• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институциональная критика в России: история, специфика, современные стратегииInstitutional critique in Russia: history, specifics, current strategies

Соискатель:
Аллахвердиев Тимур Казбекович
Члены комитета:
Лаврентьев Александр Николаевич (ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова», доктор искусствоведения, председатель комитета), Афанасьева Ирина Анатольевна (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,, кандидат наук в области искусства и дизайна, член комитета), Керимов Тапдыг Афиз-оглы (ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,, доктор философских наук, член комитета), Марков Александр Викторович (ФГАОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», доктор филологических наук, член комитета), Чубаров Игорь Михайлович (ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет", доктор философских наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
8/11/2025
Диссертация принята к защите:
8/29/2025
Дисс. совет:
Совет по культурологии, искусству и дизайну
Дата защиты:
10/21/2025
Институциональная критика — это влиятельное направление в современном концептуальном искусстве, возникшее в конце 1960-х годов и изначально основанное на критике музеев, галерей, фондов, частных коллекций и других художественных институтов как носителей стратегий репрезентации, механизмов отбора и рецензирования, форм публичной легитимации и политик распределения художественной ценности. Актуальность темы исследования обусловлена продолжающимся влиянием институциональной критики на современные художественные, кураторские и музейные практики, а также необходимостью переосмысления её форм и понятий в условиях трансформации глобального художественного поля. В последние десятилетия институциональная критика утратила статус внешней по отношению к институции силы и всё чаще действует как встроенный элемент самой институциональной логики. Этот сдвиг требует теоретической рефлексии и уточнения понятийного аппарата, поскольку привычные модели критики, основанные на разоблачении и дистанции, оказываются недостаточными для описания современных художественных стратегий.
Диссертация [*.pdf, 1.86 Мб] (дата размещения 8/15/2025)
Резюме [*.pdf, 424.44 Кб] (дата размещения 8/15/2025)
Summary [*.pdf, 226.52 Кб] (дата размещения 8/15/2025)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

Аллахвердиев Т.К., Сыч О.Н. Радикальное искусство и институции: взаимодействия, контексты и связи (смотреть на сайте журнала)
Allakhverdiev T. Floating Institutionality and Para-Institutions in Contemporary Russian Art: Premises and Forms (смотреть на сайте журнала)
Аллахвердиев Т.К. Параинституции как латентная стратегия институциональной критики в современном искусстве России (смотреть на сайте журнала)


Отзывы
Отзыв научного руководителя
Отзыв члена Комитета
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук в области искусства и дизайна (протокол № 2 от 21.10.2025). Решением диссертационного совета (протокол № 3 от 30.10.2025) присуждена ученая степень кандидата наук в области искусства и дизайна.