• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая редакция ПОПАТКУС: вопрос-ответ

Положение о промежуточной аттестации и текущем контроле успеваемости студентов НИУ ВШЭ (ПОПАТКУС) регулирует взаимоотношения студентов, преподавателей и административных сотрудников при организации главного процесса в университета — образования. Документ касается программ бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Новая редакция Положения об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ (ПОПАТКУС) вызвала много дискуссий и породила слухи в студенческой среде. На данной странице содержатся ответы на наиболее частно задаваемые вопросы о новой редакции, в том числе конкретные вопросы студентов.

С какого момента действует новая редакция Положения? Как долго будут работать "старые" правила и какие именно?

Новая редакция ПОПАТКУС вcтупила в силу 1 марта 2024 года. В большинстве случаев новые возможности повторного изучения дисциплин применяются к периоду пересдач по итогам 3-4 модулей 2023/24 учебного года — в сентябре 2024 года. Приложение к ПОПАТКУС, регулирующее особенности обучения в МИЭФ, действуют до 16 октября 2024 года.

1 сентября 2024 года — дата, после которой для всех студентов, за исключением студентов выпускного курса (20 % примерно, из которых около 5 % потенциально могут иметь задолженности по итогам 3-го модуля, то есть всего таких студентов 1% от общего контингента студентов) будут актуальны новые правила в части принятия решения о сценарии участия в пересдачах и повторном обучении.

Для 1% студентов, не справившихся с освоением дисциплин на выпускном курсе, и для студентов, которые должны принять участие во второй пересдаче независимого экзамена, новые правила начинают действовать с вступлением ПОПАТКУС  в действие с 1 марта.

Зачем вводится новая редакция?

Новая редакция документа вводится со следующими целями:

  • уточнить правила, которые ранее могли неоднозначно трактоваться разными участниками учебного процесса;
  • введения правил использования студентами инструментов искусственного интеллекта (ИИ);
  • описания особенностей обучения студентов, относящихся к отдельной категории;
  • уточнения порядка организации повторного изучения дисциплин после получения неудовлетворительной оценки по итогам первой пересдачи;
  • более подробного описания правил применения независимой оценки компетенций студентов и внешней оценки, если она предусмотрена образовательной программой.
Теперь нужно указывать использование ИИ в студенческих работах? Как это нужно делать и в каких типах работ?

Студенты могут использовать технологии генеративных моделей (текста, программного кода, изображения и прочее) в процессе выполнения учебных работ (письменных или устных) с обязательным указанием их использования и описанием этого:

  • При загрузке курсовых и выпускных квалификационных работ в общеуниверситетские сервисы, студент обязан заявить о целях использования ИИ с указанием конкретной технологии и оценки успешности ее применения — соответствующие изменения в интерфейсах загрузки уже появились. Подробнее — в Инструкции по загрузке работ в LMS.
  • В иных видах учебных работ студенты должны описать, как они использовали искусственный интеллект, во введении или в заключении своей работы. Преподаватель может поставить оценку “0” за работу, в которой он усматривает признаки применения ИИ без отдельного уведомления студента об этом в своей работе. Либо, если использование ИИ было явно запрещено преподавателем. Подробнее о проверке студенческих работ на плагиат — в статье Справочника учебного процесса НИУ ВШЭ.

Использование генеративных моделей без указания на это установленным образом является нарушением академических норм. Применяемая в НИУ ВШЭ система проверки работ на недопустимые заимствования уже использует плагин для распознавания сгенерированных текстов.

Что происходит с накопленной оценкой на комиссии (второй пересдаче) и почему она не "обнуляется"?

Обновленный текст ПОПАТКУС не содержит нововведений в части накопительной системы обучения в Вышке: веса учета накопленной части не корректируются во время второй пересдачи, на которой комиссия собирается для того, чтобы принять у студента экзамен в третий раз. 

Экзамен — это всего лишь один из множества других элементов контроля, учитываемых при формировании окончательной или промежуточной оценки за дисциплину по формуле расчета. Оценка за экзамен может меняться во время первой или второй пересдачи, а все остальные накопленные оценки остаются без изменений. В этом и есть смысл накопительной системы обучения в Вышке: каждый накапливает свою оценку по дисциплине, выполняя элементы контроля, поэтому данное правило работает также и для студентов, которые ничего не накопили: нулевой результат не "обнуляется" и не корректируется во время пересдачи экзамена — обратный сценарий давал бы на комиссии нечестное преимущество студентам на получение более высокой окончательной оценки, чем у тех студентов, окончательная оценка которых рассчитывалась с учетом накопленных оценок по всем элементам контроля. Единственная возможность накопить оценку или изменить "накоп" — изучить такую дисциплину заново после восстановления в университет или при повторном изучении дисциплины, если студенту доступна такая опция.

Среди элементов контроля могут быть такие, которые повторить невозможно, их совокупный вес —  не более 30 процентов. При получении по таким элементам низких оценок ничего улучшить нельзя. Типовой пример такого элемента контроля, который не повторяется, — учет посещаемости. Преподавателей, которые используют такой элемент контроля в своих программах дисциплин, — не более 15 процентов.

Какие новые правила повторного изучения дисциплин и как это связано с пересдачами?

Повторное изучение дисциплин, задолженность по которым не удалось ликвидировать по итогам первой пересдачи, начиная с осеннего периода пересдач по итогам 2023/24 учебного года будет организовано по обновленной схеме (за исключением выпускных курсов и независимых экзаменов по цифровым компетенциям, для которых данное правило распространяется уже с 1 марта). Как и прежде, право на повторное изучение будет предоставляться только студентам, у которых академ.задолженность не более, чем по двум дисциплинам.

Что нового: студенты после первой пересдачи должны будут принять ответственное решение — идти на вторую пересдачу в текущий период или принять участие во второй пересдаче не позднее, чем в период пересдач, который состоится через календарный год после периода, в которой была организована первая пересдача .

Отложенная вторая пересдача возможна после повторного прослушивания курса, прохождения всех элементов текущего контроля. Более подробное описание процесса доступно в статье Справочника учебного процесса.

Переход на платное обучение после получения неудовлетворительной оценки по первой пересдаче является обязательным?

Студент вправе как попробовать свои силы на второй пересдаче, так и отложить ее, чтобы не рисковать отчислением при получении неудовлетворительной оценки, сдавая экзамен в третий раз.

Таким образом, у каждого студента есть следующие два сценария, когда вы сдали экзамен во второй раз, получив на первой пересдаче неудовлетворительную оценку:

  1.  Решаете сдавать экзамен в третий раз, идете на вторую пересдачу в запланированную дату, и далее
    • если получаете удовлетворительную оценку на второй пересдаче (третья попытка сдачи экзамена) —> успешно продолжаете обучение
    • если получаете неудовлетворительную оценку на второй пересдаче (третья попытка сдачи экзамена) —> следует отчисление, далее можно восстановиться

2.  Принимаете решение не рисковать (например, потому что низкий накоп), и далее вам необходимо:

В зависимости от вашего статуса, следует знать следующее:

а) если вы обучаетесь на месте, финансируемом за счет средств федерального бюджета, то вы в обязательном порядке переводитесь на место по договору об оказании платных образовательных услуг, чтобы продолжить обучение и повторно изучить дисциплину;

б) если вы обучаетесь на месте по договору об оказании платных образовательных услуг, в сумму оплаты будет включено повторное освоение дисциплины;

в) если вы относитесь к отдельной категории студентов, по итогу пересдач у вас, включая эту дисциплину, по которой вы делаете перенос третьей сдачи, впервые одновременно образуется всего не более двух задолженностей (в противном случае — отчисление), то вы вправе воспользоваться повторным изучением данной дисциплины бесплатно.

  • после повторного изучения дисциплины вам необходимо воспользоваться последней попыткой сдать экзамен (перенесенная третья сдача), но если и по получена неудовлетворительная оценка, за этим следует отчисление, и далее можно восстановиться
Какие действия студент должен предпринимать при обнаружении конфликта в расписании?

Вводится заявительный порядок о конфликте в расписании сессии или пересдач. Начиная с сессии третьего модуля при конфликте нескольких экзаменов, пересдач, занятий студент сам принимает решение, устраивает ли его совмещение нескольких мероприятий в один день. У студента есть право заявить о конфликте в расписании в учебный офис. Менеджер программы подберет новую подходящую дату для предотвращения накладки.

Как теперь необходимо заявлять об уважительной причине отсутствия на занятиях?

Для этого необходимо воспользоваться сервисом по ссылке.

Что меняется в независимой оценке компетенций студентов?

Было расширено определение независимого экзамена, ранее включавшее только отдельно Независимый экзамен по Английскому языку и Независимые экзамены по Цифровым компетенциям: в будущем могут создаваться новые экзамены по другим предметным областям.

Как правильно понять новые правила применения взаимного зачета на более высокую оценку по независимой оценке цифровых компетенций студентов?

ПОПАТКУС и в прежней, и в новой редакции предусматривает особую систему оценивания результатов обучения цифровым компетенциям, а также мотивации студентов к равномерному распределению собственных усилий по развитию цифровых навыков на протяжении двух или трех лет. Напомним, что у каждого студента бакалавриата и специалитета оцениваются три цифровые компетенции: цифровая грамотность; программирование; анализ данных, по каждой из которых, в зависимости от образовательной программы, предусмотрены: (а) учебный курс (дисциплина-пререквизит), (б) независимый экзамен, (в) внешняя оценка цифровых компетенций.

Предусматривается взаимный зачет на более высокую оценку, если по какому-то из пунктов (а), (б) или (в) оценка выше.

Эта мотивационная норма замены оценки применяется, если выполнены два условия:

  1. независимый экзамен (б) сдан на оценку выше 3 баллов из 10;
  2. студент принял участие во внешней оценке (если она предусмотрена его учебным планом) так, что не стал хуже себя самого (смотрим свои прежние внешние оценки, если они уже имеются) на 2 балла или более.

Что произойдет в этом случае: для оценок, которые войдут в приложение к диплому (это «а» и «б»), производится замена на лучшую из «а, «б», «в».

Такое правило улучшения работает отдельно три раза, анализируются такие результаты:

  1. цифровая грамотность, НЭ по цифровой грамотности, входная внешняя оценка Иннополиса;
  2. программирование, НЭ по программированию, промежуточная внешняя оценка Иннополиса;
  3. анализ данных etс., НЭ по анализу данных, итоговая внешняя оценка Иннополиса.

Улучшение оценки происходит, даже если (а) не сдана или если «в» сдана на неудовлетворительную оценку по шкале НИУ ВШЭ. Есть отдельные ограничения на «а» (не выше 8); появилась нелинейная шкала перевода (в) в вышкинские баллы — об этом читайте в тексте и в приложениях ПОПАТКУС.


  • Новая редакция ПОПАТКУС предусматривает, что пересмотр оценок в сторону улучшения происходит один раз в год после летней сессии, но до 10 июля (20-я сноска в ПОПАТКУС).

  • Если у студента на год выпало два набора оценки компетенций, то улучшены для целей учета годового рейтинга, перевода на бюджет и пр. будут оценки по обеим компетенциям.

  • Если студент в течение этого учебного года так сдал внешние оценки Иннополиса, что продемонстрировал личный регресс (на 2 балла или более), то правило улучшения 10 июля к нему не будет применяться.

  • Если же учебный план студента предусматривает сдачу третьего входного тестирования в другом учебном году, то возможен сюжет, при котором ранее проведенные зачеты прошлого года будут пересмотрены: зачеты отменятся, и студент получит те оценки, которые он заработал, принимая участие в «а» или «б» оба раза. Если при этом у студента были неуды по дисциплинам-пререквизитам, то они будут учитываться в общем числе неудов после ближайшей сессии.

  • Однако учитывая, что итоговая внешняя оценка проходит после завершения изучения всех дисциплин и прохождения всех НЭ модуля Data Culture, вероятность продемонстрировать результаты хуже своих собственных на 2 балла или более отличается от нулевой, только если студент не вовлекается с должной ответственностью в прохождение теста, продолжительность которого вполне комфортна для вдумчивого, медленного выполнения всех выпавших заданий.

Что важно знать о новых пунктах редакции ПОПАТКУС, касающихся внешней оценки компетенций?
  • Внешняя оценка является обязательной: неявка студентов на мероприятия обязательной внешней оценки учитывается как академическая задолженность, но неудовлетворительная оценка по-прежнему не образует задолженность.
  • Если студент после пропуска внешней оценки по уважительной причине не проходит ее в течение шести месяцев после установленного периода проведения, его учебный план считается не выполненным, что указывает на недобросовестное освоение образовательной программы.
  • Внешняя оценка может использоваться для перезачета оценки по независимому экзамену по цифровым компетенциям и его обязательной дисциплине-пререквизиту, если выполнены два условия:
  1. отсутствует предыдущая внешняя оценка большая текущей на два балла или более
  2. ранее полученная оценка по соответствующему независимому экзамену положительная и ниже, чем полученная внешняя оценка.

Важно: Если очередная оценка внешнего изменения цифровых компетенций ниже любой предыдущей внешней оценки на два балла или более – все ранее проведенные зачеты по цифровым компетенциям на лучшую оценку аннулируются и в учетных системах восстанавливаются результаты сдачи независимых экзаменов и освоения его дисциплин-пререквизитов. Образовавшиеся при такой отмене зачетов академические задолженности подлежат пересдаче в ближайший возможный период пересдач, установленный для этих элементов.

Что такое КУД и зачем он вводится?

С помощью введения показателя качества учебной деятельности (КУД) впервые более подробно описаны и формализованы уже давно применяемые правила. КУД позволяет студентам программы, понимать, как менеджеры и академические руководители анализируют добросовестность освоения учебной программы.

Простыми словами, КУД — это количество дисциплин, по которым у студента есть неудовлетворительные оценки.

Автоматизация расчета показателя уже внедряется и в самое ближайшее время студенты смогут отслеживать свой КУД в зачетке LMS.

Ответы на вопросы студентов

Какие факторы будут учитываться при выявлении в работах сгенерированного текста с помощью ИИ, будут ли это отчеты из системы Антиплагиат или какие-то другие доказательства, и при каких условиях преподаватель сможет поставить “0” за работу?

Обязанность студента при использовании алгоритмов автоматической генерации контента сопровождать задание соответствующим разделом не перечислена в числе обязанностей по добросовестному освоению программы. Какая установлена ответственность за неисполнение студентом этой обязанности?

Есть студент-иностранец, который входит в отдельные категории студентов, этот студент ранее уже воспользовался правом первого бесплатного изучения с повтором и закрыл курс. Будет ли этот студент иметь право на еще одну попытку изучения с повтором в рамках другой дисциплины без изменения финансовых отношений с ВШЭ?

Получает ли студент академическую задолженность, которая учитывается при подсчете КУД в случае, если он пропустил внешнюю оценку по уважительной причине и, при этом, не имеет задолженности за соответствующий независимый экзамен или дисциплину-пререквизит?

Студент, который имеет одну академическую задолженность по независимому экзамену и не явился на внешнюю оценку без уважительных причин, в итоге имеет всего одну задолженность?

При пропуске периода внешней оценки без уважительной причины, согласно Пункту 90, у студента появляется академическая задолженность. Данная задолженность появляется только по истечении 6 месяцев с даты окончания установленного периода проведения внешней оценки или сразу же?

Если студент перевелся из другой образовательной организации и пропустил сроки сдачи внешней оценки, каким образом для него организуется сдача внешней оценки?

Студенты, которые не прошли в течение 6 месяцев обязательную внешнюю оценку, что, в соответствии с пунктами 9, 90, 128, образует самостоятельное основание для отчисления, отчисляются за недобросовестное освоение программы автоматически. Это происходит только в случае превышения критических значений КУД или действует иная процедура? Какой в целом механизм отчисления за недобросовестное освоение ОП по этому основанию? Интересует сама процедура: кто и как принимает решение о представлении к отчислению?

Что происходит в случае, если студент в течение 6 месяцев пропускал все, в том числе повторные, в рамках создаваемых Университетом условий, прохождения внешней оценки по уважительным причинам, например, по болезни? Он также отчисляется за непрохождение внешней оценки?

Будут ли отменяться ранее выставленные перезачеты в случае неявки студента на внешнюю оценку без уважительных причин? А с уважительными причинами?

Возможен ли сценарий, при котором студент, не относящийся к отдельным категориям, получивший 3 задолженности до периода пересдач (и, соответственно, превысивший критическое значение КУД), не отчисляется за недобросовестное освоение ОП, поскольку при анализе дополнительных показателей добросовестного изучения было выявлено, что он выполнял учебный план (посещал все занятия, читал всю литературу в ПУД, не пропускал внешнюю оценку и прочие действия, указанные в пункте 9), регулярно консультировался с преподавателями и учебными ассистентами по тем дисциплинам, по которым в итоге возникла академическая задолженность?

Считается ли попытка второй пересдачи использованной, если студент пропустил её по уважительной причине?

Какие элементы контроля будут повторно сдаваться на второй пересдаче для дисциплин без экзамена? О подобных дисциплинах говорится в статье: https://www.hse.ru/our/news/883240301.html

Каким образом Университет будет создавать условия для ликвидации академической задолженности студенту в случае, если вес экзамена в формуле оценки меньше 30 процентов, и студент имеет низкий уровень оценок по элементам контроля, которые проводились до экзамена? Будут ли условия для ликвидации задолженности, предоставляемые бюджетному студенту без необходимости изменения образовательных отношений, в таком случае зависеть от показателей добросовестности освоения программы студентом?

Как будет оформляться оплата услуг по договору по части образовательной программы: как дополнительное соглашение к существующему договору об образовании или как отдельный договор? Ведь в случае, если оплата происходит в рамках доп. соглашения, можно использовать на эти цели образовательный кредит, а в случае, если договор будет оформляться полностью отдельно, то нельзя.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.