• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

История

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Кто читает:
Школа философии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Основные положения дисциплины «История» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «История культуры», «Теория и история литературы», «Культурная антропология» и других, которые являются базовыми и обязательными для студентов 1-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению 51.03.01 «Культурология». В результате освоения дисциплины студент должен быть способен: учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной; работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода); логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности в письменной и устной речи, аргументировать свою точку зрения; анализировать, структурировать, обоснованно излагать (в т.ч. наглядно представляя) обработанную информацию; научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений об основных этапах мирового исторического развития человечества с древнейших времен до настоящего времени с особым акцентом на историю Европы.
  • Выработка представления о многообразии исторического опыта человечества, отдельных цивилизаций и культур.
  • Ознакомление с важнейшими событиями и процессами, определившими основные направления экономического, социального, политического и культурного развития человечества
  • Понимание места и значения религий в истории народов мира
  • Уяснение принципов периодизации всемирной истории в современной исторической науке, хронологических рамок и сущностного наполнения понятий «Античность», «Средние века», «Раннее Новое время», «Новое время», «Новейшее время»
  • Понимание места истории среди других социально-гуманитарных дисциплин, ее особенностей, возможности использования представлений о прошлом в политических целях
  • Развитие навыков критического мышления при чтении источников и исторической литературы, знакомство с работами крупнейших современных историков
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает географические и историко-политические основы древнеримской культуры; умеет различать понятия polis и civitas; знает основные даты, события и действующих лиц римской истории; может объяснить значение принятия христианства для последующей истории Рима и Европы
  • Знает основные вехи развития европейских государств XIX века; знает понятие "долгого XIX века" и умеет его анализировать;
  • Знает основные понятия средневековой культуры; умеет отличать феодальную культуру от античной и, с другой стороны, от модерной; знает опорные определения феодализма (Карл Маркс, Франсуа Гансхоф, Жак Ле Гофф, Жорж Дюби, А.Я. Гуревич, Ю.Л. Бессмертный и др.) и умеет применять их в собственной работе; знает базовый набор фактического материала.
  • Знает основные черты современной европейской цивилизации и умеет объяснить их генезис, причины и следствия их формирования; знает историю Второй мировой войны и может анализировать основные проекты послевоенного переустройства мира и их последствия
  • Знает структуру курса, умеет различать разные модели периодизации исторического процесса, понимает смысл и назначение периодизации как приема.
  • Знает хронологические границы раннего Нового времени, умеет отличать раннее Новое время от Средних веков и от развитого Модерна; знает основные теории становления европейского государства, анализирует их на фактическом материале, полученном из лекций и учебника; понимает значение "революции Гутенберга"; знает понятия Реформации и атлантических революций.
  • Знает хронологические рамки существования Древней Греции и основные ее цивилизационные особенности; знает основные понятия данного блока; знает основных персонажей, даты и события, названные в лекциях и в соответствующих главах обязательного учебника.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в курс
    2 часа; Цели и задачи курса. Структура курса, формирование накопленной оценки. Требования к письменным работам. Периодизация всемирной истории. Варианты периодизации. Цель и смысл периодизации.
  • История Древней Греции
    16 часов. Крито-Микенский период. Рождение греческой цивилизации Дорийское переселение. Гомеровский период Греция классического периода. Афины и Спарта Греция периода эллинизма. Великий восточный поход Александра
  • История древнего Рима
    16 часов; Рим царей и Рим республики Империя Октавиана Августа. Золотой век Римской империи Империя Диоклетиана и Константина Империя Феодосия I и Юстиниана I
  • История Средних веков
    16 часов; Феодализм: структурный анализ Средневековый город: гильдии и университеты Средневековый город: парламенты и суды. Право Средних веков Церковь, евреи, ереси и крестовые походы
  • История раннего Нового времени
    28 часов; Реформация и католическая реформа Мир книг и газет: становление печатного дела в Европе Великие географические открытия: пересборка карты мира На пороге модерна: рождение государства и анатомия общественного договора Атлантические революции: от борьбы за свободу к переизобретению политического порядка Американская и французская революции
  • История Нового времени
    28 часов; Наполеоновские войны и их последствия. Венская система. «Священный союз» Революционные движения в Европе XIX века Новые государства на карте Европы. Объединение Германии и Италии Колониальная политика европейских держав в XIX веке США и страны Латинской Америки в XIX веке I Мировая война: основные этапы и отличительные черты
  • История Новейшего времени
    34 часа; Версальско-Вашингтонская система Экономический кризис 20-30-х гг. и разные пути его преодоления II Мировая война: предпосылки, причины, этапы Ялтинско-Потсдамская система. Биполярный мир и феномен холодной войны АСЕАН, ШОС, БРИКС, ЕС и другие. Феномен ТНК Мир XXI века: основные вопросы и проблемы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Коллоквиум по фильму (неблокирующий)
    2-й модуль: коллоквиум по фильму "Агора" (реж. Ал. Аменабар, 2010 год)
  • Коллоквиум по фильму (неблокирующий)
    3-й модуль: коллоквиум по фильму "Убить короля" (2003, реж. М. Баркер)
  • Коллоквиум по фильму (неблокирующий)
    4-й модуль: коллоквиум по фильму "Темные времена" (Darkest Hour) (2017, реж. Дж. Райт) или по фильму "Нюрнбергский процесс" (1961, реж. Ст. Крамер)
  • Работа на семинарах (неблокирующий)
    Семинары идут в 3-м и 4-м модулях; критерии оценки ответов на семинарах обговариваются преподавателем на первом семинарском занятии.
  • Устный экзамен (блокирует часть оценки/расчета)
    Устный экзамен по истории Античности и Средних веков
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Коллоквиум по фильму + 0.2 * Работа на семинарах + 0.3 * Устный экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Коллоквиум по фильму + 0.2 * Коллоквиум по фильму + 0.4 * Работа на семинарах + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sir A.W. Ward. (2019). The Cambridge Modern History : Modern History 13 Vl. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1085534
  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин В. И., Маяк И. Л., Гвоздева И. А., Ершова Г. Г., Кузищина В. И., ISBN: 5-06-003677-4, 2002
  • История Древней Греции : учеб. пособие, Кузищин В. И., Гвоздева Т. Б., Строгецкий В. М., и др., ISBN: 5-7695-2090-6, 2006
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев Ю. В., Кошеленко Г. А., Гвоздевой Т. Б., и др., Кузишина В. И., ISBN: 5-06-003676-6, 2001
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев Ю. В., Кошеленко Г. А., Кузищин В. И., и др., Кузищина В. И., ISBN: 5-06-003676-6, 2000
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев Ю. В., Кошеленко Г. А., Кузищин В. И., Маринович Л. П., Кузищина В. И., ISBN: 5-06-003676-6, 2003
  • История средних веков. Т.1: ., Хачатурян Н. А., Карпов С. П., Филиппов И. С., и др., ISBN: , 2003
  • История средних веков. Т.2: Раннее новое время, Дмитриева О. В., Брагина Л. М., Литаврина Э. Э., и др., ISBN: 5-211-04819-9, 2003
  • Новая история стран Европы и США, 1815-1918 гг. : учеб. пособие, Чикалов Р. А., Чикалова И. Р., ISBN: , 2005
  • Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Ч.1: 1900-1945, Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Золотухин М. Ю., и др., ISBN: 5-691-00607-X, 2003
  • Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Ч.3: 1945-2000, Макеева Л. А., Пономарев М. В., Белоусова К. А., Шаповалов В. Л., ISBN: 5-691-00867-6, 2004
  • Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век. Ч.2: 1945 - 2000, Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А. М., Пономарев М. В., ISBN: 5-691-00866-8, 2001
  • Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век. Ч.3: 1945 - 2000, Макеева Л. А., Пономарев М. В., Белоусова К. А., Шаповалов В. Л., ISBN: 5-691-00867-6, 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A history of modern Europe : from 1815 to the present, Lindemann A. S., ISBN: 978-1-405-12187-3, 2013
  • Архаическая и классическая Греция: проблемы истории и источниковедения : учеб. пособие, Суриков И. Е., ISBN: 978-5-9822714-8-8, 2007