О программе
«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием»
Каждый, кто пытался поступить в хороший математический класс, знает о неуклонном росте спроса на такое образование. У этого явления много причин: сказывается и рост рождаемости на треть за последние 10 лет, и огромный престиж вузовских специальностей с сильной математической компонентой: экономика, финансы, информационные технологии.
Неудивительно, что и сильные педагоги-математики все более востребованы — как в роли преподавателей и руководителей ведущих школ, так и в роли высокооплачиваемых репетиторов.
И все же, хотя к моменту выпуска все больше молодых специалистов осознают привлекательность этой карьеры, она традиционно вызывает у них серьезные трудности. Дело в том, что выпускникам математических факультетов остро не хватает педагогических навыков, знакомства с административной и методической стороной школьного образования. А выпускникам педагогических ВУЗов не хватает знакомства с живой высшей математикой — теоретической и прикладной — чтобы адекватно приготовить одаренных детей к обучению в ведущих университетах.
Подготовка «универсального человека», обладающего как педагогическим, так и научным потенциалом для работы с талантливыми школьниками — задача новой совместной программы НИУ ВШЭ и ЦПМ (Центра педагогического мастерства Департамента образования г. Москвы).
ГАОУ «Центр Педагогического Мастерства» (Centre for Teacher Excellence) находится в непосредственном подчинении Департамента образования г. Москвы и является головным подразделением, курирующим практически все виды деятельности по работе с одаренными детьми, в том числе и по математике. Основные партнеры ЦПМ: Московский центр непрерывного математического образования (МЦМНО), Московская ассоциация учителей математики, Образовательный центр «Сириус», Оргкомитеты Всероссийской олимпиады и Московской олимпиады школьников, Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) и др.
Актуальность программы
В настоящий момент число учеников в младших классах заметно больше числа старшеклассников: например, в Москве в 2016 г. число первоклассников (102 тыс.) почти в два раза превысило число одиннадцатиклассников (53 тыс.). Это означает, что в перспективе социальный заказ на профессию учителя будет неуклонно возрастать.
С другой стороны, система оценивания столичных школ, выстроенная за последние годы Департаментом образования г. Москвы, порождает все более конкурентные требования к профессиональному уровню преподавателей. Соответственно, все больше школ серьезно работают на попадание в топ московского рейтинга, и готовы привлекать преподавателей высокого уровня на непривычно привлекательных условиях.
Содержание программы
На младших курсах студенты этой программы получают фундаментальное математическое образование в объеме классической программы математического факультета совместно со студентами бакалавриата «Математика» (по этой ссылке можно ознакомиться с деталями программы). На старших курсах студенты уделяют больше внимания педагогическому мастерству, образовательному менеджменту, психологии и другим аспектам работы со школьниками, а также могут включать в индивидуальный учебный план продвинутые курсы факультета математики и других факультетов НИУ ВШЭ: от топологии и алгебраической геометрии до физики, экономики и computer science.
Помимо основной специальности, на 2-3 курсе каждый студент выбирает себе майнор, т.е. возможность получить на любом факультете ВШЭ вторую специальность с занесением в диплом.
Карьерные перспективы
Перед выпускниками программы открываются широкие перспективы:
- Можно начать академическую карьеру.
Если на старших курсах Вы включите в индивидуальный учебный план продвинутые математические дисциплины и выберете в качестве темы диплома исследовательскую работу, то, как и многие выпускники нашей программы «Математика», сможете продолжить обучение в ведущих магистратурах и аспирантурах российских и зарубежных ВУЗов, таких как ВШЭ, Гарвард, Принстон, MIT и других. - Можно начать работу или продолжить обучение почти в любой прикладной области.
Как показывает пример выпускников программы «Математика», креативность и «тренированные мозги», которыми славятся математики, востребованы повсюду. Вторая специальность (майнор) и возможность включать курсы других факультетов ВШЭ в индивидуальный учебный план будут способствовать быстрому старту в выбранном Вами новом направлении. - Можно продолжить подготовку к карьере в математическом образовании в совместной магистратуре ВШЭ-ЦПМ, созданной совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ.
- А можно, и давайте выделим это отдельной строкой, стать педагогом, учителем, преподавателем.
Отметим места, где уже ждут наших выпускников:
Во-первых, это ваши родные школы; школы, в которых вы учились и которые любите. Мы вместе будем строить сообщество увлеченных педагогов, работающих в разных уголках России и объединенных общими целями.
Во-вторых, это лучшие московские школы и творческие объединения, с которыми сотрудничает ВШЭ: распределенный Лицей ВШЭ, 57-я школа, Лицей Вторая школа, 179, 1329, 1514, 1568, 1543,1535,1534, 1533, 2007, 218, 192, Интеллектуал, ГАОУ ДПО Центр Педагогического мастерства, онлайн-школа Фоксфорд, Малая Академия Подмосковья, Лаборатория «Дважды Два» и многие другие.
В-третьих, это лучшие профильные классы естественно-научной направленности, лучшие специализированные учебные заведения среднего и основного общего образования России.
Полезные ссылки
Видео лекций, докладов и событий на Матфаке
Наши сотрудники в Википедии
Безрукавников, Роман Владимирович