Федоров Олег Дмитриевич
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
- Научно-педагогический стаж: 9 лет.
Полномочия / обязанности
- чтение лекций, проведение семинаров, рукодство диссертационными исследованиями;
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2019Ученое звание: Доцент
- 2015Кандидат исторических наук
- 2011
Магистратура: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Регионоведение»
- 2009
Бакалавриат: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Регионоведения»
- 2009
Бакалавриат: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Регионоведение»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2018 - Псковский городской центр правового образования и воспитания молодежи, "Agile технологии в проектном обучении. Методика eduScrum".
2018 - Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса по истории"
2018 - Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта единого государственного экзамена по истории"
2017 - Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта государственного выпускного экзамена в 11 классе по истории"
2017 - Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта единого государственного экзамена по истории"
2016 - Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта государственного выпускного экзамена в 11 классе по истории"
2016 - Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта единого государственного экзамена по истории"
2015 - Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта единого государственного экзамена по истории"
2015 - Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта государственного выпускного экзамена в 11 классе по истории"
2014 – профессиональная переподготовка «Экономика и управление в образовании» (Санкт- Петербургская академия постдипломного педагогического образования, тема диплома «Механизмы стимулирования труда педагогических работников в образовательных организациях основного образования»)
2007-2009 Санкт-Петербургский государственный университет, филологический факультет, программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», диплом переводчика английского языка (с отличием)
2007-2009 - Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, диплом профессиональной переподготовки «преподаватель высшей школы»
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- История и философия образования (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- История образования и педагогической мысли (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Актуальные проблемы современного образования и наук об образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- История образования и педагогической мысли (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История образования и педагогической мысли (Магистратура; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Педагогическая мастерская" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Учитель в отечественной и зарубежной культуре" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Современная теория обучения (Магистратура; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Современное обучение: методы и технологии (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- История образования и педагогической мысли (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Vigotsky Seminar (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)Анг
- Современная теория обучения (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Современное обучение: методы и технологии (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
Педагогический дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "46.04.01. История", направление "41.04.04. Политология", направление "45.04.01. Филология"; 1-й курс, 3 модуль)Рус
Публикации30
- Книга Сорвин К. В., Богачёв М. И., Федоров О. Д. Обществознание : 9 класс : учебник / Рук.: К. В. Сорвин. М. : Просвещение, 2021.
- Книга Гасинец М. В., Авдеенко Н. А., Михайлова А. М., Федоров О. Д., Пащенко Т. В. Большие идеи для содержания образования Кн. 47: Современная аналитика образования. Вып. 17. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Козлова М. В., Чернобай Е. В., Гасинец М. В., Федоров О. Д. Как сократить риски эпидемий, или чем Health Literacy может помочь в решении этой проблемы? Т. 41. Вып. 11. НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Сорвин К. В., Богачёв М. И., Федоров О. Д. Обществознание : 9 класс : учебник. М. : Дрофа, 2020.
- Книга Сорвин К. В., Ростовцева Н. В., Федоров О. Д. Обществознание. 6 класс. Учебник / Рук.: К. В. Сорвин. Дрофа, 2020.
- Книга Сорвин К. В., Ростовцева Н. В., Федоров О. Д. Обществознание. 7 класс. Учебник / Рук.: К. В. Сорвин; науч. ред.: В. Клоков. М. : Дрофа, 2020.
- Книга Сорвин К. В., Давыдова Е. А., Кулакова Т. В., Федоров О. Д. Обществознание. 8 класс. Учебник / Рук.: К. В. Сорвин. М. : Дрофа, 2020.
- Книга Сорвин К. В., Ростовцева Н. В., Федоров О. Д. Обществознание: 7 класс: учебник / Рук.: К. В. Сорвин. М. : Дрофа, 2020.
- Книга Федоров О. Д. Религиозные культуры народов России. 7 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2020.
- Статья Федоров О. Д. "Учитель для России": система ценностей. // Образовательная политика. 2019. № 3(79). С. 122-130.
- Книга Журавлева О. Н., Александрова С., Барыкина И., Барышников Е., Битюков К., Полякова Т., Федоров О. Д. Антикоррупционное образование в современной школе: социально-педагогическое сопровождение. СПб. : СПб АППО, 2019.
- Книга Федоров О. Д., Хейфец В. Л., Хейфец Л. С., Северинов К. М. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. М. : Вентана–Граф, 2019.
- Книга Федоров О. Д. Рассказы о родной природе : 5 класс : учебное пособие для образовательных организаций. Просвещение, 2019.
- Книга Элбакян Е., Козлов М., Кравчук В., Федоров О. Д. Религиозные культуры народов России. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Журавлева О. Н., Шевченко С., Александрова С., Андреевская Т., Барыкина И., Битюков К., Матвеева Т., Федоров О. Д. Теория и методика обучения (история, обществознание): учеб. пособие. СПб. : СПб АППО, 2019.
- Статья Федоров О. Д., Казакова Е. И., Сатановская Е. М. Эволюция педагога: новый ролевой набор // Образовательная политика. 2019. № 3(79). С. 76-87.
- Глава книги Федоров О. Д. АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДППО: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ // В кн.: Развитие высшего профессионального психолого-педагогического образования: тенденции и перспективы. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2018. С. 196-202.
- Книга Федоров О. Д. География 6 класс. ВПР: тренинг, контроль, самооценка: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М. : Учебная литература, 2018.
- Книга Федоров О. Д. География. 9 класс: варианты итоговых работ: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М. : Учебная литература, 2018.
- Статья Полякова Т. Н., Журавлева О. Н., Федоров О. Д. Образовательные стратегемы проектирования дополнительных профессиональных программ для педагогов: выбор приоритетов // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 71-90. doi
- Книга Федоров О. Д., Буруруев А. М., Трушина Е. А., Никулина О. Сборник Специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по праву 10—11 классов. М. : Вентана–Граф, 2018.
- Книга Трушина Е. А., Грапов Я. С., Борисова О. А., Поляков А. В., Федоров О. Д. Сборник Специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по экономике 10—11 классов. М. : Вентана–Граф, 2018.
- Книга Емельянова О. Н., Федоров О. Д. Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Учебное пособие для 5–11 классов / Под общ. ред.: Ю. Н. Калашнов. М. : Из-во Юрия Калашнова, 2018.
- Статья Федоров О. Д., Журавлева О. Гуманитарно-аксиологический подход в изучении основ финансовой грамотности в современной школе (на примере УМК ОИГ «Дрофа - Вентана-граф») // Преподавание истории в школе. 2017. № 2. С. 65-69.
- Статья Федоров О. Д. Читательский портрет современного молодого учителя // Непрерывное образование. 2017. № 1. С. 73-76.
- Статья Федоров О. Д. Методологические основания проектирования модели педагогической интернатуры // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53. С. 348-356.
- Статья Федоров О. Д. Педагогическая интернатура в профессинальном становлении педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53. С. 101-108.
- Книга Федоров О. Д. Учебная интеграция в школьном социальном образовании. Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2016.
- Статья Федоров О. Д. Учитель истории как субъект неформального образования молодых специалистов сельской школы // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 12. С. 64-66.
Опыт работы
2014 – 2017 – старший преподаватель, доцент кафедры социального образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
2009 г. по 2017 – учитель истории, обществознания, географии (высшая категория), государственное общеобразовательное учреждение «Гимназия №63» Калининского района Санкт- Петербурга.
2015 – по н.в. – академический руководитель образовательной программы проекта «Учитель для России» (ПАО Сбербанк, при поддержке ВШЭ)
2014 – научный сотрудник лаборатории «Единое образовательное пространство СНГ», ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО (Санкт-Петербург)
2012 г. - 2014 – методист по работе с молодыми специалистами, истории, обществознанию и ОРКСЭ Информационно-методического центра Калининского района
с 2006 г по н.в. – Санкт-Петербургская коллегия судей по волейболу, судья высшей лиги чемпионата России.
Содержанию образования прописали «большие идеи»
Школьные программы и учебники напичканы фактами, формулами, правилами. Их трудно запомнить, они не складываются в общую картину мира. Один из способов привести в порядок весь этот массив данных предлагают научные сотрудники Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Они советуют присмотреться к практике выделения «больших идей», которую применяют школы нескольких стран. Зарубежный опыт и советы российским педагогам эксперты приводят в монографии, изданной в серии «Современная аналитика образования».
Вошли двенадцать человек
Высшая школа экономики подвела итоги выборов «Лучших преподавателей» 2020 года. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках традиционного мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. В этом году выборы прошли в десятый раз, в честь «юбилея» ВШЭ повысила надбавки победителям: теперь они составляют от 40 до 90 тысяч для тех, кто работает на полной ставке.
Школа не готова к вирусу
COVID-19 стал неприятным сюрпризом для всего человечества — и поводом взглянуть критически на учебную программу. Могла ли школа сделать так, чтобы ее выпускники встретили эпидемию более подготовленными? И может ли подготовить к будущим событиями такого плана? Не обязательно к пандемии такого масштаба: из-за плотности населения в мегаполисах «гуляет» масса вирусов, начиная с обычного гриппа, и прочих возбудителей заболеваний. Эксперты Инобра изучили с этой точки зрения учебные программы и учебники по биологии и ОБЖ, сопоставили с иностранными аналогами. Выяснилось, что в российской школе критически мало сообщают о вирусах, о том, как они живут в экосистемах, и уж тем более — как уберечься от инфекционных болезней, вызванных вирусами.
Российским учителям представят учебники обществознания нового типа
14 мая состоится конференция-презентация линейки учебников обществознания для учащихся 6-9 классов, подготовленной авторским коллективом преподавателей ВШЭ. Учебники выпущены издательством «Дрофа», прошли апробацию и включены в федеральный перечень.
Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке
На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.
«Удалось договориться потому, что не было предметников»
Самые яркие цитаты семинара «Чему учить детей сегодня для успеха в будущем?».
Кто такие тьюторы и на каких магистерских программах ВШЭ их готовят?
В российской системе образования будет расти спрос на специалистов, помогающих детям выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. Почему это будет происходить и где готовят таких специалистов, рассказал академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование», ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.
Подведены итоги конкурса «Школа, устремленная в будущее»
В Институте образования НИУ ВШЭ подвели итоги конкурса «Школа, устремленная в будущее». 12 финалистов пригласили выступить с презентациями на одну из пяти предложенных тем. Все они касались образования, будущего и роли учителя в жизни человека. Участники должны были пофантазировать и проявить себя: жюри оценивало оригинальность выступлений, понимание образовательной тематики и умение решать повседневные вопросы, с которыми сталкиваются учителя по всей России каждый день.
«Школа, устремленная в будущее»: очный тур
Подведены итоги первого этапа конкурса «Школа, устремленная в будущее». Члены жюри отобрали эссе на тему «образование», присланные из 17 регионов России. Сделать выбор оказалось непросто – качество конкурсных работ было высоким. Интересно, что авторы – люди совершенно разные по возрасту и положению. Среди них есть школьники, студенты вузов, молодые специалисты. Самому юному участнику недавно исполнилось 16 лет, самый опытный готовится отметить 50-летие.
«Стань профессором»: вторая волна
Открыта вторая волна записи на майнор Института образования НИУ ВШЭ «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху». Майнор – это блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления. Благодаря майнору будущий бакалавр получает дополнительную специализацию.
Проект наставничества для учителей вошел в топ-20 лучших программ
Программа наставничества в рамках проекта «Учитель для России», которая реализуется Институтом образования НИУ ВШЭ, получила высокую оценку на всероссийском форуме, прошедшем на ВДНХ.
Институт образования ВШЭ начинает готовить учителей в очной магистратуре
Новая магистерская программа «Педагогическое образование», набор на которую впервые состоится в 2018 году, рассчитана на выпускников бакалавриатов непедагогических направлений подготовки, уверенных, что учить детей — их призвание. Студенты улучшат знания предмета, который собираются преподавать, получат общепедагогическую и методическую подготовку и уже во время обучения начнут работать в школах.
Полевая исследовательская экспедиция в образовательные организации Воронежской области
Cтуденты магистерских программ «Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании» Института образования НИУ ВШЭ провели неделю в исследовательской экспедиции. Они познакомились с тем, как в школах и организациях дополнительного образования Воронежской области производится работа с одаренными детьми и молодежью, выяснили, как участниками образовательного процесса понимается одаренность и как производится выявление одаренных детей.