баллов) и Вайрис Страмкалис из команды Латвии (341083 балла).

Международные олимпиады школьников имеют богатую традицию, но до сих пор проводились только по естественным наукам, так как школьникам легче сопоставлять знания в этих областях. «То, что наконец проводится олимпиада по экономике, доказывает, что экономика — наука  естественная и наднациональная, так как не существует отдельных китайской, или российской, или американской экономической теории, — говорит Ярослав Кузьминов. — Признание того, что социальные науки во главе с экономикой имеют объективный и международный характер, что знания и инструменты экономики выше, чем текущие интересы государств и фирм, очень важно для того, чтобы мы рассматривали мир как нечто целое». 

С ним солидарен и ректор РЭШ Рубен Ениколопов: «В названии олимпиады важны все три слова — Международная, так как подобно таблице умножения не существует национальной экономической науки, есть наука международная. Олимпиада — потому что участие важнее победы. Экономика — наука, которая долгие годы не получала должного внимание, несмотря на ее важную роль в жизни общества».

Председателем попечительского совета олимпиады является Эрик Маскин, лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Гарвардского университета и председатель международного экспертного совета НИУ ВШЭ. «Экономика, и тут я соглашусь с Карлом Марксом, хотя по многим вопросам мы с ним расходимся во мнениях, является основой цивилизации. Если в экономике страны какие-то проблемы, то страдают все области жизни — если мы посмотрим на политические проблемы в Европе, Китае или США, то увидим, что все они в конечном счете произрастают из экономического кризиса 2008 года, от которого мы все еще не полностью оправились. Отрадно, что столько молодых людей серьезно интересуются экономикой — в будущем вы сможете решить экономические проблемы, которые стоят перед обществом». На открытии олимпиады профессор Маскин прочел для участников лекцию о новом направлении экономической теории — дизайне механизмов, направленном на создание процедур для того, чтобы участники экономических отношений могли совместно принимать оптимальные решения.

Умберто Льявадор (Университет Помпеу Фабра, Испания)

Умберто Льявадор (Университет Помпеу Фабра, Испания), главный судья, член Исполнительного комитета

У нас в университете есть премия за лучшую исследовательскую работу, выполненную старшеклассниками: в Испании все школьники последнего года обучения выполняют исследовательский проект. В экономике их больше всего интересуют две темы: неравенство и изменение климата (или экология  в более широком смысле). Последние опросы показывают, что неравенство и проблемы экологии стали во многих странах более важны, чем такие традиционные вопросы как безработица, финансовый кризис, терроризм и безопасность. Поэтому и школьников эти проблемы интересуют больше всего.

На данных соревнованиях основную сложность для участников, возможно, составит экономическая часть, поскольку здесь им понадобится рассуждать и использовать интуицию. Для того чтобы обрести экономическую интуицию, требуется время и талант. Первое задание олимпиады будет оцениваться автоматически, программой. Во втором и третьем заданиях будет оцениваться способность участников рассуждать экономическими понятиями, а в решении бизнес-кейсов — также и способность мыслить как предприниматель. Поэтому одного правильного ответа здесь не будет. Возможно, нет и самого оптимального решения, но некоторые решения будут лучше других.

Самый сложный момент данной олимпиады для участников — это диапазон тем, вошедших в программу. По задумке организаторов, соревнование строится на экономическом мышлении и интуиции. Концепция экономического мышления и рассуждения едина, вне зависимости от содержания школьной программы по экономике в конкретной стране. Мы будем обращать внимание не на конкретные формулы, а на экономический образ мыслей.

Я считаю, что экономика должна быть обязательным школьным предметом, и во многих школах это уже так. При этом содержание программы нужно тщательно прорабатывать. Все должны быть экономически грамотны, а это значит, что все должны быть в состоянии не стать жертвой мошенников, когда берут кредит или ипотеку. Все должны понимать основные экономические концепции, такие как инфляция или безработица, а также принципы их измерения. Если люди экономически грамотны, ими невозможно манипулировать.

Николь Ло (Малайзия), участница конкурса

Николь Ло (Малайзия), участница конкурса

Уже несколько лет я активно интересуюсь экономикой, у меня к ней страсть и любовь. Я уже много раз делала презентации бизнес-планов на конкурсах и занималась исследованиями. Я хочу заниматься экономикой, бизнесом или финансами в будущем, и это здорово, что ВШЭ дает студентам возможность обмениваться идеями и соревноваться. Я с нетерпением жду работы с кейсами, потому что там ты никогда не знаешь, чего ожидать. У меня есть ментор из Центрального банка Малайзии: он помогал мне готовиться к соревнованию, дал много полезных советов. В программе были несколько тем, которые мы не проходили в школе: например, история экономической науки. Кроме того, некоторые темы представлены на более сложном уровне. Но я думаю, это только вдохновит меня больше заниматься экономикой в будущем.

Энрике Лазевесьюс Азеведо (Бразилия), участник конкурса

Энрике Лазевесьюс Азеведо (Бразилия), участник конкурса

В Бразилии экономика не входит в число обязательных школьных предметов, поэтому к национальному этапу соревнований я в основном готовился сам. Я был поражен огромным количеством разных вопросов и тематик, которые изучает экономика. Вопросы очень сложные, но и очень интересные. Готовиться к международному этапу нам помогали руководители нашей команды. Приехать сюда — это замечательная возможность для меня, и я много жду от этого мероприятия. До сих пор все было просто чудесно.

Томас Андреас Шнайтер (Young Enterprise Switzerland, Швейцария), руководитель команды Швейцарии, член Исполнительного комитета Олимпиады

Томас Андреас Шнайтер (Young Enterprise Switzerland, Швейцария), руководитель команды Швейцарии, член Исполнительного комитета Олимпиады

Организация, в которой я работаю, поощряет молодежь заниматься экономикой. Мы каждый год  проводим соревнования для школьников, где они должны придумать  проект мини-компании. Организаторы Международной олимпиады связались с нашей организацией и предложили прислать команду на соревнования. В Швейцарии есть школы с экономическим уклоном, где ученики изучают экономику, бухгалтерский учет, бизнес. Есть и школы, где экономика — это дополнительный предмет, и преподается не очень глубоко. Все наши участники учатся в школах с экономическим уклоном, и это для нас большой плюс. У нас было не так много времени на подготовку к международной олимпиаде, но большинство тем, которые включены в соревнование, есть в их школьной программе. Мы также провели семинар по подготовке к соревнованию, чтобы убедиться, что наши участники знакомы со всеми темами, и что они уверены в своих способностях решать разные типы задач. Мы уделили особое внимание решению кейсов, поскольку в школе студенты с такими заданиями не сталкивались, и надо было рассказать им о том, как это происходит.

Аллен Вайсборд (США), участник соревнований

Аллен Вайсборд (США), участник соревнований

В США экономика не входит в список обязательных школьных предметов, но в большинстве школ ее преподают как курс по выбору. В моей школе есть курсы по макро- и микроэкономике, но я их еще не начинал, и формально начну изучение экономики только в следующем году. Я очень интересуюсь экономикой, планирую изучать ее в университете, а, может быть, и после него. Большую часть своих экономических знаний я получил самостоятельно, вне школы. Я участвовал в Американской национальной олимпиаде по экономике в составе школьной команды, и затем меня пригласили на эти международные соревнования. Я решил, что это отличная возможность, и согласился поехать. На национальном этапе у нас не было части по финансовой грамотности, которая будет на данной олимпиаде. Мы больше занимались общими экономическими знаниями и конкретными американскими институтами, такими как федеральная резервная система, — а этой темы не будет на международных соревнованиях по экономике. Поэтому я много времени провел, общаясь с другими членами команды, чтобы мы четко понимали, что именно будет на этих соревнованиях. Когда мы изучили программу, мы попытались понять, где у нас пробелы. Мне самой интересной частью соревнований кажется работа с кейсами, потому что там нет единственно правильного ответа. Я впервые приехал в Россию и счастлив увидеть Москву, Кремль, Красную площадь.

Кайла Грейс Аллен-Дженнингс (Новая Зеландия), участница соревнований

Кайла Грейс Аллен-Дженнингс (Новая Зеландия), участница соревнований

В школе я сначала изучала экономику в курсе социальных наук. Затем, три года назад, я начала изучать экономику и бухгалтерский учет как отдельные предметы. Интерес к экономике у меня появился после дискуссий в семье на политические темы. Я обнаружила, что политические вопросы всегда так или иначе сводятся к экономике. Я считаю, что самая главная мировая проблема сегодня — это распределение доходов. Нам нужно создать экономику, в которой люди могут развивать свои компании и бизнесы, и в такой экономике должно быть место и для супербогатых людей, но несправедливо, если кому-то при этом не хватает на жизнь. Если всем хватает на жизнь, то у многих людей могут быть и излишки. В конце концов, я считаю, что нам нужно обратиться к человеческой гуманности: если посадить рядом самого бедного и самого богатого человека и дать им поговорить, можно прийти к счастливому балансу. Если кто-то, у кого уже есть все, своими глазами увидит беды другого человека, можно будет найти способ решить проблему.

На предстоящих соревнованиях я очень жду работы с кейсами, потому что мне очень нравится работать с людьми, и я с нетерпением жду более близкого знакомства со своей командой.

Вам также может быть интересно:

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.

«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками

В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.

В НИУ ВШЭ учеников предпрофессиональных классов посвятили в будущие профессионалы

8 февраля, в День российской науки, 20 тысяч учеников 10-х предпрофессиональных классов школ Москвы прошли посвящение в будущие профессионалы на площадках более 30 столичных вузов. Одним из них стала Высшая школа экономики — в мероприятиях приняли участие более тысячи учеников предпринимательских, инженерных, ИТ- и медиаклассов. Они ознакомились с исследовательскими и образовательными возможностями университета, побывали на лекциях и интерактивных занятиях, пообщались с преподавателями.

Участники DANO написали задачный тур заключительного этапа

Завершился задачный тур заключительного этапа Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Участниками стали 296 человек. В этот раз школьникам предстояло не тестовые задания решать, а работать над практическими задачами, которые требовали знания основ теории вероятностей и математической статистики.

«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса

25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.

«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей

Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».

Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов

Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».