• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это новая глава в моей карьере, и я хочу ее круто написать»

«Это новая глава в моей карьере, и я хочу ее круто написать»

© Высшая школа экономики

В 2023/24 учебном году у бакалавриата «Программная инженерия» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ — новый академический руководитель. Николай Павлочев имеет успешный опыт реализации инициатив по развитию Московского физико-технического института. В компании Acronis, работающей в области систем защиты резервного копирования и восстановления данных, занимался взаимодействием с ведущими техническими университетами Сингапура, Швейцарии, Германии, Болгарии, США. О том, как пришел на ФКН и какова его стратегия развития программы, он рассказал в интервью.

Николай Павлочев

— Какое образование вы получили?

— Я выпускник кафедры цветных и драгоценных металлов Московского института стали и сплавов. Металлург, стало быть. Немного увлекаюсь инновационной экономикой, управлением интеллектуальной собственностью и (sic!) психологией. Если попробовать дать характеристику моей образовательной траектории, то база одного из лучших научно-технологических университетов России помогла мне сформировать технический склад ума и системное мышление, а различные курсы и программы повышения квалификации нарастили навыки коммуникации и менеджмента.

В целом я сторонник lifelong learning, так что в моем расписании всегда есть время под один-два курса онлайн-платформ или специализированных образовательных учреждений.

— Где вы работали до Вышки? 

— Если заглянуть в мою трудовую книжку, то там можно найти много чего интересного. В школьные годы я подрабатывал на стройке разнорабочим, в университете трудился маркетологом в одной крупной московской компании — интернет-провайдере, но самые значимые места работы для меня — это «Физтех-Союз» и Acronis.

Некоммерческое партнерство «Физтех-Союз по поддержке и развитию МФТИ», как следует из названия, тесно связано с МФТИ. Это сообщество выпускников МФТИ и активистов, которые готовы тратить время и ресурсы на поддержку университета. Мы реализовали десятки различных инициатив, нацеленных на развитие как самого Физтеха, так и территории вокруг него. Из самых знаковых я выделю разработку программы территориального мегакластера ФИЗТЕХ XXI, создание Фонда целевого капитала МФТИ, а также строительство нового кампуса Физтех-лицея им. П.Л. Капицы и Физтех-парка.

На этой работе с завидной регулярностью приходилось сталкиваться с новыми интересными задачами и засучив рукава решать их. Мы с коллегами часто вспоминаем, что в первый момент, когда слышишь про масштабную инициативу от выпускника, ты немного пугаешься, но, переборов страх, приступаешь к ее реализации. И — о чудо! — системный подход, упорство и готовность брать на себя ответственность помогают свернуть горы.

© Высшая школа экономики

По итогам одной из таких инициатив я попал в 2017 году в компанию Acronis. В 2010-м в МФТИ была сформирована кафедра теоретической и прикладной информатики, базовыми организациями которой были Parallels, Virtuozzo и Acronis. На 2017 год это была одна из топовых кафедр в части программной инженерии (то есть прикладной информатики), а вот по части компьютерных наук было куда расти. Мне как человеку, хорошо знающему и понимающему МФТИ, предложили решить эту задачу. 

По итогу полугода бессонных ночей, изучения мирового и российского опыта, а также экспертизы коллег из СПбАУ (Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет имени Ж.И. Алферова РАН. — Ред. ) и JetBrains была создана магистерская программа по компьютерным наукам (то есть по теоретической информатике).

Следующие шесть лет я занимался взаимодействием с ведущими техническими университетами в регионах, где у нас была разработка. Это Россия, Сингапур, Швейцария, Германия, Болгария и США. Это был классный опыт, и я бесконечно благодарен своим коллегам из Acronis.

— Как вы пришли на факультет компьютерных наук Вышки?

— С НИУ ВШЭ я познакомился довольно давно. В 2012 году один мой близкий товарищ организовал небольшую лабораторию в Вышке под руководством Тахира Базарова. Там он исследовал вопросы командообразования и групповых взаимодействий. Каждую среду мы собирались в корпусе на Петровке, слушали лекции по психологии, играли в «Мафию» и «Управленческий поединок», моделировали переговоры. Это была очень интересная история, которая помогла мне нарастить навыки ведения и медиации переговоров, которые пригодились мне не раз.

А вот наши пути с ФКН пересеклись в 2017 году. Когда я пришел в Acronis, компания уже работала с факультетом. У нас была студенческая лаборатория, в рамках которой студенты проводили исследования в интересах компании. Коллеги из двух команд работали с ФКН. Мне поставили задачу развивать сотрудничество и вовлекать новые команды. 

Таким образом, мы совместно с Ольгой Максименковой и Ириной Плисецкой организовывали мастер-классы, участвовали в работе Центра практик и проектной работы и предпринимательства ФКН, вели дипломников и нанимали талантливых ребят. Так что в тот момент, когда мне пришло предложение присоединиться к факультету, особых сомнений у меня не было, ведь это классный университет, крутая команда и талантливые студенты!

— Какие перспективы вы видите для «Программной инженерии»?

— В моей картине мира в основе хорошего образовательного процесса лежат три составляющие: крепкая связь с индустрией, первоклассные преподаватели и сильные абитуриенты.

Индустрия формирует запрос на будущего специалиста. Она делится своим видением того, какими знаниями и умениями должен обладать идеальный кандидат, какие ценности в части работы и этики разделять и по какому карьерному треку он может пойти. Только при наличии хорошей связи c индустрией можно формировать действительно востребованные образовательные программы, а не строить башни из слоновой кости. При этом понятие «индустрия» надо трактовать достаточно широко: сюда относятся и корпорации, и научно-исследовательские институты, и различные отраслевые сообщества, и государство. То есть все те, на кого и с кем будут работать выпускники.

© Высшая школа экономики

Когда ты познакомился с образом идеального кандидата, можно переходить к формированию образовательной программы. И в этот момент появляется фигура преподавателя. Это тот самый человек, который на протяжении всего обучения будет помогать студенту в его пути от абитуриента к выпускнику — идеальному кандидату.

И наконец, последняя, но отнюдь не менее важная составляющая — сильный абитуриент. Прежде всего высокий уровень абитуриентов позволяет эффективнее строить образовательный процесс, меньше отвлекаться на повторения, быстрее осваивать программу и в итоге приобретать больше знаний и умений. Кроме этого, университет — это еще и место, где заводятся знакомства и формируются связи, которые станут для выпускника отличным подспорьем в его карьере.

В каждом из этих пунктов у ПИ есть отличный задел, поэтому моя задача, как я ее вижу, заключается в том, чтобы помочь программе выйти на новый уровень. Да, на данный момент программа ПИ — одна из лучших в России, подтверждением чего могут являться высокие проходные баллы и востребованность выпускников на рынке. Но современное образование — конкурентная среда, коллеги из других университетов не сидят сложа руки и активно развиваются, так что и нам нельзя почивать на лаврах.

— Какие у вас ожидания от работы на факультете? 

— Для меня это новая глава в моей карьере, и я хочу ее круто написать. 

ВШЭ в целом и ФКН в частности — классные места, все вокруг буквально бурлит энергией. Это невероятно вдохновляет на работу

Что касается студентов, последний месяц я активно с ними общаюсь и выделил для себя несколько моментов. Прежде всего это очень жадные до знаний и навыков ребята, они подкованы в части не только hard skills (проходной балл на это недвусмысленно намекает), но и soft skills. Они не стесняются задавать вопросы, спорить и отстаивать свою точку зрения, при этом они могут и готовы слушать и слышать, если ты не просто давишь их авторитетом или возрастом, а приводишь разумные доводы. Мне тут нравится, и я буду рад внести свой вклад в развитие ФКН и Вышки.