• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факторы профессионального выбора глухих и слабослышащих учащихся средних профессиональных учебных заведенийOccupational Choice Factors of Deaf and Hearing-Impaired Students of Vocational Education Programs

Члены комитета:
Фрелих Кристиан (НИУ ВШЭ, Ph.D., председатель комитета), Стрельникова Анна Владимировна ( НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук, член комитета), Чередниченко Галина Анатольевна (центр социологии образования, Институт социологии ФНИСЦ РАН ,, доктор социологических наук, член комитета), Victoria Shmidt (Karl-Franzens-University of Graz, PhD, член комитета), Штейн (Носенко-Штейн) Елена Эдуардовна (Институт Востоковедения РАН, доктор исторических наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
8/3/2020
Диссертация принята к защите:
8/3/2020
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
3/4/2021
В диссертационной работе осуществлен анализ основных факторов, определяющих профессиональный выбор глухих и слабослышащих (как внутренне гетерогенной группы с особыми образовательными потребностями и социокультурными характеристиками) в контексте социальной и трудовой инклюзии. В качестве эмпирической базы для анализа использовано всероссийское очное анкетирование глухих и слабослышащих, получающих среднее профессиональное образование, а также 21 полуформализованное интервью с учащимися и экспертами. В работе показано, что трансформация подходов к понимаю глухоты, а также изменения, происходящие с системой профессиональной подготовки глухих и слабослышащих (введение системы инклюзивного образования, расширение перечня доступных профессий), открывают перед людьми с инвалидностью по слуху новые возможности и требуют пересмотра основных подходов к работе с данной группой. Это влечет за собой появление различных проблем, включая негативную оценку карьерных перспектив самими учащимися. Однако на сегодняшний день получение среднего профессионального образования является основной стратегией для молодежи с нарушениями слуха. В тексте диссертационной работы представлено описание наиболее значимых характеристик выбора профессии, в том числе в контексте исторического развития системы специального образования в России, проанализирована роль различных акторов, определяющих профессиональный выбор глухих и слабослышащих подростков, выявлены барьеры на пути профессиональной адаптации, а также сформулированы дополнительные факторы профессионального выбора молодежи с инвалидностью по слуху.
Диссертация [*.pdf, 2.32 Мб] (дата размещения 12/29/2020)
Резюме [*.pdf, 363.04 Кб] (дата размещения 12/29/2020)
Summary [*.pdf, 224.46 Кб] (дата размещения 12/29/2020)

Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук (протокол № 3 от 04.03.2021). Решением диссертационного совета (протокол № 1 от 23.04.2021) присуждена ученая степень кандидата социологических наук.