• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн-игры в учебном процессе: как прошли мастер-классы для преподавателей от Teach for HSE

Онлайн-игры в учебном процессе: как прошли мастер-классы для преподавателей от Teach for HSE

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

В начале декабря проект по развитию преподавательского мастерства в НИУ ВШЭ «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» провел серию мастер-классов по использованию онлайн-игр в обучении студентов. Его ведущими стали победители весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций, а участниками — преподаватели всех кампусов университета.

«Как мотивировать студентов активно участвовать в онлайн-занятиях? Как поддерживать их вовлеченность?» — таким вопросом сейчас задаются многие преподаватели Высшей школы экономики. Чтобы помочь им найти ответ на этот вопрос и рассказать им о практиках, применяемых коллегами, проект «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке» организовал серию мастер-классов по использованию онлайн-игр в учебном процессе. Все они проходили дистанционно.

«Такой формат мастер-классов дает возможность именно поиграть, то есть сами преподаватели могли стать участниками команды и примерить на себя роль студентов, увидеть игру их глазами, — отмечает директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко. — Я думаю, что это очень ценно, потому что в реальной ситуации учебного процесса преподаватель видит игру “с капитанского мостика”. Поэтому интерактивность мы здесь ставим на первое место».

По словам Оксаны Черненко, тема онлайн-игр была выбрана неслучайно: «Игры помогают сохранить командный дух студентов, развивают soft skills и другие навыки, дают возможность и мотивировать студентов, и обеспечить их активное участие в занятиях, особенно в условиях онлайна».

Мы использовали игровой формат и до дистанта. Но сейчас вопрос именно в том, как адаптировать его к новой реальности учебного процесса

Всего «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке» организовал три мастер-класса, ведущими которых стали победители весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ.

Оксана Черненко, директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ

Оксана Черненко, директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ

В конкурсах Фонда образовательных инноваций коллеги участвуют в инициативном, «заявительном порядке»: они описывают, что нового они придумали, как они это используют в преподавании, какова доказательная база того, что это хорошо работает. Истории этих конкурсов больше 10 лет. Но сейчас, в связи с переходом в полный онлайн, у преподавателей возникает огромный интерес к цифровым учебным инструментам коллег, поэтому он особенно актуален.

В весеннем конкурсе 2020 года (обычно он проводится дважды в год: весной и осенью) мы ввели номинацию «Использование цифровых инструментов в онлайне». Также у нас была традиционная вольная номинация. Эти номинации — словно маяки, указывающие, что сейчас наиболее востребовано в учебном процессе. Победители весеннего конкурса и стали ведущими мастер-классов по онлайн-играм.

Каждый ведущий выбрал интересную для себя тему и рассказал о своем «цифровом инструменте». Мария Горденко, старший преподаватель факультета компьютерных наук московского кампуса Вышки, провела мастер-класс «Игра-дискуссия как элемент образовательного процесса» (на примере игры-дискуссии «Апельсины»), адресованный самому широкому кругу участников. 74 преподавателя подключились к мастер-классу и принимали активное участие в игре, отрабатывая стратегии командного и группового взаимодействия.

Мария Горденко
Фото из личного архива

«Деловая игра позволяет смоделировать конкретную ситуацию, отработать те или иные навыки на практике и способствует лучшему пониманию и усвоению материала за счет реальной отработки ситуации, — делится мнением Мария Горденко. — На мастер-классе мы с коллегами поговорили об истории деловых игр, их классификациях, способах и инструментах проведения. Большое внимание, конечно же, было уделено играм в онлайн-формате. Все коллеги, разделившись на команды, приняли участие в игре-дискуссии „Апельсины“, которая направлена на выработку общего решения двух противостоящих друг другу команд. Надеюсь, что коллегам удалось почерпнуть новые „фишки“ и идеи, и они будут их применять в своих курсах».

Доцент факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ — Пермь Михаил Плаксин провел два мастер-класса —  «Игра Envisioning & Planning в технологии Microsoft Solution Framework for Agile» и «Игра “Scrum: ритуалы и артефакты”». Участники первой игры познакомились со специальными понятиями «бригада равных», «ролевая бригада», «стейкхолдеры», «проблемное месиво» и др., а также конкретными ролями технологии MSF.

«Участие в мастер-классе не требовало предварительного изучения технологии MSF for Agile, но инструкции к игре были весьма детализированными, а сама тема оказалась ближе тем, кто так или иначе связан с computer science, — объясняет Вероника Салтыкова, руководитель проектной группы «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке». — Поэтому группа добровольцев провела игру как бы „на сцене“, остальные же участники могли остаться в роли наблюдателей и задавать по ходу игры вопросы ведущему».

Также Вероника Салтыкова рассказывает, что для сохранения методического фокуса «самой игре обязательно предшествовало теоретическое вступление, а после ее проведения ведущий и участники анализировали полученные результаты, а также разбор методики самой игры».

Второй мастер-класс «Игра “Scrum: ритуалы и артефакты”» Михаила Плаксина был адресован, прежде всего, «продвинутым» пользователям. Участие в нем подразумевало предварительное знакомство с технологией Скрам (одна из самых популярных Agile-технологий на сегодня).

Генрих Пеникас
Фото из личного архива

Своими впечатлениями поделился и участник всех трех мастер-классов, доцент факультета экономических наук Генрих Пеникас. Он отметил, что игры, представленные ведущими, развивают два навыка, важных не только для преподавателей, но и для всех современных людей: «Во-первых, это командное взаимодействие. Боюсь, пандемия и удаленный формат общения создают существенные риски для развития такого навыка, особенно у студентов, вступающих в полноценную взрослую жизнь. Здесь важно уметь слушать, спрашивать и слышать других. При этом есть второе достоинство игр. Думаю, оно прошло в фоновом режиме. Оно даже важнее для преподавателей и более исследователей, чем для студентов. Это, в первую очередь, подходы Agile и Scrum, которые демонстрировал Михаил Плаксин. Дело в том, что, на мой взгляд, будущее исследований именно за применением таких подходов. Поэтому всем преподавателям рекомендую познакомиться с подходами Agile и Scrum. Игра Михаила Плаксина — достойная возможность для этого!»

В условиях полного перехода в онлайн-обучение формат коротких, но информативных мастер-классов оказался очень востребованным среди преподавателей университета. Поэтому в ближайшее время проект проведет еще несколько подобных мероприятий.

Вероника Салтыкова, руководитель проектной группы «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке»

Вероника Салтыкова, руководитель проектной группы «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке»

Самая актуальная тема сейчас — это, конечно, подходы и инструменты для преподавания в цифровой среде. В декабре мы планируем провести мастер-класс по организации командной и групповой работы в онлайн-формате с помощью различных цифровых инструментов (Trello, Miro и др.). Его проведет доцент факультета социальных наук Наталья Антонова. Также готовится мастер-класс об использовании технологии 3D-моделирования для решения академических и практических задач от Илианы Исмакаевой, преподавателя социально-гуманитарного факультета пермской Вышки, победительницы весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций. В начале следующего года планируется еще один мастер-класс по онлайн-играм, ведущим которого также выступит победитель весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций Максим Сторчевой, доцент Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург). На наш взгляд, чрезвычайно важно популяризировать лучшие педагогические практики и разработки, рассказывать о них коллегам и делиться современными методиками работы в цифровой среде, чтобы поддержать преподавание в нынешних непростых условиях.

Подробнее о мероприятиях «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке» можно прочитать на официальной странице проекта.

Вам также может быть интересно:

«Как учить новые поколения студентов?»: завершился очередной курс проекта Teach for HSE

Финальную лекцию курса «Teach for HSE: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» прочитал первый проректор НИУ ВШЭ, профессор Вадим Радаев. Выступление, посвященное современным проблемам преподавания, а также их решению, мог послушать любой желающий. Открытая лекция прошла в онлайн-формате сразу на двух платформах: Youtube и Zoom. Всего в ней приняли участие более 400 преподавателей из разных кампусов Вышки, а также представители других университетов.

Teach for HSE поможет использовать 3D-моделирование в преподавании

В декабре проект Teach for HSE организовал для преподавателей НИУ ВШЭ очередной обучающий мастер-класс. Занятие под названием «От фотографии к 3D-модели: технология 3D-моделирования в учебной и проектной деятельности» в онлайн-формате провела преподаватель социально-гуманитарного факультета пермской Вышки Илиана Исмакаева — победительница весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций.