RU

Инновационные стратегии государства и бизнеса

В новом номере журнала Форсайт (Т. 12, № 3 )рассматривается опыт разных стран в управлении инновациями в государственном и частном секторах.

В стремлении повысить конкурентоспособность, как правило, ставка делается на технологические инновации. Гуманитарные аспекты, позволяющие существенно усилить преимущества не учитываются. Джонатан Линтон в статье «Неявные участники: вклад искусства, гуманитарных и социальных наук в создание инноваций»  анализирует характер и глубину взаимосвязей между гуманитарной сферой и созданием инноваций. Раскрывает вклад гуманитарных и социальных наук в инновационное решение социально-экономических задач.

Научные исследования, нацеленные на решение социальных проблем, пользуются стабильной общественной поддержкой. Тем не менее, их потенциальные эффекты не учитываются в инновационной политике. В публикации Ирены Эк «Исследовательские программы как инструмент преодоления социальных вызовов: согласование политики, реализации и ожиданий» представлен межстрановый анализ взаимосвязей инновационной политики с исследовательскими программами, призванными найти ответы на социальные вызовы.

Работа «Перспективы итальянского сектора электроэнергетики: оценка возможных стратегических моделей» посвящена сценарии развития энергетики в Италии. Винченцо Бьянко рассматривает сектор электрогенерации в свете последних нормативов ЕС, стимулирующих развитие возобновляемых источников энергии. Представлены четыре варианта стратегий и их последствия для производителей энергии.

Публикация «Повышение эффективности инновационной деятельности компаний» открывает тематический блок «Инновации в компаниях». Джонатан Кэлоф фокусируется на вопросах повышения результативности инновационной деятельности в деловом секторе. Внедрение специальных обучающих программ для менеджеров, разработанных с учетом специфики местных экономических, культурных и других факторов — оптимальное решение, способное вывести бизнес на новые уровни.

Многие компании стоят перед непростым выбором: создавать инновации для внутреннего рынка или выходить на международные площадки, используя имеющийся потенциал. Хайн Роелфсема и Йи Чжан в статье «Интернационализация и инновации на возникающих рынках» проводят масштабный анализ китайских компаний и выявляют связь производительности с экспортной и инновационной активностью. Предлагается новый взгляд на адресность мер для разных категорий компаний.

Елена Завьялова, Артем Алсуфьев, Инна Краковецкая, Ван Лицзюнь и Джессика Ли анализируют механизмы повышения инновационной активности компаний на примере Китая. В публикации «Развитие персонала в китайских инновационно-активных компаниях» рассматривается зависимость результатов инновационной деятельности от качества подготовки персонала.  

В последние десятилетия ИТ превратились из средства поддержки бизнес-процессов в инструмент повышения эффективности, драйвер инноваций и цифровой трансформации. В работе «Роль менеджмента информационных технологий в цифровой трансформации российских компаний» Волькер Ниссен, Татьяна Лёзина и Андрей Салтан исследуют особенности ИТ-менеджмента, оценивают его роль в цифровой трансформации крупных российских компаний, выявляют скрытые тенденции и препятствия на пути цифровых «перемен» в компаниях.

Наталья Давидсон, Олег Мариев и Андрей Пушкарев поднимают тему влияния территориальных аспектов на способность компаний создавать инновации. В статье «Региональные факторы инновационной активности российских предприятий» оценивается значение этих составляющих для инновационной активности российских предприятий.  

В Москве вышедший номер «Форсайта» можно купить в фирменном магазине НИУ ВШЭ «БукВышка» (ул. Мясницкая, 20). Печатные версии журнала распространяются также по подписке. Электронная версия находится в свободном доступе на сайте журнала, онлайн-библиотеках e-Library и Киберленинка, мобильных платформах AppStore и GooglePlay.