• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые формы звукового мышления: в Школе дизайна НИУ ВШЭ стартовала онлайн-лаборатория

Новые формы звукового мышления: в Школе дизайна НИУ ВШЭ стартовала онлайн-лаборатория

© iStock

Unthinking/Unlearning — это совместный проект лейбла Klammklang и магистерских программ Sound Studies and Sonic Arts Университета искусств в Берлине (UdK) и Sound Art and Sound Studies Школы дизайна НИУ ВШЭ. Проект посвящен Году Германии в России 2020/21. Участники онлайн-лаборатории будут исследовать слуховые, звуковые и музыкальные практики. Ее работа началась 15 мая, а завершится проект в первый день лета.

Звук как агент, новая философия звука, его воплощение и исследование — онлайн-лаборатория будет посвящена самым разным аспектам слуховых и музыкальных практик. «В ходе работы лаборатории мы предлагаем отказаться от привычных, нередко колониальных, способов интерпретации мира для того, чтобы открыть новые способы взаимодействия с техникой, искусством и, прежде всего, — с самими собой и другими», — рассказывает о концепции лаборатории ее сокуратор, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, исследователь современной музыки и аудиальной культуры Евгений Былина. По его словам, слух не только помогает нам получать информацию о мире, но также является формой чувствования, которая влияет на наши представления об окружающей действительности.

Для того, чтобы "услышать" мир, стать "созвучным" ему, нам необходимо выработать новые формы сонорного воображения и мышления, которые предполагают не аналитическую строгость, а аффективную чувственность — своего рода "слепоту", обещающую неведомые открытия

Конструированию новых форм звукового мышления и воображения и будет посвящена лаборатория. Кроме того, ее важнейшей задачей станет и формирование нетворкинга, говорит сокуратор лаборатории, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ и соосновательница независимого музыкального издательства Klammklang Юлия Шарифуллина. «Наша лаборатория направлена на образование новых связей на разных уровнях. Для нас было важно привлечь участников с максимально разной географией: не только Москва и Питер, но и регионы. Нам хочется, чтобы те новые контакты, которые ребята приобретут в ходе лаборатории, смогли помочь им реализовать их местные истории».

Любовь Винк
Фото из личного архива

Среди участников лаборатории много представителей регионов России из Перми, Екатеринбурга, Краснодара, Набережных Челнов и т.д. Так, медиахудожница, драматург и режиссер Любовь Винк будет участвовать в лаборатории из Красноярска. Она признается, что проект заинтересовал ее своим информационным блоком: «В данный момент я работаю со звуком как с текстом и интершумами для создания нужной драматургии и механики произведения, но понимаю, что возможности работы со звуком гораздо шире».

Я очень люблю атмосферу лабораторий, и как участник, и как организатор. Рост сознания и навыков в такой атмосфере движется по экспоненте. Заранее предвкушаю весь этот процесс!

Своими ожиданиями от участия в лаборатории делится и Данила Матросов. Он живет в Екатеринбурге и работает сокуратором концертного цикла «Новая музыка в зале свободы» в Ельцин Центре, а также является музыкантом и видеоинженером в Свердловском театре драмы. «Я жду, что это будет очень продуктивный опыт, — подчеркивает Данила. — Во-первых, потому что программа и эксперты действительно классные, а во-вторых, потому что это будет коллективный опыт, где встретятся люди, разделяющие этот контекст. И я надеюсь, что опыт лаборатории может быть полезен в развитии культуры, связанной с новыми звуковыми практиками и теориями у нас, на Урале».

Кроме России в географии лаборатории — Нидерланды, Беларусь, Польша и Азербайджан. «Я очень давно присматривался к Университету искусств в Берлине, поэтому, когда увидел объявление о совместном курсе ВШЭ и UdK, ни секунды не раздумывая решил подавать заявку», — говорит Фархад Фарзали, художник и саунд-дизайнер из Баку. Он также признается, что всегда хотел поработать в Max (визуальный язык программирования для создания приложений, часто используется музыкантами — прим. ред.), но его отпугивал интерфейс. «Надеюсь, что курс сможет разрушить мой страх», — добавляет он.

Фархад Фарзали
Фото из личного архива

Всего заявки для участия в проекте подали 195 человек из 12 стран мира. Из них отбор прошли 26 ребят, которые будут работать в двух воркшопах: «Техники и технологии компьютерной музыки» и «Полевые записи и найденные звуки».

Продлится лаборатория с 15 мая по 1 июня. Ее программа включает в себя открытый теоретический курс и практическую часть (языки обучения — русский и английский). Участники познакомятся с основными сюжетами звуковых исследований, сосредоточившись вокруг трех тем: рассмотрения звука как агента социальных взаимоотношений, исследования новых концепций звукового и обзора актуальных художественных практик работы со звучащим. Кроме того, они смогут попрактиковаться в занятиях полевыми записями или изучить продвинутые техники компьютерной музыки.