• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект Кодекса этики административных работников НИУ ВШЭ

@Высшая школа экономики

Вслед за обсуждением Кодекса этики научно-педагогического работника и Кодекса этики студентов в Вышке начинается обсуждение еще одного документа – Кодекса этики административного работника. Публикуем полный текст проекта и приглашаем всех коллег высказать свое мнение о его содержании и формулировках.

Этический кодекс – важнейший документ для университета, и принять участие в его обсуждении должны все сотрудники. Присылайте свои замечания и предложения на почту ethics@hse.ru.

Кодекс этики административного работника

Мы, административные работники Высшей школы экономики – часть большого сообщества работников и обучающихся Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», одной из ведущих российских образовательных организаций.

Не занимаясь непосредственно образовательной и научной деятельностью, мы, тем не менее, видим свою важную роль в развитии НИУ ВШЭ: мы работаем, чтобы, используя наши профессиональные знания и навыки, помогать тем, кто учит, учится и занимается наукой в нашем университете.

Несмотря на то, что мы – представители разных профессий, нас объединяет стремление привносить лучшие практики из своих профессиональных областей, делая университет в целом более эффективным и помогая ему достигать свои образовательные, научные, исследовательские цели.

Мы верим, что в НИУ ВШЭ как ведущем российском университете все работники (как научно-педагогические, так и административные) должны быть лучшими в своем деле, поэтому мы стремимся выполнять наши профессиональные обязанности наилучшим образом, что с необходимостью означает соответствие высоким этическим стандартам.

Мы установили эти стандарты в настоящем Кодексе и стараемся следовать им как на работе, так и вне ее.

Цель Кодекса – помочь нам стать лучше, показать коллегам и миру, в соответствии с какими правилами мы строим нашу деятельность, укрепить доверие к тому, что мы делаем.

Настоящий Кодекс распространяется на всех работников, занимающие должности административно-управленческих, инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных и иных работников, осуществляющих в НИУ ВШЭ вспомогательные функции.

Также читайте

Алия Ермакова о Кодексе этики административных работников Вышки

Этические положения, зафиксированные в Кодексе, основаны на ценностях, закрепленных в Декларации ценностей НИУ ВШЭ:

Механизм применения Кодекса

Стремление к истине, честность и открытость

Мы искренне стремимся к пониманию истины, поэтому всегда готовы выслушивать друг друга, ища и находя истину в диалоге. Мы ценим разные точки зрения, пытаемся понять друг друга и создать среду, в которой ценится правда, даже если она не всегда приятна.

Мы предоставляем достоверную информацию и делаем это своевременно. Мы осуждаем обман во всех проявлениях, включая намеренный ввод в заблуждение или предоставление информации вне контекста. Мы избегаем утаивания информации, в том числе негативной, или перекладывания вины на других. Мы также не берем себе в заслугу чужие достижения.

Принимая решения, мы стараемся действовать беспристрастно и объективно.

Мы не принимаем решения, в том числе, об установлении партнерских отношений, заключении договоров от имени университета с третьими лицами, о наложении взысканий или поощрении работников, основываясь на личных интересах, какими бы они ни были.

Если принятию объективного решения препятствует наличие личной заинтересованности, мы раскрываем соответствующий конфликт интересов нашему непосредственному руководителю и принимаем меры к урегулированию такого конфликта в соответствии с процедурами, установленными в университете.

Мы всегда открыты новому: новой информации, новым знаниям, новым задачам, внедрению инновационных практик и технологий. В этом мы видим залог нашей успешной деятельности. Мы также стремимся держать коллег в курсе основных тенденций по направлениям деятельности своих подразделений, готовы делиться результатами своей работы (если это не влечет разглашения конфиденциальной информации), поэтому размещаем на корпоративном сайте НИУ ВШЭ не только документы, размещение которых является обязательным в силу нормативных требований, но и иные материалы, которыми могут пользоваться как работники и обучающиеся университета, так и внешние пользователи.

Соблюдение принципов информационной открытости не отменяет необходимости соблюдать конфиденциальность значимой и чувствительной информации. Мы исходим из необходимости охранять персональные данные работников и обучающихся, пароли от наших учетных записей в информационных системах, а также иную информацию, конфиденциальность которой вытекает из требований законодательства, локальных нормативных актов или условий договоров с участием университета. Мы также должны соблюдать бдительность в отношении случаев интернет-мошенничества и угрозы информационной безопасности университета.

Мы признаем право заниматься трудовой деятельностью или участвовать в проектах вне университета, при условии, что эта деятельность осуществляется в свободное от исполнения обязанностей в университете время. Такая деятельность в любом случае не должна наносить ущерб университету и его интересам, быть связана с использованием ресурсов НИУ ВШЭ, в том числе принадлежащей ему интеллектуальной собственности, деловых связей и бренда.

Сотрудничество и заинтересованность друг в друге

Мы уважаем друг друга, поскольку именно уважение – основа доверия и успешного сотрудничества.

В отношениях с коллегами, обучающимися, посетителями и партнерами университета мы действуем вежливо, тактично, проявляем внимание, доброжелательность и отзывчивость. Наличие разногласий или даже конфликта с другими работниками не может служить оправданием для проявления грубости или неуважения, поэтому в общении мы ведем себя профессионально, даже если на это не отвечают взаимностью.

Мы согласны с тем, что для работника недопустимы:

  • проявления дискриминации, в том числе по признакам пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам и др.;
  • использование нецензурной лексики, оскорбительных замечаний, насмешек, грубость в общении, унижение личного достоинства, бестактность, фамильярность, хамство;
  • попытки установления неформальных отношений с обучающимися, не связанных с образовательным и воспитательным процессами, в том числе провоцирующие дарение подарков, других видов вознаграждений;
  • действия, которые могут быть квалифицированы как запугивание, преследование, агрессия.

Мы не приемлем распространения слухов и избегаем негативных неконструктивных замечаний. Мы приветствуем критику, если она носит конструктивный характер, направлена на решение проблемы, а не на подрыв репутации других или самоутверждение за чужой счет, в своей деятельности мы руководствуемся принципом «Критикуя – предлагай!».

Мы не злоупотребляем своим положением при решении каких-либо вопросов, значимых для всего университета, и стараемся учесть интересы разных групп. При возникновении конфликтной ситуации между подразделениями или работниками приоритетным направлением решения конфликта является учет интересов НИУ ВШЭ в целом.

Мы не блокируем инициативы и решения других подразделений или коллег без аргументации и попыток найти взаимоприемлемое решение. Если необходимость блокировать принятое решение или инициативу возникла в ситуации, когда мы сами не дали своевременных комментариев на этапе их обсуждения, то такая блокировка возможна только по решению вышестоящего руководителя.

С полной ответственностью мы относимся к изменениям в порядке взаимодействия между подразделениями, учитываем новые требования подразделений, направленные на внедрение новых технологий. Мы знакомимся с рекомендациями и инструкциями, подготавливаемыми коллегами, и неукоснительно соблюдаем их в работе с новыми системами и процессами. Мы считаем, что отступление от этих подходов возможно, только если ситуация в силу своей экстренности требует принятия максимально оперативного решения, затрагивающего существенные интересы университета.

Вопросы, затрагивающие компетенцию разных структурных подразделений, должны обсуждаться и решаться с участием всех заинтересованных сторон. Мы стремимся к принятию системных, согласованных решений по системным вопросам. Отказ от ранее согласованных решений должен быть аргументирован и не может осуществляться в одностороннем порядке.

Недопустимо обращаться по одному и тому же вопросу к разным структурным подразделениям или работникам параллельно и независимо друг от друга, особенно с целью получить выгодный для себя ответ.

Если мы выступаем в качестве руководителей, то мы стараемся строить отношения внутри коллектива на основе взаимного уважения и взаимопомощи, умения слушать и слышать друг друга, открытости и доброжелательности, командной работы и ориентации на сотрудничество, внутренней дисциплины и добросовестности, открытости руководства по отношению к работникам, предоставления равных возможностей и поддержки инициативности и др.

Если мы действуем как подчиненные, мы строим наши отношения на основе уважения и дисциплины, добросовестного выполнения своих должностных обязанностей, и заданий руководства, относящихся к сфере нашей деятельности.

Мы оказываем услуги одинаково высокого качества для всех, кто в рамках установленных в университете процедур обращается за нашей помощью.

Мы считаем, что время – исключительно ценный ресурс, мы уважаем как свое время, так и время наших коллег, поэтому всегда стараемся быть пунктуальными. Мы отвечаем на запросы коллег в установленные сроки, а при их отсутствии – в разумные сроки, которые мы определяем исходя из содержания вопроса и текущего объема других задач, и о которых сообщаем коллегам. Мы приветствуем, когда при наличии возможности ответы на запросы направляются в более ранние сроки.

Уважая время наших коллег, мы также стараемся самостоятельно решать вопросы, прежде чем обращаться к ним, изучив доступные информационные материалы. Если самостоятельно ответ на вопрос не найден, то при обращении мы максимально четко описываем ситуацию и сообщаем всю необходимую информацию в ее полноте.

Давая ответы, мы формулируем их так, чтобы они были понятны для коллег, не являющихся профессионалами в нашей области, без необходимости дополнительных подробных пояснений.

Недопустимо злоупотреблять правом на обращение с вопросом к коллеге, если заведомо известно, что решение данного вопроса не относится к его компетенции. В то же время, если мы получаем вопросы, которые относятся к функционалу другого работника, мы незамедлительно сообщаем об этом обратившемуся, посоветовав, к кому следует обратиться.

Если принятие решения по вопросу требует очного обсуждения, то повестка совещания должна быть заранее сформулирована, всем участникам направлены необходимые материалы. Мы также считаем хорошей практикой ведение протоколов совещаний.

Профессионализм, требовательность к себе и ответственность

Будучи профессионалами, мы отвечаем за решения, которые принимаем, за действия, которые совершаем, и за наше бездействие, а также за результаты нашей деятельности. Мы берем ответственность за свои ошибки и пытаемся исправить их в кратчайшие сроки. Если мы обнаруживаем ошибку коллеги, мы немедленно сообщаем об этом ему, а также нашему непосредственному руководителю для принятия решения. При этом наши заявления должны подкрепляться фактами, в противном случае мы считаем недопустимым выдвигать какие-либо обвинения. 

Мы выполняем принятые на себя обязательства.

Все, что мы требуем от других, мы, в первую очередь, стараемся соблюдать сами.

Мы не допускаем нарушения законодательства и локальных нормативных актов университета.

Принимая решения, мы руководствуемся, прежде всего, интересами НИУ ВШЭ.

При этом в силу особенностей нашей роли в университете нам часто приходится действовать в ситуациях предполагаемого или реального конфликта между интересами обучающихся или работников и университета и делать сложный моральный выбор. Единого универсального решения, как поступать в подобных ситуациях, нет. Но во всех таких случаях залогом принятия верного решения является строгое следование самым высоким стандартам своей профессии. Мы также считаем допустимым в подобных ситуациях советоваться с коллегами, имеющими признанную репутацию и пользующимися высоким авторитетом, с соблюдением необходимой для данного случая конфиденциальности информации.

Мы стремимся к повышению нашего профессионального уровня, совершенствованию наших профессиональных навыков и компетенций. Мы считаем важным делать это не только в своей профессиональной сфере, но и в областях, связанных с основной деятельностью университета, знаниях, в которых важны для понимания стратегических задач НИУ ВШЭ и инструментов их достижения.

Мы соблюдаем деловой стиль в своей одежде.

Академическая свобода, активная общественная позиция и политический нейтралитет

Несмотря на то, что академическая свобода является принципом деятельности научно-педагогических работников, мы, будучи административными работниками, часто выступаем в роли хранителей академической свободы и университетской автономии.

Действуя в этом качестве, мы стремимся принимать меры для поощрения добросовестного академического поведения, продвижения высоких стандартов осуществления образовательной и научной деятельности, содействовать созданию атмосферы, поощряющей научный поиск и стимулирующей высокие академические достижения.

Вдохновляясь примером научно-педагогических работников НИУ ВШЭ, мы готовы активно выражать свое мнение по профессиональным вопросам. Мы распространяем передовые практики в сфере нашей профессиональной деятельности среди коллег в рамках всей системы высшего образования.

При этом в своей профессиональной деятельности мы сохраняем политический нейтралитет и считаем недопустимым, чтобы наши личные политические взгляды могли каким-либо образом повлиять на выполнение наших должностных обязанностей или негативно отразиться на деятельности университета в целом.

Забота о репутации и ресурсах НИУ ВШЭ

Мы заботимся о поддержании высокой репутации НИУ ВШЭ, не используем репутацию или ресурсы НИУ ВШЭ для извлечения личной выгоды.

Заботиться о репутации университета означает для нас, в частности:

  • не вступать ни в какие деловые отношения, которые могут негативно отразиться на репутации НИУ ВШЭ;
  • выступая от имени НИУ ВШЭ, соблюдать нормы и правила делового поведения, действовать в интересах университета и не предпринимать действий, наносящих ему урон;
  • своевременно информировать своих руководителей о возникновении рисков, которые могут негативно отразиться на репутации НИУ ВШЭ;
  • распространять информацию о достижениях университета, качестве образования и научных исследований.

Мы выстраиваем свои отношения с деловыми партнерами на основе взаимного уважения, как представители университета, всегда приветствуем и поддерживаем взаимовыгодное сотрудничество.

Как работники НИУ ВШЭ мы в полной мере осознаем свою ответственность за свои высказывания и комментарии в электронной переписке, информационно-телекоммуникационных сетях и средствах массовой информации. Выступать от имени университета или неопределенного круга работников университета может только тот работник, который уполномочен на это в установленном порядке.

Мы осознаем, что любая высказанная нами как работниками университета точка зрения или распространяемая информация, включая комментарии в социальных сетях, может вызвать ассоциацию с позицией университета, повлиять на его деловую репутацию. Мы воздерживаемся от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности университета и его руководства, если это не входит в наши должностные обязанности. Мы также воздерживаемся от любых иных высказываний и комментариев, которые могут негативно отразиться на репутации НИУ ВШЭ. Любые контакты с представителями СМИ по вопросам, касающимся деятельности университета (интервью, публикации, участие в пресс-конференциях, передача материалов и проч.), мы осуществляем только после соответствующего решения уполномоченных должностных лиц университета.

Мы используем имущество университета только в целях обеспечения деятельности НИУ ВШЭ, предусмотренной его уставом. Мы бережно относимся к имуществу университета, его интеллектуальной собственности, и защищаем от утраты и использования не по назначению.

Распоряжаясь ресурсами университета при заключении договоров от имени университета, мы исходим из необходимости предъявления высоких требований к надежности контрагентов и деловых партнеров и соблюдению ими законодательства, к качеству предоставляемых товаров, работ и услуг, а также считаем обязательным неукоснительное соблюдение всех установленных процедур.

Механизм применения Кодекса

Настоящий Кодекс выполняет три основные функции.

Кодекс информируетнас о том, какие этические правила действуют в НИУ ВШЭ. Все работники знакомятся с настоящим Кодексом при приеме на работу в НИУ ВШЭ. Ознакомление работника с Кодексом – функция непосредственного руководителя работника.

Кодекс мотивирует нас к тому, чтобы мы проявляли свои лучшие качества, стремились к профессиональному и нравственному развитию.

Кодекс регулирует нашу деятельность, устанавливая стандарты, которыми мы руководствуемся в своей профессиональной деятельности в НИУ ВШЭ.

Нарушение работником положений Кодекса подлежит моральному осуждению, а в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными актами университета, может стать основанием для применения к работнику мер дисциплинарной и иной юридической ответственности. Соблюдение положений Кодекса учитывается при проведении аттестации работников, решении вопросов о присвоении им почетных званий НИУ ВШЭ.

С целью разъяснения положений Кодекса, обобщения практики его применения, рассмотрения обращений по фактам нарушения Кодекса создается Комиссия по профессиональной этике и урегулированию конфликта интересов НИУ ВШЭ (далее – Комиссия). В Комиссию входят наиболее авторитетные работники университета. Комиссия действует в соответствии с локальными нормативными актами университета.

27 мая, 2020 г.

«Вышка» в Telegram