• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В науке команда решает все: как два постдока создали зеркальную лабораторию Пермь-Сахалин

Александра Салатова и Лилия Пантелеева в экспедиции на о. Сахалин

Александра Салатова и Лилия Пантелеева в экспедиции на о. Сахалин
Корпоративные материалы НИУ ВШЭ

Время научных открытий одиночек безвозвратно ушло вместе с попытками превратить свинец в золото. С развитием науки, техники, технологий и искусственного интеллекта человеческий интеллект, каким бы талантливым он ни был, часто способен добиваться выдающихся результатов только в команде. Как говорил выдающийся баскетболист Майкл Джордан: «Талант выигрывает игры, а команда – чемпионаты». Примером успешной команды стало научное сотрудничество двух постдоков НИУ ВШЭ – Лилии Пантелеевой и Александры Салатовой.

Сотрудничество ученых началось в 2021 году, когда они устроились в пермский кампус НИУ ВШЭ по Программе привлечения российских постдоков. Постдоки приехали из разных городов, поступили на разные проектные направления, прикрепились к разным подразделениям и занимались исследованиями в разных научных областях. несмотря на это, им удалось найти точки соприкосновения и выстроить крепкое сотрудничество в едином направлении. В этом году их проект «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» стал победителем в конкурсе Зеркальных лабораторий НИУ ВШЭ.

Основная идея проекта заключается в разработке междисциплинарного и цифрового инструментария для анализа маркеров, артефактов и эффектов индустриальной культуры, а также реализации межинституционального взаимодействия вузов с музеями по сохранению и популяризации индустриального наследия. В проекте объединятся коллективы ученых из НИУ ВШЭ – Пермь и Сахалинского государственного университета, чьи научные интересы сфокусированы на актуальных проблемах социально-гуманитарного знания, информатики и промышленных технологий.

Александра Салатова:

- Мы жили в соседних комнатах в общежитии и наши научно-бытовые дебаты очень быстро переросли в практическое русло. Нас объединила простота межличностной коммуникации и желание действовать. Совместное исследовательское направление тоже получилось определить: первоначально это была антропология труда, сейчас это, я бы сказала, антропологический подход к изучению индустриального наследия. Я более 10 лет занимаюсь исследованием рынка труда и трудовых миграций, а Лилия занималась исследованием различных культурных аспектов профессиональных групп и городских сообществ.

Мы довольно быстро пришли к тому, что нужно подавать совместные грантовые заявки междисциплинарной тематики. За 2 года мы написали более 10 различных заявок. Не все заявки были успешными – в грантовом деле это обычная история, главное не останавливаться, совершенствоваться и продолжать подаваться. Наша примерная статистика – выигрывает каждая третья заявка. Так что при неудаче останавливаться нельзя. Из крупных успешных проектов – Экспедиция на Сахалин  в рамках конкурса «Открываем Россию заново» от  Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ, которая состоялась в 2022 году. В рамках экспедиционной работы нам удалось не только посетить центры шахтерской промышленности острова, но и наладить связи с научными коллективами Сахалинского государственного университета и с исследователями, работающими в рамках нашего направления. В частности, зародилось научное сотрудничество с Еленой Орловой, старшим научным сотрудников Сахалинского областного краеведческого музея. Елена выступала в апреле 2023 года на нашем научном семинаре с докладом «Шахты и люди Сахалина».

В 2023 году мы решили расширить наш исследовательский проект  и подать заявку на конкурс зеркальных лабораторий. У нас получился большой междисциплинарный исследовательский коллектив: 3 доктора наук, 6 кандидатов наук. На всех участников можно посмотреть в презентационном ролике.

Что нас объединило? Во-первых, это интересный предмет исследования – индустриальное наследие, вся наша работа построена вокруг этой темы. Во-вторых, это простота коммуникации и желание действовать, это главная вещь для распределенного научного коллектива. В работе над общим проектом мы все равны. Этот принцип я почерпнула из холакратической организационной структуры, которая сейчас часто используется при создании IT-команд. Мы все очень ждем начала нашей совместной работы и надеемся на интересные результаты исследования, которыми, конечно же, будем делиться.

Лилия Пантелеева:

- Наука развивается тогда, когда складывается сообщество, представители которого являются носителями определенной системы взглядов. Это сообщество подобно интеллектуальной экосистеме, где взаимодействие членов осуществляется через обмен идеями, через столкновение и развитие мыслей.

Программа привлечения российских постдоков НИУ ВШЭ определенно влияет на развитие интеллектуальной экосистемы вуза, потому что, с одной стороны, привлекает в уже сложившееся сообщество носителей новых идей, а с другой – открывает перед стажерами научную среду, с которой они прежде не соприкасались. В результате этой программы выигрывают все – и научные коллективы, и привлеченные специалисты.

Однако наша история с Александрой – это еще один положительный эффект программы, который в свое время прозвучал в медиа как «пермский кейс».  Это случай, когда стимулом к развитию научного сотрудничества становится столкновение идей в сообществе постдоков. И здесь совершенно не важно, где происходит это столкновение – на конференции, на семинаре, или как у нас – в общежитии.

Александра закончила программу на год раньше меня, но наши отношения не распались и информационно не обеднели. Более того, мы одновременно интуитивно пришли к выводу, что нашу собственную «экосистему» тоже необходимо развивать через приток «новой крови». Разрабатывая новый проект для конкурса «Зеркальных лабораторий», мы выходили на специалистов из разных областей – истории, социологии, психологии, филологии, антропологии, техносферной безопасности, IT. Нам важно было создать такой проект, в котором коллектив мог работать над разными аспектами единого научного объекта.

Более того, мы предусмотрели интеграцию в проект представителей музейного сообщества и, тем самым, вывели его на межинституциональный уровень. Такая форма сотрудничества сделает более эффективной работу по изучению индустриальных коллекций в музейных фондах и организации мероприятий индустриального туризма в моногородах.

Наконец, мы планируем вовлечение в проект большого количества студентов, чтобы идеи и ценности, развиваемые в проектном коллективе, транслировались молодым специалистам и получали в их осмыслении свое продолжение или критику. Искренне желаю, чтобы принципы нашего общего сотрудничества привели участников к значимым результатам и новым достижениям.