• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

10.05.01 Компьютерная безопасность

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета МИЭМ № 22 от 03.02.2015 г.
Дата обновления паспорта
Протокол заседания академического совета №6 от 29.08.2019 г.
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

5.5 лет

Очная форма обучения, 330 з.е.

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся полностью на русском языке

Квалификация выпускника

Специалист по защите информации

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Специализации

2023/2024 учебный год

Математические методы защиты информации 22/23

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Специалист по защите информации

Разработка защищенного программного обеспечения

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Специалист по защите информации

2022/2023 учебный год

Математические методы защиты информации 22/23

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Специалист по защите информации

2021/2022 учебный год

Математические методы защиты информации

Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Специалист по защите информации
Конкурентные преимущества программы

Образовательная программа «Компьютерная безопасность» направлена на подготовку исследователей, аналитиков и разработчиков в области защиты информации. Особенностью программы является специализация в области разработки и применения математических моделей и методов для защиты данных в информационных системах различного назначения, а также специализированного программного обеспечения.

Помимо фундаментальной физико-математической подготовки, студенты получают знания в области современных информационных технологий. Особое внимание уделяется специальным дисциплинам, таким, как современные системы обработки информации и программирования,  построение защищенных компьютерных сетей, системы обнаружения компьютерных атак, криптографические методы  защиты информации и многим другим. Занятия по дисциплинам базового цикла проводят, как правило, штатные преподаватели, кандидаты и доктора наук, имеющие большой опыт педагогической работы. В то же время, к преподаванию дисциплин профессионального цикла привлекаются ведущие специалисты крупных компаний  и государственных структур, основной вид деятельности которых непосредственно связан с защитой информации.  Партнерами образовательной программы являются такие известные компании, как «Лаборатория Касперского», Департамент кибербезопасности Сбербанка, аудиторская компания Grant Thornton и другие крупные компании, специализирующиеся на вопросах защиты информации. В этих компаниях студенты проходят практику, стажировки, а после окончания учебы  приглашаются на постоянную работу.

Выпускники программы наиболее востребованы в организациях, находящихся в зоне риска, связанного с различного рода мошенничеством, таких как банки и кредитно-финансовые учреждения, а также в многочисленных компаниях, занимающихся разработкой средств защиты информации, антивирусного программного обеспечения, аудиторских компаниях, ИТ-подразделениях, занимающихся вопросами безопасности информационных систем,  коммерческих, государственных госучреждений и госкорпорациях.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в образовательном стандарте.

Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

Основными профессиональными компетенциями, которыми должен обладать выпускник ОП «Компьютерная безопасность» являются:

  • Способность разрабатывать модели безопасности компьютерных систем.
  • Способность проводить анализ моделей безопасности компьютерных систем, в том числе на соответствие отечественным и зарубежным стандартам в области компьютерной безопасности.
  • Способность обеспечивать защиту операционных систем.
  • Способность обеспечивать защиту информации в системах управления базами данных.
  • Способность обеспечивать защиту информации в   компьютерных сетях.
  • Способность обеспечивать техническую, антивирусную, криптографическую защиту информации в компьютерных системах.
  • Способность разрабатывать проектную и техническую (в том числе, отчетную) документацию.
  • Способность разрабатывать проекты нормативных правовых и методических документов в сфере информационной безопасности.
  • Способность проводить анализ проектных решений по обеспечению защищенности компьютерных систем.
  • Способность проводить аттестацию и сертификацию объектов с учетом требований нормативных и правовых актов к уровню защищенности компьютерных систем.
  • Способность проводить инструментальный мониторинг технической защиты информации и инструментальный мониторинг защиты от атак в компьютерных системах.
  • Способность организовать работу малого коллектива исполнителей (проектной команды).
  • Способность обеспечивать выполнение режима защиты информации ограниченного доступа.
  • Способность осуществлять эксплуатацию (производить установку, наладку, тестирование и обслуживание) прикладных программных и программно-аппаратных средств и современного общего и специального программного обеспечения.
  • Способность разрабатывать алгоритмы, реализующие современные криптографические методы защиты информации.
  • Способность оценивать эффективность криптографических алгоритмов защиты информации, на основе анализа реализуемых ими математических методов.
  • Способность применять математические методы для оценки безопасности  компьютерных систем, в том числе путем построения их математических моделей.
  • Способность осуществлять обоснованный выбор программно-аппаратных реализаций криптографических методов защиты информаций.
Характеристики образовательных модулей программы

Структура ОП специалитета включает в себя следующие образовательные модули:

  1. Профессиональный модуль (далее - Major) - совокупность дисциплин основной профессиональной подготовки студента, формирующих основу будущей профессиональной деятельности.
  2. Модуль дисциплин общего цикла (далее - ДОЦ) - социально-экономическая или гуманитарная составляющая в обучении студента, целью которой является развитие  кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления.
  3. Практический модуль  (далее - Практика) - формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертно-аналитическую деятельность.
  4. Модуль государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) – устанавливает соответствие результатов освоения студентом ОП требованиям образовательного стандарта.

Особенности реализации образовательных модулей

Модуль 1. Профессиональный модуль (Major)

Профессиональный модуль (Major) состоит из базовой части и дополнения. В базовую часть входят дисциплины из областей знания,  с помощью которых студент достигает образовательных результатов, составляющих основу профессиональной  подготовки выпускника всех ОП данного направления. Дополнение профессионального модуля включает в себя дисциплины, обеспечивающие формирование компетенций специфических для ОП. Дополнение может быть полностью вариативным или включать в себя обязательные и вариативные дисциплины в соотношении, определяемом ОП. Дополнение профессионального модуля может предусматривать возможность выделения группы дисциплин, которые выбираются студентами при освоении ОП и позволяют более узко формировать компетенции в рамках отдельной специализации. Перечень таких специализаций отражается в документах ОП.

Модуль 2. Дисциплины общего цикла (ДОЦ)

В рамках модуля «Дисциплины общего цикла» реализуются обязательные дисциплины по философии, истории, безопасности жизнедеятельности, физической культуре и спорту.

Объём дисциплины по физической культуре и спорту составляет 400 академических часов, из которых 360 академических часов составляют практические занятия для обеспечения физической подготовленности студентов, в том числе профессионально-прикладного характера.

Объём дисциплины по безопасности жизнедеятельности составляет 38 академических часов.

Модуль 3. Практика

В данный модуль могут входить три группы практик:

  • Практики в организациях или на производстве;
  • Проектные практики;
  • Научно-исследовательские практики.

Допускаются следующие способы проведения практик: стационарная и выездная.

К группе практик в организациях или на производстве относятся учебная, производственная, иные разновидности практик. К группе проектных практик относятся: проектная деятельность студента (проект, курсовой проект), проектный семинар.

К группе научно-исследовательских практик относятся: подготовка ВКР, письменная курсовая работа исследовательского характера, научно-исследовательский семинар (НИС).

НИС предусматривается для ограниченного круга студентов, выбравших в качестве основного типа будущей профессиональной деятельности научно-исследовательский или экспертно-аналитический вариант. К проведению НИС могут привлекаться, как работники Университета, так и приглашенные специалисты, обладающие опытом и значимыми достижениями в сфере, на которую ориентирован научный семинар.

В рамках данного модуля обязательными для реализации являются подготовка ВКР и практика одной из групп.

Модуль 4. ГИА

Государственная итоговая аттестация (ГИА) предусматривает обязательную защиту ВКР. Подготовка ВКР проводится в рамках освоения модуля 2.

Наличие междисциплинарного государственного экзамена проводится на 6 курсе и является обязательным.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Компьютерная безопасность»

Перейти к содержанию программы