• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 6 из 6

Экспериментальное исследование чтения в различных популяцияхКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
9/30/2024
Чтение представляет собой комплексный процесс обработки языковой информации во взаимодействии с другими когнитивными функциями. Настоящее экспериментальное исследование включает серию видеоокулографических экспериментов, которые показывают механизмы языковой обработки в различных популяциях на материале движения глаз при чтении предложений. Во-первых, работа освещает механизмы чтения младших русскоязычных школьников в норме и при нарушении чтения. Во-вторых, на материале чтения взрослых носителей русского языка в условиях шума и без него проверяется модель поверхностной языковой обработки. В-третьих, на материале чтения на двух языках русско-адыгейскими билингвами исследуется универсальность психолингвистических характеристик, влияющих на языковую обработку.
Диссертация [*.pdf, 6.82 Мб] (дата размещения 7/24/2024)
Резюме [*.pdf, 739.03 Кб] (дата размещения 7/24/2024)
Summary [*.pdf, 682.77 Кб] (дата размещения 7/24/2024)

Нейроанатомические корреляты латерализации языка в мозгеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
9/18/2024
Язык и связанная с ним речевая деятельность характеризуются сложной организацией в головном мозге. Диссертационное исследование посвящено вопросу латерализации речевой функции, то есть ее функциональном распределении между левым и правым полушариями мозга с учетом индивидуальных нейроанатомических особенностей неврологически здоровых левшей, правшей и амбидекстров. В работе показано, что, несмотря на направление и степень индивидуальной мануальной асимметрии участников, только нижняя лобная извилина левого полушария критически вовлечена в языковую обработку на уровне порождения слов. Кроме того, оценка связи метрик мозолистого тела и степени латерализации языка подтвердила, что в соответствии с ингибиторной моделью больший объем одного из субрегионов мозолистого тела предсказывал более сильную степень латерализации языка в задних теменно-височно-затылочных речевых областях. Наконец, исследование не выявило значимой связи между метриками мозолистого тела и степенью мануальной асимметрии участников как одного из часто обсуждаемых коррелятов латерализации языка. Совмещение нескольких нейровизуализационных и нейростимуляционного методов позволяют комплексно изучить феномен латерализации речи и продвинуться в понимании фундаментальных принципов нейробиологии речевой функции. Понимание латерализации речевой функции в каждом индивидуальном случае остро необходимо в клинической практике во время нейрохирургических операций, где стоит вопрос о сохранении областей мозга, вовлеченных в процессы понимания и порождения речи.
Диссертация [*.pdf, 5.24 Мб] (дата размещения 6/7/2024)
Резюме [*.pdf, 654.21 Кб] (дата размещения 6/7/2024)
Summary [*.pdf, 436.62 Кб] (дата размещения 6/7/2024)

Структурная и функциональная организация сети речевых зон в мозге в норме и при височной эпилепсии: данные нейровизуализацииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Карпычев Виктор Викторович
Дисс. совет:
Совет по когнитивным наукам
Дата защиты:
9/13/2024
Диссертация посвящена исследованию структурной и функциональной организацииречевой сети, включающей структуры серого и проводящие пути белого вещества,играющие ключевую роль в речевой обработке, у здоровых испытуемых и пациентов свисочной эпилепсией. В ней рассматриваются взаимосвязь между свойствами белоговещества и вовлеченностью сети речевых зон левого полушария и их правополушарныхгомологов в речевую обработку у здоровых людей. Реорганизация речевой сети былаоценена с помощью сравнения данных здоровых испытуемых и пациентов с височнойэпилепсией. Для данного заболевания является характерным нарушениефункционального взаимодействия между зонами внутри и за пределами височной доли.В опубликованных работах было показано, что больший объем сегмента мозолистоготела (комиссуры белого вещества), соединяющего зоны речевой сети в височной итеменной долях, связан с более выраженной вовлеченностью в обработки речи зондоминантного по речи полушария по сравнению с их гомологами. У пациентов свисочной эпилепсией было показано, что реорганизация речевой сети проявляется ввиде изменения структуры модулей сети и, как следствие, нарушения баланса междуинтеграцией зон во всей сети и интеграцией зон внутри модулей, что приводит кснижению точности выполнения речевого задания и увеличению числа хабов в правомполушарии в качестве компенсации. Наконец, учитывая, что развитие височнойэпилепсии сопровождается формированием эпилептической сети, участвующей вгенерации приступов, в работе было показано, что точность локализации фокуса этойсети может быть улучшена по сравнению с существующими методами локализации наоснове классификации признаков высокочастотных осцилляций. Это позволит точнеепроводить оценку пространственного расположения эпилептического фокуса исопоставлять его с зонами мозга, участвующими в обработке речевой информации.
Диссертация [*.pdf, 29.66 Мб] (дата размещения 4/28/2024)
Резюме [*.pdf, 4.88 Мб] (дата размещения 4/28/2024)
Summary [*.pdf, 11.72 Мб] (дата размещения 4/28/2024)

Методы анализа и оценки устного дискурса людей с речевыми нарушениямиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
12/28/2023
В клинической лингвистике анализ устной речи – важная составляющая оценки языковых навыков у людей с различными неврологическими расстройствами. Такой анализ позволяет выявить нарушения как на микролингвистических (фонетическом, лексическом, семантическом), так и макролингвистических (дискурсивный, прагматический) уровнях. В публикациях, включенных в диссертационное исследование, рассматриваются методы оценки порождения и понимания устного дискурса как в клинической практике, так и для фундаментальных исследований. В диссертации приведен опыт разработки и стандартизации субтестов Русского афазиологического теста «Понимание дискурса» и «Порождение дискурса», и показано, что они обладают необходимым уровнем надежности, а также результаты этих субтестов значимо различаются в группе людей с афазией и контрольной группе. Также представлена новая шкала для оценки четырех аспектов дискурсивной связности, каждый из которых связан с различным набором микро- и макролингвистических нарушений у пациентов с афазией. В диссертации также описано создание корпуса аудиозаписей людей с различными неврологическими и психиатрическими нарушениями, а также людей без нарушений – Discourse Diversity Database (3D), на материале которого показано, что у здоровых носителей языка усталость влияет на некоторые параметры речи.
Диссертация [*.pdf, 10.16 Мб] (дата размещения 10/27/2023)
Резюме [*.pdf, 364.28 Кб] (дата размещения 10/27/2023)
Summary [*.pdf, 436.53 Кб] (дата размещения 10/27/2023)

Разработка лингвистических тестов для диагностики речевых нарушений и их внедрение в клиническую и исследовательскую практикуКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
10/20/2021
Часто наличие речевых нарушений у людей с органическими поражениями головного мозга остается не диагностированным. Причиной этого может являться отсутствие стандартизированного диагностического инструментария. В статьях, включенных в диссертационное исследование, детально описывается процесс адаптации и стандартизации двух скрининговых тестов для русского языка: «Быстрого Теста на Афазию» и теста «Афазия: Быстрая Верификация». Эти инструменты могут использоваться в неврологических отделениях больниц для определения наличия речевых нарушений, однако несомненна их ценность и для исследователей-лингвистов. Скрининговые тесты могут использоваться в процессе отбора испытуемых для участия в лингвистических экспериментах, а более детальные тесты – для описания локуса дефицита и оценки сохранности разных языковых уровней. В диссертации приведен пример использования в исследовательской практике Русского Афазиологического Теста, стандартизированной батареи тестов, позволяющей получить детальное описание речевого дефицита. Благодаря наличию такого инструмента стало возможно зафиксировать наличие связи между синтаксической обработкой и механизмами имплицитно-статистического научения. Таким образом, в исследовании обоснована релевантность лингвистически мотивированных тестов для клиницистов и исследователей.
Диссертация [*.pdf, 18.06 Мб] (дата размещения 7/23/2021)
Резюме [*.pdf, 321.20 Кб] (дата размещения 7/23/2021)
Summary [*.pdf, 226.62 Кб] (дата размещения 7/23/2021)

Речевой дефицит и дислексия: экспериментальное исследование русскоговорящих детейКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
11/16/2020
Диссертация посвящена теме использования лингвистических методов для исследования речевого дефицита, приводящего к дислексии (нарушению процесса освоения чтения) у детей. Рассматриваются как вопросы коррекции нарушений чтения с использованием лингвистически обоснованного подхода, так и вопросы эффективности существующих тестов для диагностики дислексии, а также вопросы детального исследования лингвистического дефицита как фактора, способного приводить к нарушениям чтения. В опубликованных автором диссертации работах было показано, как опора на теорию языка и использование лингвистических методов позволяют структурировать и дополнять традиционные подходы к исследованию механизмов нарушения чтения. В частности, в работе был впервые описан процесс коррекции дислексии и дисграфии с использованием интенсивной лингвистически обоснованной программы, опирающейся на знания об уровневой структуре языка. Кроме того, в рамках данного диссертационного исследования была разработана и стандартизирована батарея фонологических тестов для русского языка, включающая семь тестов разных уровней сложности, стимулы которой были подобраны с учетом ряда психолингвистических параметров. Наличие данной фонологической батареи позволило провести детальное исследование связи фонологической обработки и чтения у русскоязычных детей начальной школы и впервые получить экспериментальные данные о том, как уровень сложности (измеряемый как количество речевых процессов, вовлечение которых необходимо для успешного выполнения заданий каждого из фонологических тестов) влияет на степень связи фонологической обработки и чтения, которую исследователи могут обнаружить.
Диссертация [*.pdf, 4.56 Мб] (дата размещения 9/14/2020)
Резюме [*.pdf, 1.17 Мб] (дата размещения 9/14/2020)
Summary [*.pdf, 1016.99 Кб] (дата размещения 9/14/2020)