Боголепова Светлана Викторовна
- Доцент:Школа иностранных языков
- Академический руководитель образовательной программы:Иностранные языки и межкультурная коммуникация
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2013 году.
- Научно-педагогический стаж: 14 лет.
Образование, учёные степени
- 2018
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Менеджмент»
- 2012Кандидат филологических наук: Институт языкознания Российской Академии наук, специальность 10.02.19 «Теория языка», тема диссертации: Психолингвистический анализ тематического поля соматизмов
- 2003
Специалитет: Московский педагогический государственный университет, специальность «Физика с дополнительной специальностью филология»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
28 августа 2019 г. - 30 июня 2020 г. - Курс повышения квалификации преподавателей при Центре академического письма НИУ ВШЭ "AWC School of Trainers", 72 ак. ч. AWC_certificate
июнь 2020 - Language Assessment for Interdisciplinary Purpose course, 45 ч. interdisciplinary_assessment
июль 2017 - IV международная летняя школа "Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании", трэк Evidence-Centered Design, НИУ ВШЭ testing_school_2017
январь - февраль 2017 - методический семинар "Технологии разработки языкового контроля в вузе в соответствии с требованиями CEFR" (Департамент экзаменов Кембриджского университета, 18 часов) Camb_certificate
июль 2016 - интенсивный тренинг разработчиков КИМ ЕГЭ (72 часа) EGE_training_cert
август - сентябрь 2016 - "Teaching EFL/ ESL Reading: A Task-Based Approach", University of London, Coursera TBL
октябрь 2015 - апрель 2016 - "Understanding Research and Academic Writing" (144 часа) URAW_certificate
июль 2015 - II международная летняя школа "Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании", НИУ ВШЭ ( сертификат - летняя школа
апрель-май 2015 - онлайн курс "University Teaching 101", Johns Hopkins University; Coursera ( University Teaching
июль-август 2014 - online “Assessment: Summative and Formative Practices in Language Learning and Teaching" course with the American English Institute in the Linguistics Department at the University of Oregon (US Department of State scholarship,
сертификат
июнь - июль 2014 - онлайн курс "Foundations of Teaching for Learning 6: Introduction to Student Assessment", the Commonwealth Education Trust; Coursera (with distinction, сертификат
17 -20 июня 2014 - курс повышения квалификации "Основы разработки языкового контроля", НИУ ВШЭ, Москва (36 часов языковой контроль
июнь-август 2014 - онлайн курс "Understanding Research", University of London, Coursera сертификат
2003-2005 – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, профессиональная переподготовка по курсу "Психолого-педагогические основы учебного процесса", специальность: преподаватель-методист английского языка.
Международные сертификаты
Cambridge English Level 3 Certificate in ESOL International (Proficiency) - 2015 CPE
Cambridge Teacher Knowledge Test (TKT, Module 1, 2, 3 - 2010; Young Learners - 2011)
Сервисная и методическая деятельность
Методическая работа: разработка заданий и спесификаций для промежуточных и итоговых экзаменов, создание рабочих программ
Член команд разработчиков и экспертов КИМ ЕГЭ (английский язык)
Работа в жюри и апелляционной комиссии олимпиады "Высшая проба", Всероссийской олимпиады школьников
Сертифицированный экзаменатор Cambridge
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2020)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (июнь 2020)
- Благодарность департамента иностранных языков НИУ ВШЭ (декабрь 2019)
- Персональная надбавка ректора (2017-2018)
Выпускные квалификационные работы студентов
- Бакалавриат
Деркач К. П. «Анализ концептуальных оснований литературных произведений Шекспира как переводческая проблема». Школа иностранных языков, 2020
Левина Ю. А. «Психолого-педагогические особенности обучения взрослых онлайн (на примере английского языка)». Школа иностранных языков, 2020
Николаева Ю. В. «Сравнение эффективности коммуникативного и грамматико-переводного подходов при обучении грамматике учащихся младшей школы». Школа иностранных языков, 2020
Гуторова В. А. «Повышение мотивации взрослых при обучении ИЯ в онлайн и дистанционном форматах». Школа иностранных языков, 2020
Мелконьян Е. П. «Особенности трансформации картины мира испанского социума под воздействием лингвокультурных взаимодействий». Школа иностранных языков, 2020
Рахимова Д. М. «Концепт женщины в языковой картине мира испаноговорящих». Школа иностранных языков, 2020
Мележникова М. И. «Компетенции преподавателя иностранного языка в области управления аудиторией: оценка и рекомендации». Школа иностранных языков, 2019
Кочина П. А. «Обучение грамматике студентов-лингвистов: выбор оптимального подхода». Школа иностранных языков, 2019
Воронова Е. Ю. «Исследование зависимости успеваемости студентов бакалавриата от качества и регулярности выполнения домашних заданий по курсу "Практика устной и письменной речи"». Школа иностранных языков, 2019
Буданова А. А. «Типичные ошибки студентов-лингвистов в устной продукции на английском языке: анализ и рекомендации». Школа иностранных языков, 2019
Эйстрих А. А. «Разработка и апробация критериев оценки устной речи на английском языке студентов бакалавриата исследовательского университета». Школа иностранных языков, 2019
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Введение в специальность (теория межкультурной коммуникации, теория перевода, теория преподавания иностранных языков) (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Research Methods (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Current trends in language teaching (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 4-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Лингвальные особенности германской группы языков (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Research Methods (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Speech Culture (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Practical Course of the First Foreign Language: Grammar, Phonetics, Speech Practice (English) (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Профессиональное общение учителя иностранного языка (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Методы исследования в методике обучения иностранным языкам (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Speech Practice (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 4-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Practical Course of the First Foreign Language (Practical Phonetics, Practical Grammar, Practice of Speech) (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Practical Course of the First Foreign Language (Practical Phonetics, Practical Grammar, Practice of Speech) (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Speech Practice (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Practical Course of the First Foreign Language (Practical Phonetics, Practical Grammar, Practice of Speech) (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
Учебные курсы (2016/2017 уч. год)
- Английский язык (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Английский язык (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Speech Practice (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Practical Course of the First Foreign Language (Practical Phonetics, Practical Grammar, Practice of Speech) (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
Конференции
- 2017XXIII NATE-Russia International Convention and English LAnguage EXPO (Москва). Доклад: Language assessment: Which task to choose?
- The Magic of Innovation: New Dimensions in Linguistics and Foreign Language Teaching (Москва). Доклад: Оценка достижений в контексте компетентностной парадигмы образования
- III Международная научно-практическая конференция "Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика" (Москва). Доклад: Оценка как интегральная часть курса иностранного языка
4th International Conference on ESP/EAP/EMI in the Context of Higher Education Internationalization (Москва). Доклад: EAP assessment: Challenges and Trends
- 2016VII Международная научно-практическая конференция "Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации (Москва). Доклад: Blended learning: What goes online and what stays in the classroom?
- XXII NATE-Russia International Conference "The Evolving Roles of the Modern Language Teacher" (Cмоленск). Доклад: University language teacher competencies: An ideal to strive for?
- 2015III Всероссийская научная интернет-конференция «Проблемы коммуникации в современном поликультурном мире: этнопсихолингвистический анализ» (Москва). Доклад: Использование лексического подхода в университетском курсе английского языка
- E-merging Forum 5 (Москва). Доклад: Teaching Grammar Today: What Modern Teaching Approaches Say
- I международная научно-практическая конференция «Иностранные языки в науке и образовании: проблемы и перспективы» (Москва). Доклад: Developing an EAP textbook: process or product?
- 2014II Всероссийская (с международным участием) научная итернет-конференция "Проблемы коммуникации в современном поликультурном мире: этнопсихолингвистический анализ" (Москва). Доклад: Тело человека в русском языковом сознании
- 1st International Conference "The English Language as a Means of Creating the Common Scientific Environment" (Москва). Доклад: English for Academics: Encouraging Russian Academics to Communicate Internationally
- XXI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов-2014" (Москва). Доклад: Принципы обучения академическому письму в контексте российского университета
- Формирование культурной и языковой компетентности в процессе изучения иностранного языка. Интернет и изучение иностранного языка (Москва). Доклад: Развитие стратегической компетенции в курсе английского языка для академических целей
- Third International MELTA Conference (Москва). Доклад: Teaching Academic Skills through English
- 2013Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов 2013» (Москва). Доклад: Формирующее оценивание в практике преподавателя иностранного языка
- VII Международная научно-практическая конференция "Учитель, ученик, учебник" (Москва). Доклад: Teaching Academic Writing: Approaches and Outcomes
- 2012V Международная научно-методическая конференция "Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации" (Москва). Доклад: Using Language Corpora for Psycolinguistic Research
- 18th NATE-Russia International Annual Conference "Rivers of Language, Rivers of Learning" (Ярославль). Доклад: Developing Prediction Skills with Technology
- E-merging forum (Москва). Доклад: Teaching Reading: Bringing Different Approaches Together
- 2011Вторая конференция MELTA (Москва). Доклад: Human Body: How The English And The Russian Perceive It
- Международная научная конференция «Жизнь языка в культуре и социуме–2» (Москва). Доклад: Части тела в русском и английском языках: сопоставительный психолингвистический анализ средств описания и ассоциативных полей
- XVIII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов" (Москва). Доклад: Сравнительный анализ ассоциативных полей слов-названий частей тела в русском и английском языках
- 2009XVI Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации "Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы" (г.Москва). Доклад: Сопоставительный анализ определений, описывающих части тела в русском и английском языках
Публикации39
- Книга Боголепова С. В., Бакулев А. В., Кирсанова М. А., Макарова Н. Э., Эйстрих А. А. Продвинутый английский язык для гуманитарных направлений = English for Humanities / Под общ. ред.: С. В. Боголепова, Koch, Rachel Lynne. М. : КноРус, 2021.
- Статья Bogolepova S. V., Shadrova E. Needs Analysis in Course Design: Converging Learners’, Instructors’ and Developers’ Voices // Porta Linguarum. 2020. No. 33. P. 145-162.
- Статья Боголепова С. В., Бакулев А. В. Доказательное проектирование языкового курса // Педагогика. 2020. № 8. С. 80-91.
- Статья Боголепова С. В. Современные подходы к обучению иностранному языку: общее и частное // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. 2020. Т. 13. № 2. С. 168-189. doi
- Статья Bogolepova S. V., Malkova N. The Liberal Arts in Russia: A Superfluous Luxury or a Justified Necessity? / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2018. Vol. 60. No. 5. P. 392-401. doi
- Статья Bogolepova S. V., Suchkova S., Oschepkova T., Shadrova E. English for academics concept: Course principles in teaching EAP to researchers // Professional and Academic English. 2017. No. 49. P. 22-31.
- Статья Боголепова С. В., Малкова Н. В. Liberal Arts в России: непозволительная роскошь или оправданная необходимость? // Педагогика. 2017. № 4. С. 80-86.
- Статья Боголепова С. В., Малкова Н. В. Использование потенциала современных систем управления обучением в вузовском образовании // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 105-112.
- Статья Соловова Е. Н., Боголепова С. В. Компетенции преподавателя иностранного языка и инструменты их оценки // Иностранные языки в высшей школе. 2017. № 4. С. 75-85.
- Глава книги Боголепова С. В. Оценка образовательных достижений в контексте компетентностной парадигмы образования // В кн.: Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтничном вузе. М. : Макмиллан, 2017. С. 174-181.
- Статья Боголепова С. В. Разработка университетского курса в соответствии с принципами студентоцентрированного обучения // Педагогика. 2017. № 6. С. 63-71.
- Статья Соловова Е. Н., Боголепова С. В. Современные подходы к определению профессиональной квалификации преподавателя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2017. № 4. С. 36-45.
- Статья Bogolepova S. V., Shadrova E. Can an EAP course for adults be learner-centered? // Modern English Teacher. 2016. No. 25 (3). P. 11-14.
- Статья Bogolepova S. V. Textbook evaluation as a means of discovering learners' and teachers' needs // Journal of Language and Education. 2016. Vol. 2. No. 4. P. 14-23. doi
- Статья Боголепова С. В. Обучение академическому письму на английском языке: подходы и продукты // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 87-94.
- Статья Боголепова С. В. Обучение грамматике в контексте коммуникативного подхода // Иностранные языки в школе. 2016. № 11. С. 26-32.
- Книга Bogolepova S. V., Gorbachev V., Shadrova E., Suchkova S., Kuznetsova L., Oschepkova T., Ivanova A., Pervukhina I. English for Academics. Book 2. Cambridge : Cambridge University Press, 2015.
- Статья Боголепова С. В., Шадрова Е. English for Academics: принципы разработки учебного курса // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 2. С. 114-125.
- Глава книги Боголепова С. В. Использование лексического подхода в университетском курсе английского языка // В кн.: Коммуникация в современном поликультурном мире: прагматика лингвистического знака / Отв. ред.: Т. А. Барановская. Вып. 3. М. : Pearson, 2015. С. 287-298.
- Статья Боголепова С. В., Шадрова Е. Методология обучения иностранному языку в вузе: реализация ФГОС ВПО // Преподаватель XXI век. 2015. Т. 1. № 2. С. 189-204.
- Книга Bogolepova S. V., Bezzabotnova O., Gorbachev V., Groza O., Ivanova A., Kuzmina T., Kuznetsova L., Oschepkova T., Pervukhina I., Shadrova E., Shelenkova I., Suchkova S. English for Academics Book 1. Cambridge : Cambridge University Press, 2014.
- Глава книги Bogolepova S. V. Teaching academic writing: approaches and outcomes, in: Учитель, ученик, учебник. Материалы VII международной научно-практической конференции Т. 1. М. : КДУ, 2014. P. 111-115.
- Статья Bogolepova S. V. Teaching reading: combine and make it effective // Английский язык в школе. 2014. No. 3. P. 7-11.
- Статья Боголепова С. В., Шадрова Е. Методология Language Awareness при разработке курса академического английского языка для аспирантов и преподавателей вузов // Иностранные языки в высшей школе. 2014. № 4 (31). С. 74-82.
- Статья Боголепова С. В. Особенности обучения английскому языку для академических целей в российском университете // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 1(2). С. 36-39.
- Статья Боголепова С. В. Оценка для обучения: опыт зарубежных коллег // Педагогика. 2014. № 5. С. 118-124.
- Глава книги Боголепова С. В. Развитие и оценка навыков и стратегий письма в курсе “Academic English” // В кн.: Homo Loquens: Актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков (2014) / Науч. ред.: И. Ю. Щемелева. Вып. 6. СПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2014. С. 277-287.
- Глава книги Боголепова С. В. Тело человека в русском языковом сознании // В кн.: Коммуникация в современном поликультурном мире: диалог культур: Сборник научно-практических трудов / Отв. ред.: Т. А. Барановская. Вып. 2. М. : Pearson, 2014. С. 189-201.
- Книга Боголепова С. В., Темяникова Э. Б. Учебное пособие по английскому языку для поступающих в магистратуру НИУ ВШЭ. НИУ ВШЭ, 2014.
- Статья Bogolepova S. V. Formative Assessment in Language Teaching // Moscow University Young Researchers' Journal. 2013. No. 2
- Статья Боголепова С. В. Навстречу ФГОС: формирующая оценка // Интерактивный научно-методический журнал "Сообщество учителей английского языка". 2013. № 4
- Глава книги Боголепова С. В. Обратная связь как неотъемлемый компонент обучения иностранному языку в условиях ФГОС // В кн.: Актуальные вопросы преподавания иностранных языков: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Вологда : ВГПУ, 2013. С. 116-119.
- Глава книги Боголепова С. В. Техники само- и взаимооценки как инструмент развития самостоятельности учащихся // В кн.: Организация самостоятельной работы студентов. Материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Саратов : Новый проект, 2013. С. 142-145.
- Глава книги Bogolepova S. V. Developing Prediction Skills with Technology, in: Rivers of Language, Rivers of Learning. Proceedings of the 18th NATE-Russia Annual Conference. Yaroslavl, May 24-26, 2012 / Ed. by M. Sternina. Yaroslavl : Yaroslavl State University, 2012. P. 44-46.
- Статья Боголепова С. В. «Нос» в языковом сознании русских и англичан // Интерактивный научно-методический журнал "Сообщество учителей английского языка". 2012. № 1
- Статья Боголепова С. В. Соматизм «руки» в русском и английском языковом сознании // Вопросы психолингвистики. 2012. № 16. С. 192-197.
- Статья Василевич А., Боголепова С. В. Об универсальном характере структуры ассоциативных полей названий частей тела // Вопросы психолингвистики. 2011. № 13. С. 120-125.
- Статья Боголепова С. В. Особенности описания лица в русском и английском языках // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2011. № 3. С. 160-163.
- Статья Боголепова С. В. Сравнительный анализ описания лица и его частей в русскоязычной и англоязычной картинах мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 2(9). С. 32-34.
Опыт работы
07.2015 - до сих пор - доцент Департамента иностранных языков Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
09.2013- 06.2015 - старший преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных дисциплин Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
2011-2013 – преподаватель английского языка НОУ СОШ «Интеллект-сервис», г. Железнодорожный
2005-2012 – преподаватель кафедры иностранных языков естественных факультетов Московского педагогического государственного университета
- организует разработку и утверждение комплекта документов ООП, а также его обновление (актуализацию);
-. отвечает за эффективность реализации всех элементов учебного плана ООП: организует и контролирует деятельность научно-педагогических работников, принимающих участие в реализации ООП, взаимодействует с руководителями и работниками структурных единиц НИУ ВШЭ по вопросам реализации ОП;
- анализирует результаты студенческой оценки преподавания (СОП), организует ежегодное обсуждение результатов СОП с академическим советом ООП;
- ставит задачи руководителю учебного офиса;
- консультирует студентов и принимает решения по содержательным и административным вопросам, возникающим во время учебы (в том числе выступает медиатором во время конфликтных ситуаций), по вопросам индивидуальных образовательных траекторий;
- координирует работу с потенциальными поступающими для обучения по ООП, курирует вопросы взаимодействия с выпускниками ООП, координирует работу по продвижению ООП;
- организует и проводит мониторинг качества ООП (включая проведение самообследования ООП, аккредитацию, внешнюю оценку и др.);
- представляет интересы ООП на ученом совете подразделения, а также при взаимодействии с иными органами управления НИУ ВШЭ и за его пределами (при необходимости).
Прокторинг в Школе иностранных языков: объективность и равенство возможностей
Во время летней сессии студентам ШИЯ предстоит сдача экзаменов с прокторингом. Серия коротких интервью с сотрудниками Школы расскажет о том, какие возможности открывает эта технология.
День открытых дверей образовательной программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация»
28 марта 2020 года прошел День открытых дверей образовательной программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» департамента иностранных языков в виде вебинара.
ФГН принял участие в Дне открытых дверей НИУ ВШЭ
День открытых дверей Вышки в феврале уже стал традицией, но 16 февраля 2020 г. он впервые прошел в новом комплексе зданий на Покровке. Это было приятной новостью для сотрудников факультета и, как мы полагаем, впечатляющим моментом для абитуриентов. Кроме того, впервые на ДОД были созданы площадки для выступления руководства факультетов.
С новым ДОДом!
Будущие выпускники познакомились с новыми руководителями ДИЯ и бакалавриата и узнали об особенностях обучения на ОП "Иностранные языки и межкультурная коммуникация"
Пятый выпуск магистратуры «Управление в высшем образовании»
20 апреля магистерская программа «Управление в высшем образовании» в пятый раз выпустила действующих и будущих руководителей для российских вузов.