• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Евгений Крестьянников на круглом столе «Правосудие и справедливость в имперской России»

13 апреля на базе НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге в рамках семинара «"Дела судные" в России XVI–XX веков» состоялся круглый стол «Правосудие и справедливость в имперской России», где выступил старший научный сотрудник Лаборатории Евгений Крестьянников с докладом «Географические факторы организации сибирской юстиции в конце XIX – начале ХХ века».

Евгений Крестьянников на круглом столе «Правосудие и справедливость в имперской России»

НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург

Круглый стол состоял из двух частей: «Проблема ответственности» и «Вызовы пространства». Выступали с докладами и участвовали в дискусии ведущие специалисты по истории отечественной юстиции - Татьяна Борисова (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург), Елена Бородина (Институт истории и археологии УрО РАН), Елена Марасинова (НИУ ВШЭ – Москва), Игорь Верняев (СПбГУ), Виталий Воропанов (Челябинский филиал РАНХиГС) и др.

Старший научный сотрудник Лаборатории Евгений Крестьянников выступил с докладом «Географические факторы организации сибирской юстиции в конце XIX – начале ХХ века». Он рассказал о попытках приспособить имперскую юстицию к расстояниям Сибири, рассмотрел вопросы судебного районирования, пространственного распределения органов юстиции всех ступеней и локализации главных из них.

1897 год ознаменовался для региона введением Судебных уставов Александра II, положения которых для восточной окраины существенно корректировались под воздействием географических условий. Так, соединялись судебные, следовательские и нотариальные обязанности в руках мировых судей, последние не объединялись съездами, юстиция отличалась высокой подвижностью (мировым судьям приходилось много ездить в качестве следователей, а для окружных судов предполагались частые выездные сессии), отсутствовал суд присяжных и т.д.

Однако применение новшеств окончилось провалом. Получилось так, что апробированные способы покорить расстояния не принесли пользу, а даже имели обратный эффект: они усилили зависимость судебной системы от географических условий и неустроенности путей сообщения. Чиновники безвозвратно теряли время в пути, испытывая при этом существенный служебный дискомфорт; сибиряки, в свою очередь, далеко не всегда могли найти разъезжавших судей в их офисах. В результате недовольными оставались обе стороны. Исправление ситуации происходило чрезвычайно медленно и неэффективно из-за нежелания правительства нести затраты на Сибирь. Кадровое увеличение и установление дополнительных судебных инстанций не успевало за ростом сибирского населения и его потребностей в правосудии.

С программой можно ознакомиться по ссылке.