• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Резильентные школы в России: методы определения и практики работыResilient Schools in Russia: Distinguishing Methods and Work Strategies

Соискатель:
Звягинцев Роман Станиславович
Члены комитета:
Прахов Илья Аркадьевич (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», кандидат экономических наук, председатель комитета), Агранович Марк Львович (ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат экономических наук, член комитета), Байбородова Людмила Васильевна (ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», доктор педагогических наук, член комитета), Попова Екатерина Сергеевна (ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук», кандидат социологических наук, член комитета), Томмазо Агазисти (Миланский политехнический университет (Италия), PhD, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
11/26/2021
Диссертация принята к защите:
12/24/2021 (Протокол № 10)
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
4/27/2022
Главная научная проблема диссертационного исследования — феномен академической резильентности, раскрываемый в ситуации академически резильентной школы. Проблема возникает в связи с тем, что резильентные школы существуют вне общей закономерности образовательного неравенства, проявляющейся на всех уровнях от индивидуального до странового, — повсеместно наблюдаемой положительной корреляции между социально-экономическими условиями и уровнем академических результатов. Главной целью работы, таким образом, становится решение парадокса резильентных школ — поиск ответа на вопрос о том, какие же внутренние и внешние процессы на школьном уровне позволяют школе показывать высокие академические результаты в сложных социальных социально-экономических условиях. В исследовании используется широкий набор баз данных, методов их сбора и анализ: данные лонгитюда ТРоП, данные отдельных количественных и качественных исследований региональных образовательных систем, данные МЭО. Наиболее интересными результатами исследования являются:
- Описание отдельных стратегий, реализуемых резильентными школами;
- Вывод о том, что основные различия между резильентными и другими школами с низким СЭС заключаются, в первую очередь, в представленности неэффективных практик;
- Дополнительное подтверждение важности именно школы для результатов в рамках сравнения личностных характеристики учащихся резильентных и нерезильентных школ.
Параллельно с основными исследовательскими вопросами в диссертации так же произведена смежная работа, связанная с развитием теоретических рамок, которые лежат в основе исследований: рамке академической резильентности, школьной эффективности, территориального неравенства. Результаты исследования значимы и для практической работы — возможностям школ по преодолению неблагополучного контекста и обеспечению высоких академических результатов в условиях ресурсных ограничений. Основная часть дискуссии, при этом, строится вокруг недопустимости полного перекладывания ответственности за образовательные результаты на отдельные школы и школьные команды, особенно если они функционируют в сложных социальных условиях. Идея академической резильентности не должна и не может становиться основанием для отказа от системной работы, направленной на обеспечение равенства доступа к образовательным ресурсам, борьбу с образовательной бедностью, реализацию адресных мер компенсации образовательного неравенства.
Диссертация [*.pdf, 4.36 Мб] (дата размещения 11/26/2021)
Резюме [*.pdf, 654.48 Кб] (дата размещения 11/26/2021)
Summary [*.pdf, 494.37 Кб] (дата размещения 11/26/2021)

Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук об образовании (протокол № 2 от 27.04.2022). Решением диссертационного совета (протокол № 4 от 12.05.2022) присуждена ученая степень кандидата наук об образовании.