Итоги проекта "Пригласи ученого" 2018/19: школы начинают и выигрывают!

53 занятия со школьниками провели 11 преподавателей НИУ ВШЭ в 2018-19 г. по заявкам школ Москвы и Подмосковья в рамках проекта "Пригласи ученого". Почти 2 000 старшеклассников в формате дискуссий, интерактивных лекций, семинаров и мастер-классов вместе с профессорами Вышки постигали "азы" различных наук, обсуждали последние научные достижения и делали свои "маленькие открытия" за страницами школьных учебников, в результате понимая, что занятие наукой может быть не только полезным, но и увлекательным делом. Таковы итоги реализации проекта «Пригласи ученого» в 2018/19 учебном году.
Выражаем признательность учителям и администрации школ за интерес к проекту и благодарим школьников за желание расширять свои образовательные горизонты. Публикуем подборку отзывов школ о проведенных встречах.

МБОУ Барвихинская СОШ 
Ройтерштейн Дмитрий Михайлович
«Самые загадочные элементы таблицы Менделеева» (21.01.19)

«Занятие по химии проводилось в Институте органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН. Мы узнали много интересного о группе элементов, называемых лантанидами, находящихся в "подвале" Периодической системы Менделеева. Дмитрий Михайлович интересно и доступно рассказал нам об элементах, называемых обычно редкими и рассеянными, но на самом деле не являющиеся ни редкими ни рассеянными, соединения которых постоянно окружают современного человека: от мобильных телефонов и компьютеров до современных фармацевтических препаратов. Узнали много нового о регионах добычи и производстве соединений этих элементов и смогли их увидеть и подержать в руках. Огромное спасибо за организацию и проведение занятия!»

Худяков Дмитрий Андреевич «Откуда пошли китайские иероглифы?» (6.02.2019)

«На лекции мы узнали о том, что сегодня Китай пишет теми же иероглифами, которые возникли еще до 1 тыс. до нашей эры - это самая старая «живая письменность», откуда пошли иероглифы, почему Китай так и не смог перейти на буквенную письменность, какие секреты скрывают в себе многие иероглифы, как иероглифы сегодня используется в магии и политике и как иностранцу изучать иероглифы».

Чернацкий Сергей Генрихович «Числа в математике: много ли мы о них знаем?», «От функций к отношениям: обобщаем и исследуем» (12.02.2019)

«Сергей Генрихович в занимательной игровой форме рассказал пятиклассникам что такое число, какие бывают числа и сколько их всего, существуют ли самое маленькое и самое большое число, любые ли числа можно сравнивать между собой, всегда ли дважды два равно четырём, а единица больше нуля. Ребят очень заинтересовал вопрос: может ли математика вообще обойтись без чисел? Со старшеклассниками вспомнили хорошо ли они знают, что такое функция, какие бывают функции, что получится, если попробовать обобщить понятие функции, какие свойства сохранятся и какие появятся у новых объектов? У учеников 8 класса после занятия возникло много вопросов, на которые Сергей Генрихович с удовольствием ответил».


ГБОУ «Школа №1517»

Худяков Дмитрий Андреевич «Откуда пошли китайские иероглифы?» (30.01.19)

«Вчера я была на познавательной лекции на тему китайских иероглифов. Мне очень понравилось, я узнала много нового, и это разожгло во мне ещё большее желание заниматься этим красивым языком. Также, теперь у нас есть много новых тем для обсуждения на уроке!» (Елизавета, 9 класс)

Чернацкий Сергей Генрихович  «Понимаем ли мы математику?», «Числа в математике: много ли мы о них знаем?» (16.01.19)

«16 января состоялась новая встреча в рамках проекта «Пригласи ученого». Гостем старшеклассников стал Директор ФМШ МИЭМ НИУ ВШЭ Чернацкий Сергей Генрихович. С учащимися 10 класса занятие прошло в форме семинара. Десятиклассники на 2 урока стали настоящими студентами. По окончании  занятия  учащиеся продолжали обсуждать проблемы, которые были затронуты при встрече. В этот раз Сергей Генрихович встречался не только с десятиклассниками, но и  с учащимися 7 PRO инженерного класса, которые рассказали о проведенной работе: посещение элективных занятиях, подготовке проектов. В свою очередь, Сергей Генрихович рассказал ребятам как можно иначе посмотреть на базовые понятия математики. Занятие получилось увлекательным. Мы выражаем надежду, что встреча с Сергеем Генриховичем была не последняя!»

Глазков Василий Николаевич "Элементарные частицы: методы обнаружения и применение в физике твёрдого тела" (11.03.2019)

«11 марта 2019 г. состоялась очередная встреча учащихся 11-ых инженерных классов с профессором кафедры физики НИУ ВШЭ Глазковым В.Н. Это уже вторая лекция, которую слушают ребята у данного преподавателя. Тему, которая была предложена Василием Николаевичем, мы приняли с радостью, особенно учитывая её актуальность программе по предмету «Физика» в данный момент времени. Такую сложную для восприятия тему Василий Николаевич смог донести до ребят доступным языком. Во время лекции нами была организована запись и её демонстрация в режиме on-line для учеников, находящихся в другом здании. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и расширение тематики встреч».


ГБОУ "Школа № 171"

Чернацкий Сергей Генрихович «Какими бывают деньги, и что с ними можно делать?»

Новость на сайте ГБОУ Школа № 171 (ШК № 3) о занятиях Чернацкого С.Г.

«Проведена интерактивная лекция, во время которой помимо сообщения нового для обучающихся материала, они вовлекались в дискуссию, перед ними ставились проблемные вопросы, их просили обосновать свою точку зрения. Такой формат был привычен не для всех обучающихся, но многие живо откликнулись на поднятые проблемы. Во время лекции, что особенно понравилось, была показана связь между экономическим поведением человека и информацией, получаемой на разных предметах школьного курса, в том числе тех, которые не рассматриваются учениками социально-экономического профиля как необходимые для успешного написания ЕГЭ для поступления в профильные вузы (например, по химии). Обучающиеся оставили крайне благоприятные отзывы о лекции – им понравилась и подача материала, и сама информация оказалась для них интересной».


ГБОУ «Школа № 2009» 

Муравьев Алексей Владимирович "Ислам и христианство на современном Ближнем Востоке" (31.01.2019)

«Тема вызвала у детей подлинный интерес, сохраняющийся с первых минут лекции до ее окончания. Узнали много нового о взаимосвязи двух мировых религий. Продолжили ее  обсуждение на практических занятиях по обществознанию. Пожелание НИУ ВШЭ – продолжать проект как можно дольше!»


ГБОУ "Школа № 1285"

Чернацкий Сергей Генрихович  «Предприниматель в современной России» (11.12.18)

«Обзор современного рынка России, банковской сферы. Интересный личный опыт. Вопросы касались интересов учащихся, хотят ли они самостоятельно вести в будущем собственное дело, почему? Ребята заинтересовались, какие возможности и трудности возникают у бизнеса в современной России».


АНО «Школа «Премьер» 

Чернацкий Сергей Генрихович  «Числа в математике: много ли мы о них знаем?», «Понимаем ли мы математику?», «Какими бывают деньги, и что с ними можно делать?» (04.02.2019)

Новость на сайте АНО «Школа «Премьер» о занятиях Чернацкого С.Г.

«Обучающиеся были вовлечены в учебную деятельность на 100 %.
Качество подачи материала для каждой целевой аудитории 100 %.
Разнообразие тем по профилям 100 %.
Преподавателю 6 по 5-бальной шкале».


ГБОУ «Школа № 1547» 

Чумакова Мария Алексеевна «Как сделать правильный выбор и не ошибиться: рекомендации профессионалов» (11.01.2019)

Новость на сайте ГБОУ «Школа № 1547» о занятиях Чумаковой М.А.

«Вопросы, касающиеся рациональности или иррациональности выбора, например, будет ли выбор ребенка, который был ему навязан родителями, считаться рациональным. Ребята с увлечением поучаствовали в решении задач для системы 1 и 2 из книги Даниэля Канемана "Думай медленно... Решай быстро" про то, как устроен наш мозг, и почему случаются когнитивные искажения. Очень приятное взаимодействие с ученым!».

 Новость на сайте ГБОУ «Школа № 1547» о занятиях с Котовым В.Ю.