• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

Проект "Театральный навигатор": встреча с Павлом Рудневым

17 февраля проект "Театральный Навигатор" (http://teatr-navigator.ru/) провел на отделении культурологи НИУ ВШЭ встречу с Павлом Рудневым – театральным критиком, менеджером и куратором спецпроектов в МХТ им. Чехова. Встреча состоялась в рамках университетского факультативного курса "Театр и театральность в культуре современности". Его автор – Ольга Олеговна Рогинская, преподаватель отделения культурологии НИУ-ВШЭ, теоретик театра, – также присутствовала на встрече.

Беседа строилась вокруг нескольких тем, ключевых для понимания современного российского театра: театральная критика и менеджмент, зрительский опыт, региональный театр и программа недавно стартовавшего фестиваля «Золотая Маска». Такая широкая тематика позволила рассмотреть основные проблемы российского театра в целом и ответить на главные вопросы – зачем / за чем нужно ходить в театр современному человеку и в чем уникальность театрального опыта?

В ходе дискуссии Павел Руднев поделился с аудиторией несколькими интересными идеями о театральном процессе и о связанных с ним профессиях. Так, хорошему театральному менеджеру (и хорошему критику), по его мнению, должна быть присуща "всеядность", то есть способность в любых театральных формах замечать потенциал. Театральный менеджер и критик играют важную роль в художественной селекции, определяя будущее развитие того или иного театрального явления. 

Театр, с одной стороны, устаревшая практика, с другой – территория прогрессирующего искусства. Театр всегда "про человека" и ситуацию конфликта: «Не может быть театра про то, как прекрасен лес и журчание ручейка». Уникальность и неповторимость театральной практики в том, что театральное действие не репродуцируется. Каждый раз зритель получает непохожий на предыдущий опыт. 

Театральное дело персонифицировано. Структура современного театра устроена так, что за ним всегда стоит «личность с определенным кругозором» – режиссер, а не формальная структура. 

Одна из проблем русского театра – его асоциальность, в том смысле, что он не знает своего зрителя. Однако современная пьеса постепенно решает эту проблему. Театр начинает мыслить категориями 21 века, все чаще обращаясь к тому, что нужно и интересно сегодня. Российский театр способен «излечить себя изнутри», установив взаимопонимание между собой и зрителем.

Кульминация беседы произошла ближе к концу - когда Павел Руднев рассказал о том, как он пришел к театроведению и к работе в сфере театра. Нельзя изложить эту замечательную историю вкратце, скажем только, что большую роль здесь сыграли понимание и поддержка родителей и увлечение рок-музыкой :)

Фотоотчет о событии. 

Проект Театральный навигатор.
Событие в facebook.