• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дифференциация учащихся по академической успеваемости в социальной сети Students’ differentiation by academic performance on a social networking site Кандидат наук НИУ ВШЭ (PhD HSE) Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Смирнов Иван Борисович
Руководитель:Поливанова Катерина Николаевна (др. работы под рук-вом)
Члены комитета:Чириков Игорь Сергеевич (НИУ ВШЭ, канд. социол. наук, председатель комитета), Бессуднов Алексей Рудольфович (University of Exeter, DPhil, член комитета), Соколов Михаил Михайлович (Европейский университет в Санкт-Петербурге, канд. социол. наук, член комитета), Ушаков Константин Михайлович (НИУ ВШЭ, д-р пед. наук, член комитета), Юдкевич Мария Марковна (НИУ ВШЭ, канд. экон. наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:18.06.2018
Диссертация принята к защите:26.06.2018
Дисс. совет:Совет по образованию
Дата защиты:11.09.2018


В диссертации были предложены методы извлечения из социальной сети ВКонтакте данных, обладающих высокой степенью достоверности, а также способы их объединения с образовательными данными. Было показано, что предложенные методы позволяют существенно увеличить охват выборки учащихся, описаны смещения выборки ВКонтакте относительно генеральной совокупности учащихся. Была изучена структура дружеских связей учащихся и показано, что структура онлайн связей воспроизводит структуру образовательных организаций, а также, что вероятность дружеской связи онлайн тесно связана с географической близостью. Было выявлено, что социальные связи учащихся дифференцированы по успеваемости, на лонгитюдных данных было показано, что уровень этой дифференциации возрастает с течением времени (учащиеся со схожей успеваемостью чаще устанавливают новые связи между собой, а с несхожей — чаще разрывают существующие). Было обнаружено, что интересы учащихся в социальной сети также дифференцированы по успеваемости, при этом разрыв в образовательных достижениях между подписчиками разных групп ВКонтакте может быть эквивалентен двум годам формального обучения.

Диссертация [*.pdf, 6.60 Mb] (дата размещения 11.07.2018)
Резюме [*.pdf, 261.58 Kb] (дата размещения 11.07.2018)
Summary [*.pdf, 243.00 Kb] (дата размещения 11.07.2018)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

В поисках утраченных профилей: достоверность данных «ВКонтакте» и их значение для исследований образования (смотреть на сайте журнала)
Что в профиле тебе моем: данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков (смотреть на сайте журнала)
Formation of homophily in academic performance: Students change their friends rather than performance (смотреть на сайте журнала)
Predicting PISA Scores from Students’ Digital Traces (смотреть на сайте журнала)


Отзывы:
Отзыв члена Комитета
Сведения о результатах защиты:Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук НИУ ВШЭ с отличием (cum laude) (протокол № 2 от 11 сентября 2018 г.).
Ключевые слова: академическая успеваемость, Вконтакте, машинное обучение, социальные сети, цифровое неравенство