• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Завершилась серия встреч студентов с выпускниками Образовательной программы "Культурология"

В рамках проектного семинара второкурсников посетили выпускники образовательной программы, которые рассказали о карьерных перспективах культурологов на современном рынке труда и вариантах стратегий профессионального развития после окончания ВУЗа.

В течение 3 модуля по инициативе преподавателя проектного семинара Березиной Елизаветы Сергеевны состоялось четыре встречи студентов с выпускниками, по-разному определивших свой путь после окончания бакалавриата. По итогам этих встреч публикуем отчеты, материалы для которых были подготовлены самими второкурсниками.

Екатерина Шмелева

2 февраля в рамках проектного семинара перед второкурсниками-культурологами выступила Екатерина Шмелева, выпускница бакалавриата и магистратуры Школы культурологии и аспирант программы Философия культуры. Встреча была посвящена проекту "Учитель для России", в рамках которого Екатерина уже второй год работает учителем МХК в Школе N 554. Поделившись собственным опытом преподавания, она рассказала студентам о самом проекте, карьерных перспективах выпускников-культурологов и роли учителя в современной российской школе.

"Учитель для России" является общественным проектом, осуществляющим деятельность при поддержке Сбербанка и Института образования НИУ ВШЭ. Его основная цель - модернизация и улучшение школьной системы образования в России при привлечении молодых и амбициозных специалистов - студентов, планирующих своё будущее в сфере преподавания. На данный момент "Учитель для России" реализуется в Московской, Воронежской, Калужской и Тамбовской областях. Программа длится два года, за которые каждый участник успевает пройти необходимые тренинги, получить обширный опыт преподавания в школе, а также создать собственный проект, для чего у "Учителя для России" существует специальный грант. Набор проходил уже дважды, начиная с 2015 года. Сейчас проект реализуется 122 учителями в 40 школах России.

Екатерина Шмелева является участником первого набора и сейчас проводит второй год в качестве школьного учителя МХК. По её словам, тот, кто продержался на работе в школе, кажется, способен на все. Однако, несмотря на все трудности, возникающие при реализации столь непростого проекта, участие в нем приносит множество положительных эмоций и прививает полезные навыки, благодаря которым "учителя для России" оказываются чрезвычайно востребованными на рынке труда. Важным в программе также является то, что участникам предоставляется относительная свобода действий на преподавательском поприще. Чтобы заинтересовать школьников в современной науке, открыть их интересы и амбиции, молодые учителя идут на образовательные эксперименты, начиная с необычной организации урока и заканчивая пока чуждыми российскому пространству буккросингу и проведением фестивалей.

Мария Никитина

9 февраля в рамках проектного семинара перед второкурсниками выступила выпускница бакалавриата  образовательной программы «Культурология» Мария Никитина, которая сейчас работает в Центральной городской библиотеке имени Н.А. Некрасова. Мария поделилась со студентами собственным опытом работы в данной сфере, рассказала подробнее об особенностях своей специализации и о возможностях для студентов принять участие в проектной деятельности на базе библиотеки.

На сегодняшний день в библиотеке имени Некрасова или «Некрасовке», как ласково называют ее студенты-культурологи, работает около 250 сотрудников, среди которых пять выпускников нашей образовательной программы. Сама Мария объяснила, что темы ее научных исследований и круг интересовне совпали с сегодняшней профессией, но знания, полученные за период обучения в бакалавриате НИУ ВШЭ, по-прежнему используются в рабочих буднях. Также выпускница отметила роль проектного семинара в учебной программе студентов-культурологов,  сказав, что он позволяет получить практический опыт, необходимый для будущего трудоустройства.

Напоследок Маша рассказала студентам о библиотечных проектах, в которых она на данный момент принимает участие таких, как «Завтра» – профориентационный проект для учащихся старших классов, и «Клуб экспертов образования», в рамках которого библиотека стремится популяризировать научное знание.  

Через неделю после встречи с Марией студенты вместе с Ириной Викторовной Глущенко, доцентом Школы культурологии, посетили библиотеку им. Н.А. Некрасова. Работающие там выпускники образовательной программы немного рассказали о своей деятельности в библиотеке, а также провели экскурсию по ее редким фондам.

Лев Калиниченко и Полина Аракчеева

 

16 марта гостями проектного семинара стали редакторы медиа издания о музыке «Сюртук» - Лев Калиниченко (выпускник магистерской программы «Прикладная культурология») и Полина Аракчеева (выпускница образовательной программы "Культурология"). Однако прежде, чем речь зашла непосредственно о «Сюртуке», Лев поделился своим опытом проведения проектной деятельности в рамках практической дисциплины «Культурный проект» в магистратуре Школы. Он рассказал о проведении мероприятия «Библионочь» в библиотеке им. И.С. Тургенева, а также о тех трудностях, которые могут возникнуть во время реализации подобных проектов, и о специфике «вывода» проектов за пределы стен университета.

Затем наши гости рассказали об истории создании сайта «Сюртук» и осветили многие подробности, которые сопутствуют созданию независимого медиа с нуля. После этого Полина поделилась своими наблюдениями и замечаниями относительно написания и редактирования текстов для музыкального медиа. Кроме того, были затронуты темы целевой аудитории сайта и поиска авторов текстов для него.

Никита Рассказов

9 марта студентов посетил выпускник образовательной программы «Культурология» Никита Рассказов, после обучения сделавший выбор в пользу магистратуры Европейского Университета в Санкт-Петербурге. Никита закончил историю искусств - программу, которая частично дублирует знания, получаемые на культурологии ВШЭ. В Европейском университете, на его взгляд, программа настроена на более фундаментальное, классическое познание искусства, однако  не дает навыков, необходимых для работы в неакадемической сфере. Кроме того, в Петербурге оказалось неожиданно мало для культурной столицы мест работы: в Эрмитаже до сих пор преобладают консервативные методы работы с музейными фондами и организацией выставок, и новым сотрудникам там не рады; вся молодежь стекается в Эрарту, и в результате музей переполнен и не набирает новые кадры. В Москве, как отметил Никита, в этом отношении проще, и найти работу в проекте, касающемся сферы искусства, возможно, поэтому на данный момент он вернулся в столицу и преподает киноведение в Европейской Гимназии. Помимо этого Никита принимает участие в творческих проектах, связанных с современным искусством.