Плаксин Михаил Александрович
- Доцент:НИУ ВШЭ в Перми / Факультет социально-экономических и компьютерных наук / Департамент менеджмента
- Доцент:НИУ ВШЭ в Перми / Факультет социально-экономических и компьютерных наук / Кафедра информационных технологий в бизнесе
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 36 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 1998Ученое звание: Доцент
- 1986Кандидат физико-математических наук: Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова, специальность 05.13.11 «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей», тема диссертации: Диалоговая система программирования МВК Эльбрус
- 1981
Специалитет: Пермский государственный университет, специальность «Прикладная математика», квалификация «Математик»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2007. Повышение квалификации по программе «Оптимизация информационного обмена в межкультурной коммуникации: иностранный язык повседневного общения» (английский язык) в объеме 100 академических часов (ЦДО «LITTERA» РИНО ПГУ, 2007 г.).
2012. Обучение на сертификационном семинаре-тренинге по ТРИЗ-педагогике «Учись Мыслить Смело» в объеме 32 час. Организаторы: Международная лаборатория «Образование для Новой Эры», ООО «Центр практического мышления». Место: г. Москва. Срок: 05.01.2012 – 08.01.2012
2014. Cambridge English Entry Level Certificate in ESOL International (Entry 2) (Business) (НИУ ВШЭ - Пермский филиал)
2014. МГУ им.Ломоносова. Международная летняя суперкомпьютерная академия. 23.06-04.07-2014, 100 час.
2014. Школа тестировщиков - Планирование тестирования и проектирование тестов, 19-21.09.2014, Москва, компания "Тестирование и качество ПО", 19 час.
2015. Английский язык. Углубленное изучение General English, направленное на развитие академических навыков, уровень Upper Inermediate - Pre Advaced. НИУ ВШЭ - Пермский филиал,128 час.
2015. Программа повышения квалификации "Основы презентации данных: визуальное мышление и инфографика", НИУ ВШЭ - Пермский филиал, 38 час.
2015. Программа повышения квалификации "Введение в сетевой анализ", НИУ ВШЭ - Пермский филиал, 38 час.
2016. Программа повышения квалификации "Академическое письмо: от генерации до публикации", НИУ ВШЭ - Пермский филиал, 16 час.
2016. Английский язык. Профессиональная коммуникация в иноязычной среде (Углубленное изучение General English с элементами языка общения в профессиональной сфере, уровень Intermediate)", НИУ ВШЭ - Пермский филиал, 114 час.
2017. Серия он-лайн семинаров "Информационные инструменты для авторов научных публикаций", Clarivate Analytics, 4 час.
2017. Серия он-лайн семинаров "Практические рекомендации по публикации в международных журналах", Clarivate Analytics, 3 час.
2018. Современное машинное обучение и методика преподавания анализа данных, НИУ ВШЭ-Москва, 24 час.
2018. Английский язык. Профессиональная коммуникация в иноязычной среде, НИУ ВШЭ - Пермский филиал, 114 час.
2019. Гибкие методологии управления программными проектами, НИУ ВШЭ - Пермский филиал, 72 час.
2020. Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, НИУ ВШЭ - Пермский филиал, 20 час.
2020. Инфрмационно-комуцникационные технологии в образовательном процессе, НИУ ВШЭ - Пермский филиал, 16 час.
2021. Английский язык для обеспечения академической мобильности, ПГНИУ, 70 час.
2021. Написание научной статьи на английском языке, ПГНИУ, 102 час.
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Software Quality Assurance and Testing (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Проектный семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Профориентационный семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Введение в программную инженерию (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Software Quality Assurance and Testing (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Проектный семинар 1 (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Введение в программную инженерию (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Software Quality Assurance and Testing (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Проектный семинар 1 (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Введение в программную инженерию (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Software Quality Assurance and Testing (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Введение в программную инженерию (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Software Quality Assurance and Testing (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Системный анализ и проектирование (Магистратура; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Введение в программную инженерию (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Конференции
- 2021
I-я Всероссийская научно-методическая конференция “ТРИЗ в образовании”-2021 (Санкт-Петербург). Доклад: ТРИЗформашка – интернет конкурс для школьников и студентов
Международная конференция Саммита разработчиков ТРИЗ «ТРИЗ в развитии» (Минск). Доклад: О применении функционально стоимостного анализа при разработке программного обеспечения
- Три поколения ТРИЗ-2021 (Санкт-Петербург). Доклад: От анализа функционально-стоимостного к анализу целе-стоимостному
- 9-я Международная конференция «Физико-техническая информатика (CPT2021)» (Пущино (Московская область)). Доклад: Optimizing the cost / effectiveness ratio in risk management in information systems development
Всероссийский съезд учителей и преподавателей математики и информатики (Москва). Доклад: МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ – С ПЕЛЕНОК!»
Всероссийский съезд учителей и преподавателей математики и информатики (Москва). Доклад: «ТРИЗФОРМАШКА» – МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ, СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ И ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
- 2020
Три поколения ТРИЗ-2020 (Санкт-Петербург). Доклад: Модификация диверсионного анализа для совершенствования организационных систем
Три поколения ТРИЗ-2020 (Санкт-Петербург). Доклад: О применении ФСА при проектировании программного обеспечения
- 2019Формирование цифровой грамотности и вычислительного мышления - путь к совершенствованию образования в будущем (Москва). Доклад: ТРИЗформатика – информатика периода перехода к информационному обществу: от технологий информационных к технологиям интеллектуально-информационным
- 2018Траектория взаимодействия в развитии цифровых навыков (Москва). Доклад: ТРИЗформатика - ответ на вызов информационного общества.
XIV международная научно-практическая конференция «Разработка ПО» SECR 2018 (Москва). Доклад: Применение диверсионного анализа для совершенствования организационных процессов
- XIII Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование» (Москва). Доклад: ПРОПЕДЕВТИКА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ: КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА «ПОЖАРНЫЕ ТАНКИ»
- Научная конференция преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ – Пермь “Соседи по науке” / “Neighbours in Research” (Пермь). Доклад: The Law "On the Protection of the Critical Information Infrastructure of the Russian Federation" and that the Permian HSE can obtain from it
- 2017
XII Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование» (Москва). Доклад: ПРОПЕДЕВТИКА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ: ТЕМА «РОЙ РОБОТОВ» В КОНКУРСЕ «ТРИЗФОРМАШКА-2017»
- 2016
Параллельные вычислительные технологии (ПаВТ-2016) (Архангельск). Доклад: Подготовка методики преподавания темы «Параллельные вычисления» в средней школе
XI Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование» (Москва). Доклад: О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ ПРОПЕДЕВТИКИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ
- 2015Преподавание информационных технологий в Российской федерации (ИТ-образование-2015) (Пермь). Доклад: НАБОР ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ВЫЧИСЛЕНИЯМИ В КОНКУРСЕ «ТРИЗФОРМАШКА»
- Преподавание информационных технологий в Российской федерации (ИТ-образование-2015) (Пермь). Доклад: КОМПЛЕКС ДЕЛОВЫХ ИГР ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ВЫЧИСЛЕНИЯМИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
- Шестая Международная конференция «Системный анализ и информационные технологии» САИТ-2015 (Светлогорск). Доклад: «Оценка равных» как метод экспертной оценки: опыт применения в области computer science
- XXV Международная конфернеция-выставка "Информационные технологии в образовании" (ИТО-2015) (Москва). Доклад: Деловые игры для знакомства с параллельными вычислениями
- X Юбилейная международная научно-практическая конференция "Современные информационные технологии и ИТ-образование" (Москва). Доклад: «Суперкомпьютеры» vs «параллельное программирование». «Параллельное программирование» vs «совместная деятельность». Как изучать тему «параллельные вычисления» в средней школе?
VII международная конфернеция "ТРИЗ. Практика применения и проблемы развития" (Москва). Доклад: ПРИМЕНЕНИЕ ДИВЕРСИОННОГО АНАЛИЗА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОПЫТ ФАКУЛЬТЕТА БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИ ПЕРМСКОГО ФИЛИАЛА НИУ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования (Челябинск). Доклад: Основы ТРИЗ, системного анализа и управления проектами как необходимые компоненты инженерной культуры
- 2014Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее. Всеросс. науч.-метод. конф. по вопросам применения ИКТ в образовании (Пермь). Доклад: Знакомство с методикой экспериментального исследования мира в «Пермской версии» пропедевтического курса информатики
- Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее. Всеросс. науч.-метод. конф. по вопросам применения ИКТ в образовании (Пермь). Доклад: О методике начального знакомства с параллельными вычислениями в средней школе
- Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее. Всеросс. науч.-метод. конф. по вопросам применения ИКТ в образовании (Пермь). Доклад: Конкурс «ТРИЗформашка» как площадка для апробации заданий на параллельное программирование
- Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее. Всеросс. науч.-метод. конф. по вопросам применения ИКТ в образовании (Пермь). Доклад: Параллельные вычисления в школьной информатике. Игра «Стройка»
- Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее. Всеросс. науч.-метод. конф. по вопросам применения ИКТ в образовании (Пермь). Доклад: Параллельные вычисления в школьной информатике. Игра «Танковый экипаж»
- XII Всероссийская конференция "Преподавание информационных технологий в Российской Федерации" (Казань). Доклад: О содержании курса информатики периода перехода к информационному обществу
- Девятая международная Ершовская конференция по информатике "Перспективы систем информатики" (Санкт-Петербург). Доклад: Логика развития курса информатики периода перехода к информационному обществу: объединение компьютерных и интеллектуальных технологий работы с информацией
- 2013Пятая Международная конференция «Системный анализ и информационные технологии» САИТ-2013 (Красноярск). Доклад: Применение диверсионного анализа для совершенствования образовательного процесса
- Информационные технологии в образовании. XXIII Международная конференция-выставка (Москва). Доклад: Задачи на параллельное программирование в конкурсе «ТРИЗформашка-2013»
- 2010Формирование цифровой грамотности и вычислительного мышления - путь к совершенствованию образования в будущем (Москва). Доклад: ТРИЗформатика – информатика периода перехода к информационному обществу: от технологий информационных к технологиям интеллектуально-информационным
20225
- Книга Гин С. И., Вавренчук Н. А., Ханько С. А., Артемьев А. И., Плаксин М. А. (Строительство дома дружбы)n : пособие для учителя. 2 класс. Часть 2. Гомель : [б.и.], 2022.
- Книга Гин С. И., Вавренчук Н. А., Ханько С. А., Артемьев А. И., Плаксин М. А. (Строительство дома дружбы)n : учебник-тетрадь. 2 класс. Часть 2. Гомель : [б.и.], 2022.
- Глава книги Воронова К. Д., Плаксин М. А. ЗНАКОМСТВО С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ВЫЧИСЛЕНИЯМИ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО КОНКУРСА «ТРИЗФОРМАШКА-2022» // В кн.: Дистанционное обучение – образовательная среда XXI века : материалы XII Междунар. науч.-метод. конф. (Республика Беларусь, Минск, 26 мая 2022 года). Мн. : БГУИР, 2022. С. 163-163.
- Статья Плаксин М. А. Игры-ходилки для изучения блок-схем // Информатика в школе. 2022. № 3. С. 36-48. doi
- Глава книги Мустафина Н. И., Плаксин М. А. О ВЛИЯНИИ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА НА ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ ДЕЛОВЫХ ИГР // В кн.: Дистанционное обучение – образовательная среда XXI века : материалы XII Междунар. науч.-метод. конф. (Республика Беларусь, Минск, 26 мая 2022 года). Мн. : БГУИР, 2022. С. 37-37.
20215
- Глава книги Plaksin M. A., Кузнецова Д. Ю. Optimizing the cost / effectiveness ratio in risk management in information systems development, in: The 9th International Conference on Computing for Physics and Technology (CPT2021). Conference Proceedings (2021), Nizhny Novgorod – Moscow – Pushchino, Russia, November 08-12, 2021, ISBN 978-5-6042891-5-0. Pushchino : , 2021. P. 158-166.
- Глава книги Плаксин М. А. «ТРИЗформашка» – межрегиональный Интернет-конкурс по информатике, системному анализу и теории решения изобретательских задач // В кн.: Электронный сборник «Тезисы Всероссийского съезда учителей и преподавателей математики и информатики». [б.и.], 2021.
- Глава книги Плаксин М. А., Фокина В. А. Компьютерная игра «Дрон и трактора» // В кн.: Электронный сборник «Тезисы Всероссийского съезда учителей и преподавателей математики и информатики». [б.и.], 2021.
- Книга Математика и междисциплинарные исследования – 2021 / Под общ. ред.: А. П. Шкарапута, А. О. Алексеев, В. Н. Аптуков, А. А. Волочков, . Г. Гилев, А. Ю. Городилов, В. В. Ильин, В. В. Ланин, В. Н. Павелкин, В. М. Пестренин, М. А. Плаксин, С. В. Русаков, О. Л. Русакова, К. В. Рябинин, Т. Н. Соловьева, Е. К. Хеннер, А. В. Чупин, С. И. Чуприна, Ю. А. Шарапов, К. Г. Шварц. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2021.
- Глава книги Плаксин М. А. Межрегиональный Интернет-конкурс «Параллельное программирование – с пелёнок!» // В кн.: Электронный сборник «Тезисы Всероссийского съезда учителей и преподавателей математики и информатики». [б.и.], 2021.
20204
- Книга Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика (в 2 частях). 3 класс. Ч.1: учебник / Рук.: М. А. Плаксин. 2-е изд.. Т. 1. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2020.
- Книга Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика (в 2 частях). 3 класс. Ч.2: учебник. 2-е изд. ISBN 978-5-9963-6201-1 / Рук.: М. А. Плаксин. Т. 2. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2020.
- Книга Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика (в 2 частях). 4 класс. Ч.1: учебник. 2-е изд. ISBN 978-5-9963-6136-6 / Рук.: М. А. Плаксин. Т. 1. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2020.
- Книга Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика (в 2 частях). 4 класс. Ч.2: учебник. 2-е изд. ISBN 978-5-9963-6137-3 / Рук.: М. А. Плаксин. Т. 2. Бином. Лаборатория знаний, 2020.
20191
20182
- Глава книги Плаксин М. А. Об одном методе оценки качества управления организационной системой // В кн.: Математика программных систем: межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред.: Л. Н. Лядова. Вып. 15. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. С. 74-86.
- Статья Плаксин М. А., Щелкунов А. А. Пропедевтика параллельных вычислений в школьной информатике: компьютерная игра «Пожарные танки» // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. Т. 14. № 4. С. 1000-1011. doi
20175
- Статья Плаксин М. А. ПРОПЕДЕВТИКА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ. МНОГОПОТОЧНОСТЬ И МНОГОЗАДАЧНОСТЬ // Информатика в школе. 2017. № 8. С. 48-57.
- Статья Плаксин М. А. Пропедевтика параллельных вычислений в школьной информатике. Параллельная форма алгоритма в задачах на обход графа // Информатика в школе. 2017. Т. 133. № 10. С. 32-38.
- Статья Плаксин М. А. Пропедевтика параллельных вычислений в школьной информатике. Распределение ресурсов. // Информатика в школе. 2017. № 4. С. 25-39.
- Статья Плаксин М. А. Пропедевтика параллельных вычислений в школьной информатике. Сетевой график. // Информатика в школе. 2017. № 3. С. 29-35.
- Статья Плаксин М. А., Цаплин С. В. Пропедевтика параллельных вычислений в школьной информатике: тема «Рой роботов» в конкурсе «Тризформашка-2017» // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13. № 4. С. 276-288. doi
20169
- Статья Плаксин М. А. КОМПЛЕКТ ДЕЛОВЫХ ИГР ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ВЫЧИСЛЕНИЯМИ // Информатика в школе. 2016. Т. 118. № 5. С. 6-16.
- Статья Плаксин М. А. О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ ПРОПЕДЕВТИКИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12. № 3. С. 411-420.
- Статья Плаксин М. А. О ПРОПЕДЕВТИКЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ // Информатика и образование. 2016. Т. 279. № 10. С. 27-36.
- Глава книги Плаксин М. А. О некоторых методических средствах пропедевтики параллельных вычислений в школьной информатике/ Some methodical tools for propaedeutics parallel computing in school informatics // В кн.: CEUR Workshop Proceedings Vol. 1761: SITITO 2016. Modern Information Technologies and IT-Education. Selected Papers of the XI International Scientific-Practical Conference Modern Information Technologies and IT-Education (SITITO 2016). Moscow, Russia, November 25-26, 2016. CEUR Workshop Proceedings, 2016. С. 411-420.
- Статья Кучев А. Д., Плаксин М. А. ПРОПЕДЕВТИКА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ. КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА «ТАНКОВЫЙ ЭКИПАЖ» // Информатика в школе. 2016. Т. 122. № 9. С. 42-48.
- Статья Плаксин М. А. ПРОПЕДЕВТИКА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ФОРМА АЛГОРИТМА // Информатика в школе. 2016. Т. 123. № 10. С. 46-53.
- Статья Плаксин М. А. ПРОПЕДЕВТИКА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ. ТЕМА «АЛГОРИТМЫ. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» // Информатика в школе. 2016. Т. 121. № 8. С. 5-9.
- Глава книги Плаксин М. А. Подготовка методики преподавания темы «Параллельные вычисления» в средней школе / Preparation of methodics of teaching topics "Parallel computing" in secondary school // В кн.: ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ПаВТ’2016) Труды международной научной конференции г.Архангельск, 28 марта – 1 апреля 2016 г. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2016. С. 663-677.
- Глава книги Плаксин М. А., Пономарева О. А. Регистрация задач и ошибок в Team Foundation Server как инструмент управления программным проектом // В кн.: Математика программных систем: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред.: Л. Н. Лядова. Вып. 13. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2016. С. 39-52.
201511
- Глава книги Плаксин М. А. «ОЦЕНКА РАВНЫХ» КАК МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ COMPUTER SCIENCE // В кн.: Шестая Международная конференция "Системный анализ и информационные технологии" САИТ-2015 (15-20 июня 2015 г., г.Светлогорск, Россия): Труды конференции Т. 2. М. : [б.и.], 2015. С. 120-128.
- Статья Плаксин М. А. «Суперкомпьютеры» vs «параллельное программирование». «Параллельное программирование» vs «совместная деятельность». Как изучать тему «параллельные вычисления» в средней школе? // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 1 . № 11. С. 302-309.
- Глава книги Плаксин М. А. Деловые игры для знакомства с параллельными вычислениями // В кн.: Информационные технологии в образовании. XXV Международная конференция-выставка: Сборник трудов Ч. II. М. : Издательский отдел факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. С. 17-18.
- Статья Плаксин М. А. Деловые игры для обучения студентов компьютерных специальностей инструментам правовой защиты интеллектуальной собственности // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2015. № 4 (31). С. 133-140.
- Глава книги Плаксин М. А. Изучение темы «Логика» в «пермской версии» пропедевтического курса информатики. Материал IV класса. // В кн.: Труды Большого московского семинара по методике раннего обучения информатике: в 10 т. Том 4. Часть II. Т. 4. Ч. II. М. : Издательство РГСУ, 2015. С. 150-172.
- Книга Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика. Практикум для 3 класса / Рук.: М. А. Плаксин. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2015.
- Глава книги Плаксин М. А. Комплекс деловых игр для знакомства с параллельными вычислениями в начальной школе // В кн.: Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Тринадцатой открытой Всероссийской конференции «ИТ-Образование-2015» (г.Пермь, 14-15 мая 2015 г.). Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2015. С. 60-62.
- Глава книги Иванова Н. Г., Плаксин М. А., Русакова О. Л. Методическое пособие для учителя как инструмент конструирования занятий // В кн.: Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Тринадцатой открытой Всероссийской конференции «ИТ-Образование-2015» (г.Пермь, 14-15 мая 2015 г.). Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2015. С. 64-66.
- Глава книги Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Набор заданий для знакомства с параллельными вычислениями в конкурсе «ТРИЗформашка» // В кн.: Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Тринадцатой открытой Всероссийской конференции «ИТ-Образование-2015» (г.Пермь, 14-15 мая 2015 г.). Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2015. С. 232-234.
- Глава книги Плаксин М. А. Основы ТРИЗ, системного анализа и управления проектами как необходимые компоненты инженерной культуры // В кн.: Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: коллективная монография. М. : ООО "Лаборатория знаний", 2015. С. 152-163.
- Глава книги Плаксин М. А. ПРИМЕНЕНИЕ ДИВЕРСИОННОГО АНАЛИЗА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОПЫТ ФАКУЛЬТЕТА БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИ ПЕРМСКОГО ФИЛИАЛА НИУ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ // В кн.: VII международная конференция «ТРИЗ. Практика применения и проблемы развития», Москва 20-21 ноября 2015 г. Сборник трудов. М. : [б.и.], 2015. С. 163-172.
201411
- Статья Плаксин М. А. Все числа равны единице // Потенциал. Математика. Физика. Информатика. 2014. № 6. С. 78-80.
- Глава книги Плаксин М. А. Знакомство с методикой экспериментального исследования мира в «Пермской версии» пропедевтического курса информатики // В кн.: Информатика в школе: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании, 6-7 февраля 2014 г. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014. С. 196-198.
- Книга Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Часть 1 / Рук.: М. А. Плаксин. Ч. 1. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2014.
- Книга Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Часть 2 / Рук.: М. А. Плаксин. Ч. 2. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2014.
- Статья Плаксин М. А. Кое-что о машинной арифметике, или современный компьютер способен за одну секунду сделать столько же ошибок, сколько сто математиков за сто лет // Потенциал. Математика. Физика. Информатика. 2014. № 2. С. 55-61.
- Глава книги Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Конкурс «ТРИЗформашка» как площадка для апробации заданий на параллельное программирование // В кн.: Информатика в школе: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании, 6-7 февраля 2014 г. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014. С. 233-236.
- Глава книги Плаксин М. А. Логика развития курса информатики периода перехода к информационному обществу: объединение компьютерных и интеллектуальных технологий работы с информацией // В кн.: Ершовская конференция по информатике 2014: 24–27 июня 2014 г., Санкт-Петербург. Секция "Информатика образования": Доклады и тезисы. Новосибирск : СО РАН, 2014. С. 49-53.
- Глава книги Плаксин М. А. О методике начального знакомства с параллельными вычислениями в средней школе // В кн.: Информатика в школе: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании, 6-7 февраля 2014 г. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014. С. 256-258.
- Глава книги Плаксин М. А. О содержании курса информатики периода перехода к информационному обществу // В кн.: Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Двенадцатой открытой Всероссийской конференции «ИТ-Образование-2014» (15-16 мая 2014 г.). Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет. Каз. : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. С. 305-306.
- Глава книги Плаксин М. А., Дитер М. Л. Параллельные вычисления в школьной информатике. Игра «Стройка» // В кн.: Информатика в школе: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании, 6-7 февраля 2014 г. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014. С. 258-261.
- Глава книги Плаксин М. А., Кучев А. Д. Параллельные вычисления в школьной информатике. Игра «Танковый экипаж» // В кн.: Информатика в школе: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании, 6-7 февраля 2014 г. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014. С. 241-243.
20137
- Глава книги Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Задачи на параллельное программирование в конкурсе «ТРИЗформашка-2013» // В кн.: Информационные технологии в образовании. XXIII Международная конференция-выставка: Сборник трудов Ч. 2. М. : Издательский отдел факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. С. 9-10.
- Статья Плаксин М. А. Интеграция информационно-коммуникационных и интеллектуальных технологий работы с информацией в начальной школе. УМК «Информатика» для III–IV классов. // Информатика и образование. 2013. № 6. С. 12-17.
- Глава книги Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Концептуальные и методические основы курса «ТРИЗФОРМАТИКИ» – интегрированного пропедевтического курса информатики, системного анализа и ТРИЗ // В кн.: Общество на рубеже эпох: современность через призму социальных и гуманитарных наук: материалы заочной всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. студ., асп., молодых ученых, педагогов и преподавателей (25–30 декабря 2012 г.): в 4 ч. Ч. 2: Психология и педагогика. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2013. С. 38-48.
- Глава книги Плаксин М. А., Плаксина В. П. Модельный судебный процесс – деловая игра для студентов компьютерных специальностей // В кн.: Рефлексивный театр ситуационного центра-2012: Материалы 6-й Всероссийской конференции с международным участием РТСЦ-2012. Омск : Омский государственный институт сервиса, 2013. С. 154-159.
- Глава книги Плаксин М. А. Применение диверсионного анализа для совершенствования образовательного процесса. // В кн.: Пятая Международная конференция «Системный анализ и информационные технологии» САИТ-2013 (19–25 сентября 2013 г., г.Красноярск, Россия): Труды конференции. В 2-х т. Т. 2. Красноярск : ИВМ СО РАН, 2013. С. 171-179.
- Глава книги Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Результаты ЕГЭ по информатике и проблемы преподавания предмета. // В кн.: Рождественские чтения. Тезисы докладов XVII Всероссийской научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2013. С. 31-33.
- Глава книги Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. УМК «Пермской версии» курса информатики для III-IV классов: содержание и структура. // В кн.: Рождественские чтения. Тезисы докладов XVII Всероссийской научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2013. С. 33-35.
201211
- Глава книги Plaksin M. A., Plaksina V. P. On the applicability of the theory of inventive problem solving to the theory of FDE, in: Functional Differential Equations and Applications 2012. August 27–31, 2012. Abstracts. Ariel : Ariel University Center of Samaria, 2012. P. 34-34.
- Книга Плаксин М. А., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы: 3–4 классы. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012.
- Книга Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика: учебник для 3 класса / Рук.: М. А. Плаксин. Ч. 1. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012.
- Книга Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика: учебник для 3 класса / Рук.: М. А. Плаксин. Ч. 2. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012.
- Книга Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика: учебник для 4 класса / Рук.: М. А. Плаксин. Ч. 1. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012.
- Книга Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика: учебник для 4 класса / Рук.: М. А. Плаксин. Ч. 2. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012.
- Глава книги Плаксин М. А., Плаксина В. П. Моделирование как способ исследования функционально-дифференциальных уравнений // В кн.: Актуальные проблемы математики, механики, информатики. Сборник тезисов научно-практической конференции (Пермь, 30 октября – 1 ноября 2012 г.) / Под общ. ред.: В. И. Яковлев. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. С. 46-46.
- Глава книги Плаксин М. А. Освоение методики экспериментального исследования мира в рамках «Пермской версии» пропедевтического курса информатики // В кн.: Актуальные проблемы математики, механики, информатики. Сборник тезисов научно-практической конференции (Пермь, 30 октября – 1 ноября 2012 г.) / Под общ. ред.: В. И. Яковлев. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. С. 183-183.
- Глава книги Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Проблемы школьной информатики, выявленные ЕГЭ // В кн.: Актуальные проблемы математики, механики, информатики. Сборник тезисов научно-практической конференции (Пермь, 30 октября – 1 ноября 2012 г.) / Под общ. ред.: В. И. Яковлев. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. С. 186-186.
- Глава книги Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Развитие мышления учащихся средствами предметной области информатика // В кн.: Рождественские чтения. Тезисы докладов XVI Межрегиональной научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании. 9 января 2012 г. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. С. 41-43.
- Глава книги Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Содержание и структура УМК «Пермской версии» курса информатики для III класса // В кн.: Информационные технологии в образовании. XXII Международная конференция-выставка. Сборник трудов Ч. 2. М. : Издательский отдел факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. С. 9-11.
20117
- Статья Plaksin M. A. TRIZformatics: A metasubject uniting computer and intelligence technologies of information processing (Response to information society challenge) // Programming and Computer Software. 2011. Vol. 37. No. 6. P. 279-283.
- Книга Плаксин М. А., Русаков С., Шестаков А., Хеннер Е. К., Семакин И., Русакова О. Л., Южаков М., Шеина Т. Ю., Шестакова Л. В., Залогова Л. А. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум / изд-е 3. Ч. 2. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2011.
- Книга Русаков С., Плаксин М. А., Южаков М., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю., Семакин И., Шестаков А., Шестакова Л. В., Залогова Л. А., Русакова О. Л. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч.1, изд 3. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Книга Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса Т. 1. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2011.
- Статья Каменева О., Плаксин М. А., Котельникова Л. П. Математическое прогнозирование морфологической структуры случайно обнаруженных опухолей надпочечников // Казанский медицинский журнал. 2011. Т. 92. № 4 . С. 492-497.
- Статья Плаксин М. А. Тризформатика - метапредмет, объединяющий компьютерные и интеллектуальные технологии работы с информацией (ответ на вызов информационного общества) // Программирование. 2011. Т. 37. № 6. С. 27-32.
- Статья Плаксин М. А. Тризформатика – метапредмет, объединяющий компьютерные и интеллектуальные технологии работы с информацией (ответ на вызов информационного общества) // Программирование. 2011. № 6. С. 26-32.
20104
- Статья Петров А. С., Плаксин М. А., Сергеев Д. И. Автоматизация контроля обучения студентов тестированию учебных программ методами "черного ящика" // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2010. № 2(11). С. 85-93.
- Статья Васенина Д., Плаксин М. А. Автоматизация контроля стиля учебных программ // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2010. № 2(11). С. 74-79.
- Книга Русакова О. Л., Иванова Н. Г., Плаксин М. А. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2010.
- Статья Васенина Д., Плаксин М. А. Проект «Электронный преподаватель основ программирования»: средства контроля качества студенческих программ // Вестник Пермского университета. Серия: Информационные системы и технологии. 2010. № 2(39). С. 5-14.
20092
- Статья Плаксин М. А., Ермолаев Б. Получение обучающего программного обеспечения непосредственно из стандартного офисного пакета // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2009. № 3 (29). С. 128-131.
- Статья Плаксин М. А. Применение средств ТРИЗ для поиска путей увеличения емкости кэш-памяти при работе с базами данных // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2009. № 7 (33). С. 100-109.
20072
- Книга Лядова Л. Н., Фролова Н., Замятина Е. Б., Плаксин М. А., Ермолаев Б. Microsoft Office: от начинающего пользователя до профессионала: Учебно-методическое пособие в 2 частях. Часть 1. Microsoft Office для пользователя Ч. 1: Microsoft Office для пользователя. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2007.
- Книга Плаксин М. А. Тестирование и отладка программ для профессионалов будущих и настоящих. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2007.
Информация*
- Общий стаж: 40 лет
- Научно-педагогический стаж: 36 лет
- Преподавательский стаж: 35 лет
Область интересов
Системный анализ, ТРИЗ, управление проектами, информатизация образования, преподавание информатики в начальной школе, построение сквозного курса информатики с 1-го по 11-й класс.
Идеолог и один из разработчиков Пермской версии пропедевтического курса информатики для средней школы.
Организатор, председатель программного комитета, руководитель жюри межрегионального конкурса по информатике, системному анализу и ТРИЗ для учащихся средних школ ТРИЗформашка. Весной 2022 г. конкурс проводится в 22-й раз. Среднее количество участников – 80-90 команд. География – от Владивостока до Новгорода Великого.
Член-корреспондент Академии информатизации образования РФ.
Онлайн-игры в учебном процессе: как прошли мастер-классы для преподавателей от Teach for HSE
В начале декабря проект по развитию преподавательского мастерства в НИУ ВШЭ «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» провел серию мастер-классов по использованию онлайн-игр в обучении студентов. Его ведущими стали победители весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций, а участниками — преподаватели всех кампусов университета.
Итоги осеннего конкурса образовательных инноваций: поздравляем преподавателей НИУ ВШЭ – Пермь!
Фонд образовательных инноваций подвел итоги осеннего конкурса образовательных инноваций 2019 года. Всего на конкурс поступило 50 заявок в четырех номинациях: проекты 7 преподавателей пермского кампуса Высшей школы экономики вошли в список победителей.
«Было познавательно, весело и вкусно»: старшеклассники о школе «Extreme-программирование»
1 декабря в пермском кампусе Вышки у образовательной программы «Программная инженерия» состоялось первое в этом учебном году мероприятие для школьников — школа «Extreme-программирование». Более 100 учащихся школ Перми и Пермского края узнали об особенностях программы и попробовали себя в решении ежедневных задач профессиональных разработчиков.
«Тест-драйв по бизнес-информатике» для старшеклассников в НИУ ВШЭ – Пермь
28 октября в НИУ ВШЭ – Пермь состоялась Осенняя школа «Тест-драйв по бизнес-информатике» для учащихся старших классов средних общеобразовательных учреждений г. Перми и Пермского края. Более 60-ти учеников 9-11 классов приняли участие в этом мероприятии. Основная цель школы — в познавательном и интересном формате помочь разобраться в важном для каждого абитуриента вопросе — что представляет собой профессия бизнес-аналитика в сфере информационных технологий.
«Я узнал, каково это — быть программистом»
В воскресенье, 14 октября, в Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялась Осенняя школа по программной инженерии «Extreme-программирование». Более 80 старшеклассников из Перми, Чусового, Кунгура, Соликамска, Верещагино, Звездного, Краснокамска познакомились с преподавателями кафедры информационных технологий в бизнесе и на один день почувствовали себя студентами Пермской Вышки.
«Буду рекомендовать этот лагерь всем, кто хочет поступить в Пермскую Вышку»: завершилась совместная смена НИУ ВШЭ — Пермь и всероссийского профильного лагеря «Дерзание»
С 15 по 28 августа на базе отдыха «Снегири» состоялась вторая совместная смена Пермского кампуса Высшей школы экономики и всероссийского профильного лагеря «Дерзание».
Старшеклассники Лицея №10 завершили ИТ-практику
Ученики Лицея №10 завершили традиционную летнюю практику. Занятия с лицеистами проводили доцент кафедры информационных технологий в бизнесе Михаил Плаксин и выпускник образовательной программы «Программная инженерия» НИУ ВШЭ - Пермь Андрей Щелкунов.
Welcome Day IT−направлений в бакалавриате Пермской Вышки
На пороге окончания школы любой старшеклассник задается вопросом — куда пойти учиться? В воскресенье, 18 марта, в Пермском кампусе Высшей школы экономики прошел День открытых дверей IT- направлений. Более 100 школьников и их родителей узнали подробно об образовательных программах «Программная инженерия» и «Бизнес-информатика», посетили мастер-классы и пообщались со студентами и выпускниками Пермской Вышки.
В Пермской Вышке прошла Школа по параллельным вычислениям
В начале июня на факультете экономики, менеджмента и бизнес-информатики Пермского кампуса Высшей школы экономики прошла Летняя школа по параллельным вычислениям. В работе Школы приняли участие 35 учащихся десятых классов лицея №2 и лицея №10 Перми.
В НИУ ВШЭ – Пермь прошел второй этап IT-марафона
38 учеников 9-11 классов из 10 школ Перми и Пермского края приняли участие во втором этапе IT-марафона: Информационные технологии. Решение творческих задач. Программирование.
В пермской Вышке завершилась Осенняя школа по программной инженерии "Extreme-программирование" для учеников 10‑11 классов
104 школьника приняли участие в Осенней школе по программной инженерии «Extreme-программирование», организованной в рамках образовательной программы «Программная инженерия» НИУ ВШЭ – Пермь.