• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дифференциация учащихся по академической успеваемости в социальной сетиStudents’ differentiation by academic performance on a social networking site

Соискатель:
Смирнов Иван Борисович
Члены комитета:
Чириков Игорь Сергеевич (НИУ ВШЭ, канд. социол. наук, председатель комитета), Бессуднов Алексей Рудольфович (Университет Эксетера (Великобритания), DPhil, член комитета), Соколов Михаил Михайлович (Европейский университет в Санкт-Петербурге, канд. социол. наук, член комитета), Ушаков Константин Михайлович (НИУ ВШЭ, д-р пед. наук, член комитета), Юдкевич Мария Марковна (НИУ ВШЭ, канд. экон. наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
6/18/2018
Диссертация принята к защите:
6/26/2018
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
9/11/2018
В диссертации были предложены методы извлечения из социальной сети ВКонтакте данных, обладающих высокой степенью достоверности, а также способы их объединения с образовательными данными. Было показано, что предложенные методы позволяют существенно увеличить охват выборки учащихся, описаны смещения выборки ВКонтакте относительно генеральной совокупности учащихся. Была изучена структура дружеских связей учащихся и показано, что структура онлайн связей воспроизводит структуру образовательных организаций, а также, что вероятность дружеской связи онлайн тесно связана с географической близостью. Было выявлено, что социальные связи учащихся дифференцированы по успеваемости, на лонгитюдных данных было показано, что уровень этой дифференциации возрастает с течением времени (учащиеся со схожей успеваемостью чаще устанавливают новые связи между собой, а с несхожей — чаще разрывают существующие). Было обнаружено, что интересы учащихся в социальной сети также дифференцированы по успеваемости, при этом разрыв в образовательных достижениях между подписчиками разных групп ВКонтакте может быть эквивалентен двум годам формального обучения.
Диссертация [*.pdf, 6.60 Мб] (дата размещения 7/11/2018)
Резюме [*.pdf, 261.58 Кб] (дата размещения 7/11/2018)
Summary [*.pdf, 243.00 Кб] (дата размещения 7/11/2018)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

В поисках утраченных профилей: достоверность данных «ВКонтакте» и их значение для исследований образования (смотреть на сайте журнала)
Что в профиле тебе моем: данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков (смотреть на сайте журнала)
Formation of homophily in academic performance: Students change their friends rather than performance (смотреть на сайте журнала)
Predicting PISA Scores from Students’ Digital Traces (смотреть на сайте журнала)


Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук НИУ ВШЭ с отличием (cum laude) (протокол № 2 от 11 сентября 2018 г.). Решением диссертационного совета (протокол № 8 от 19.09.2018 г.) присуждена ученая степень кандидата наук об образовании НИУ ВШЭ с отличием (cum laude).