Институт проблем химической физики РАН открыл базовую кафедру на факультете химии ВШЭ

Новая кафедра будет готовить специалистов, ориентирующихся как в актуальных направлениях научно-технической сферы и инженерии, так и в области предпринимательства и коммерциализации разработок. Они смогут выводить на рынок не только свои инновационные проекты, но и проекты своих коллег. Кафедру возглавил научный руководитель института, академик РАН Сергей Алдошин.

ИПХФ РАН обладает необходимыми кадровыми ресурсами и инфраструктурой для организации обучения студентов Вышки. Есть семь учебных аудиторий, полностью оборудованных для проведения занятий, в их числе специализированные компьютерные классы для организации обучения с использованием дистанционных и интерактивных форм, а также для решения теоретических и прикладных задач в области компьютерного моделирования и инжиниринга. В основе образовательного процесса – научная работа, в том числе в рамках практических занятий и лабораторных практикумов, и для этого институт готов предоставить самое современное научное оборудование.

На факультете химии Высшей школы экономики кафедра ИПХФ РАН – это пятая по счету базовая кафедра, открытая академическим институтом. Ее заведующим стал научный руководитель ИПХФ РАН, академик РАН Сергей Алдошин – известный специалист в области химической физики, кристаллохимии, химии твердого тела и квантовой химии, обладающий большим опытом работы со студентами в МГУ и МФТИ.

Сергей Алдошин, заведующий базовой кафедрой физико-химической инженерии ИПХФ РАН, академик РАН

Идея создания базовой кафедры на факультете химии НИУ ВШЭ заключается не только в развитии естественно-научного направления в этом университете и обучении студентов физико-химической инженерии. Для нас особенно важна синергия с компетенциями НИУ ВШЭ в области подготовки предпринимателей. Команда новой кафедры будет ориентирована прежде всего на подготовку специалистов, ориентирующихся как в актуальных направлениях научно-технической сферы и инженерии (например, водородной энергетике), так и в области предпринимательства и коммерциализации разработок. Они смогут выводить на рынок не только свои инновационные проекты, но и проекты своих коллег. Вместе с партнерами из НИУ ВШЭ мы сделаем все возможное, чтобы выпускники кафедры стали не только учеными и инженерами, но и технологическими предпринимателями, готовыми ответить на вызовы XXI века.

Создание базовой кафедры позволит вовлечь студентов не только в исследовательскую работу, но и в реализацию проектов в области химической технологии, современных композиционных материалов, водородной энергетики и других. Для этого в институте уже несколько лет практикуется такая форма проектной работы студентов, как студенческие конструкторские бюро: группа студентов включается в решение определенной научно-практической проблемы или задачи. «Когда все студенты, которые у нас учатся или работают, приезжают в Черноголовку, институт становится похожим на университетский кампус», – отмечает Сергей Алдошин.

В ближайших планах базовой кафедры ИПХФ РАН – разработка магистерской программы в сотрудничестве с коллегами из Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН и представителями наукоемкого бизнеса.

Виталий Котов, декан факультета химии ВШЭ

Основная отличительная черта образовательного процесса на нашем факультете – активное вовлечение студентов в научную работу начиная с первого курса. В этом нам помогают научные институты РАН, открывающие на факультете свои базовые кафедры и предоставляющие студентам широкие возможности выбора индивидуальной научной траектории. Мы возлагаем большие надежды на новую кафедру, созданную на базе Института проблем химической физики РАН, и уверены, что она реализует свой высокий потенциал в организации совместных исследований и проектной работы сотрудников и студентов. Это приведет к дальнейшему расширению связей факультета химии ВШЭ и Российской академии наук.

Институт проблем химической физики (ИПХФ) – один из крупнейших и ведущих институтов РАН, расположенный в Черноголовке. Его история отсчитывается с 1956 года. В ИПХФ РАН работают более 1,2 тыс. сотрудников, в том числе 105 докторов и 265 кандидатов наук. Выполняются работы по таким направлениям, как общие проблемы химической физики, строение молекул и структура твердых тел, кинетика и механизм сложных химических реакций, химическая физика процессов горения и взрыва, химическая физика процессов образования и модификации полимеров и другие. В 2017 году был открыт Центр компетенций Национальной технологической инициативы ИПХФ РАН по технологиям новых и мобильных источников энергии, в том числе по водородной энергетике.

Институт проводит совместные исследования с более чем 50 отечественными и зарубежными вузами и научными институтами, взаимодействует с институтами развития, корпорациями и госкомпаниями. ИПХФ РАН сотрудничает с вузами и в рамках образовательных программ, способствуя притоку молодых специалистов в науку.