• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

Итоговая конференция «Современные исследования культуры - 2023»

13-14 июня 2023 года состоялась традиционная конференция первокурсников, завершающая работу Научно-исследовательского семинара программы «Культурология»

Программа конференции (DOCX, 1.45 Мб) 

Характеризуя принципы современного культурологического образования, один из представителей англоязычных культурных исследований Грэм Тернер предлагал следующую формулу: «engaging, empowering, enlightening» - «включать, поддерживать, просвещать». Конференция позволяет первокурсникам почувствовать себя равноправными участниками диалога о культуре, выдвинуть интересующие их сюжеты в центр обсуждения, получить обратную связь от старшекурсников и преподавателей программы. В этом году в рамках конференции были представлены 40 докладов, объединенные в 9 секций. Знакомство с темами докладов позволяет составить представление о тех, проблемах современной культуры, к которым приковано внимание представителей нового поколения культурологов. В этом году заметен рост интереса к психологическим аспектам современной культуры и тематике ментального здоровья, повседневным практикам и культурным аспектам потребления, сетевым объединениям и фан-сообществам.

 Доклады секции “Литература в современной культуре” затрагивали многообразие жанров и различные подходы к анализу современной литературы. Вместе с тем в исследованиях прослеживалось стремление раскрыть взгляд на человека через писательские и читательские практики. Секцию открыл доклад Елизаветы Ковалева, посвящённый рецепции античности в современной массовой культуре. Обратившись к роману Мадлен Миллер «Песнь Ахилла», Елизавета показала, каким образом классический сюжет реактуализируется с учетом новых этических норм и социальных запросов. Описывая эту тему, Елизавета обратилась к различным примерам такого рода реактуализации - от “Улисса” Джойса, где современный художественный материал преподносится через символическую призму в том числе античных мифологий, до теории классического психоанализа Фрейда и экзистенциалистской литературы Камю. В ходе дискуссии по докладу предметом обсуждения стали вопросы о том, как одно и то же произведение может выступать лакмусовой бумажкой для изменения ценностей общества в разных эпохах. Работу секции продолжил доклад Виктории Рыжовой, посвященный анализу подходов к пониманию философии повести А.П. Платонова «Котлован» на примере научно-исследовательских работ Н.Б. Афанасова и М.Е. Соболевой. Виктория показала два философских подхода, выраженных авторами статей позволяют понимать повесть “Котлован” не только как выдающееся литературное произведение, но и как некоторый “ответ” современному, осмысление места “нового человека” и его “новой философии” в Советском государстве. Доклад Вероники Азаровой раскрыл интригующую тему образа повседневности в фашистской Германии на примере романа Эрика Ларсона «В саду чудовищ: Любовь и террор в гитлеровском Берлине». Вероника рассказала об описанных в романе повседневных практиках в фашистской Германии на основании обсуждений романа в прессе и профессиональных журналах. Елизавета Чупикина подготовила доклад об особенностях социальной критики в романе Чарльза Буковски «Хлеб с ветчиной». Ключевым для автора доклада стал вопрос о том, как создается образ внелитературной реальности в произведении и каковы ценностные основания ее критического осмысления. На вопрос о том, на что распространяется нигилизм Буковски, Елизавета иронично заметила: “Он ненавидит всех”. В фокусе Светланы Диковой был анализ конструирования образа женщины во власти на примере Н.Л. Дементьевой в книге “Минкульт: Министры эпохи перемен. 1992-2020”. Светлана исследовала то, в какой степени это образ обусловлен сложившимися в социальном воображении и литературной традиции стереотипами. Завершил секцию доклад Софьи Водопьяновой, посвящённый исследованию практик обучения литературному мастерству в современной России на примере “Creative writing school”. Будучи слушателем программы, Софья опиралась в своем докладе как на личный опыт, так и на материалы интервью и исследования практик литературного образования.

 Fan studies - одно из самых востребованных направлений, популярных у молодых исследователей в связи с увеличением количества фанатских сообществ и изменением фанатских практик.  В секции “Fan studies и исследования культового” докладчики рассмотрели явления современной массовой культуры, феномен “культового” и культуру соучастия с точки зрения культурологии, социологии, городской антропологии.   Рассматривая как уже известные, так и малоизученные фанатские практики, участницы секции не только обратились к характеристике фандомов, но также рассматривали вопросы о методах их изучения. Заседание секции открыла докладом «Исследовательские стереотипы в анализе игровых сообществ (на примере Dungeons & Dragons, Pathfinder и т.д.)» Анна Кашкина. Её работа продемонстрировала разницу между результатами существующих исследований в области игровых сообществ и реальными образами участников ролевых игр. Причину несостоятельности современных психологических исследований ролевых игр Анна увидела в некорректном представлении о гендерных параметрах сообществ игроков и неверной трактовке корреляции игрока с персонажем.  Мария Серебрякова обратилась к анализу практик прослушивания классического рока участниками фанатских сообществ сериала “Сверхъестественное”.  Слушателей заинтересовал феномен подбора плейлистов в соответствии с “аурой” сериала и отдельных его героев, а также поиск фанатами музыки похожей на саундтрек фильма. Ярослава Федоряка обратилась к анализу творчества и хобби фанатов мультсериала “Смешарики”, который, как отметила З.К. Саламова стали уже традиционным объектом исследований студентов НИУ ВШЭ. В докладе обсуждался диапазон существующих форм творчества, а также мотивы обращения к ним. Ярослава смогла удивить аудиторию рассказом о фанатских пародийных “судах”, связанных с нарушением фанатами лицензионных прав на контент мультсериала. Софья Селиванова в своем исследовании затронула совершенно неожиданную, еще малоизученную тему – проекты, эксплуатирующие жанр интернет-фольклора, известный под названием крипи-пасты. Работа на стыке культурологии и городской антропологии, вызвала неподдельный интерес и дискуссии у аудитории. Завершил секцию выступление Ефросинии Капридовой, посвященное анализу феномена культовых фильмов на примере картины “Амели”. Ефросиния провела формально-стилистический анализ фильма и попыталась раскрыть связь популярности фильма с его своеобразной эстетикой. Предметом дискуссии по докладу стал вопрос об определении культового кино и значении феномена рецепции в его характеристике.

 Секция «Культура и личность» была посвящена тому, как человек или социальная группа преобразует культуру, и как сама культура отражает и конструирует новую реальность. Докладчицы в своих проектах обратились к исследованию ментального здоровья, к визуальному искусству, также уделили внимание интернет-культуре, изучив, как новые технологии влияют на взаимоотношения между людьми. Секцию открыла Мария Киселевас докладом об отношении к ментальным расстройствам на основе опроса среди учащихся НИУ ВШЭ. Рассмотрев стигму по определению Ирвинга Гоффмана, Мария в своей работе указала на причины стигматизации ментальных расстройств и на ее последствия, также определила способы ее преодоления. В ходе дискуссии Марии было изучить то, как стигма формируется вообще в высшем образовании и распространить свое исследование и на другие вузы. Юлия Жестовскаяв своем докладе анализировала тенденции репрезентации ВИЧ-инфекции и наркомании в художественных и информационных плакатах 2000-2010 –х годов. Юлия пришла к выводу, что в результате того, что визуальный язык для репрезентации ВИЧ-инфекции еще не был разработан, плакаты находились в поиске коммуникативной символики и часто использовали привычные образы наркомании, тем самым, демонизируя образ больного. Анастасия Луцикв своей работе изучила конструирование нового типа маскулинности, как «сигма» («sigma-male») в дискуссиях пользователей интернет-платформ анонимного общения «4ch» и «2ch». Анастасия описала истоки возникновения интернет-феномена, его черты и причины: сигма-мейл—это одинокий мужчина, прообразами к созданию которого послужили герои таких фильмов, как «Драйв», «Американский психопат» и «Бойцовский клуб. Во время дискуссии Анастасии посоветовали обратить внимание на то, как происходит рецепция англоязычного образа русской аудиторией. Екатерина Русинапосвятила свой доклад вопросу о том, какие новые тенденции вносит приложение «Tinder» в современные романтические отношения. Екатерина заключила, что устройство приложения десубъективирует пользователей, отчуждая их друг от друга, а восприятие любви становится рационалистическим. Во время дискуссии было отмечено, что нужно также провести анализ алгоритмов «Tinder» и подобных ему приложений для знакомств. Анна Соковав своем докладе показала, как психотерапия приобретает роль инструмента для культивирования себя и своего «социального Я» на примере «Тинькофф Журнала». Анна пришла к выводу, что опыт психотерапии активно используется журналом для создания нарратива о возможных способах перехода от плохого к лучшему идеальному «Я».

 Исследования музыки в настоящее время занимает важное место в области культурологии, тесно пересекаясь с музыковедением и социологией. Изучая творчество различных исполнителей и бытование музыкальных жанров, авторы опирались не только на классические подходы (анализ текстов песен, клипов и т.д.), но также обращались к изучению сообществ поклонников. Секцию «Исследования музыки»открыла Капитолина Гринцова с докладом «Социальный анализ песен Melanie Martinez». В нем она обратилась к социальным проблемам, к которым исполнительница старается привлечь внимание публики не только текстами своих песен, но и при посредстве сценического образа. Следующим был доклад Марии Тютюнник «Феномен ретромании в современной рок-музыке на примере творчества группы “Дайте танк (!)”». На материале песен и клипов, а также интервью участников группы, Мария проанализировала формирование образа советского и постсоветского детства, рассматривая его в контексте охватившей популярную музыку последних десятилетий волны ретромании. Объектом анализа в докладе Анны Советских«Рок-опера “Иисус Христос — суперзвезда” и интерес к религиозности в фандоме российского музыкального театра» стали дискуссии социальных сетях, а также проведенные автором опросы поклонников рок-оперы “Иисус Христос — суперзвезда”. Автор задается вопросом о том, каким образом знакомство с этой оперой, которая многократно ставилась, как на российской, так и на зарубежной сцене, влияет на религиозные ориентации участников фандома. Докладчики подошли к изучению исследований музыки с разных сторон, что сделало секцию разнообразной и интересной.

 В секции “Культура в публичном пространстве" на конференции были представлены три доклада об организации культурных пространств и функционированию культурных институций. Открыла работу секцию Ксения Ховрачева с сообщением о центре современной культуры “Рельсы” в Твери и его влиянии на жизнь города. Важными выводами исследования Ксении стали тезис о роли Центра в объединении творческих людей Твери и снижении уровня миграции тверской молодёжи. Дискуссанты секции обсудили экономические основания деятельности такого рода институций и важные для направления культурной активности. Мария Тян обратилась в своем выступлении к анализу сферы handmade-творчества на примере московского маркета товаров ручной работы “4 сезона”. По итогам анализа проведённых интервью с производителями и посетителями ярмарки Мария смогла сделать вывод, что handmade-творчество в России активно развивается, притягивает всё больше людей и становится всё разнообразнее. Дискуссанты и зрители подняли вопрос о доступности маркета для творцов в связи с ростом цен на аренду, а супервайзер секции Е. Д. Белова отметила, что “4 сезона” позволяет мастерам не только продать товары ручной работы, но и познакомить аудиторию со своим творчеством и обеспечить заказы на будущее. Заключительным выступлением секции стал доклад Владимира Чуклая об изменении трансформации мероприятия “Met Gala” в 1970-1980-е годы, благодаря которой оно из званого ужина для узкого круга нью-йоркской элиты превратилось в знаковое событие, оказывающее действительно большое влияние на сферы моды и медиа. Особое внимание автора доклада было уделено фигуре Дианы Вриланд, без которой был бы невозможен современный облик “Met Gala”. Супервайзер секции в ходе обсуждения доклада акцентировала внимание на значении архивных данных для подобных исследований. В финальной реплике дискуссантка секции Ксения Гусева удачно сформулировала объединяющую линию докладов: в то время, как исследование Марии Тян было посвящено публичному мероприятию, доступному для широких масс, Ксения Ховрачева осветила культурную организацию адресованную креативному классу, а Владимир Чуклай рассказал о событии, в прошлом доступное в основном знаменитостям, а ныне приобретшему особый символический статус.

 Секция “Теоретическая рефлексия и методы анализа культуры и общества” охватила целый спектр областей исследования — от классового анализа до memory studies. Спикеры секции рассказали, какие методы анализа имеют потенциал в современных культурных исследованиях и продемонстрировали применение анализа на конкретных культурных кейсах. София Ламзина в докладе “Критика «Банальности зла: Эйхман в Иерусалиме» Ханны Арендт” проанализировала публичную полемику вокруг классической книги Арендт. Она показала, какие острые дискуссии вызвала “Банальность зла” в историческом контексте, и насколько неоднозначными оказались доводы и оценки критиков. В докладе “Классовый анализ общества на основе политико-психологической теории власти А. Кожева” Никита Бут обратился к выявлению потенциала теории предложенной русско-французским философом А. Кожева для интроспективного культурологического анализа “класса”. Характеризуя ее место в историко-философском контексте, Никита также поделился собственным опытом применения теории для анализа литературных произведений. Ксения Гусева выступила с докладом “Коллективная травма и ответственность в контексте войны на примере работы Марты Рослер "House Beautiful: Bringing the War Home". Используя оптику анализа коллективной травмы, докладчица проанализировала известную серию коллажей Марты Рослер, ставшую одним из образцов антивоенного искусства. Яркой частью выступления стала дискуссия о политическом активизме художницы и ее методах коммуникации со зрителем. Новый подход к исследованию памяти о постсоветском представила Александра Филоненко. В докладе “Хонтология как подход к изучению культурной памяти о позднесоветском” докладчица рассказала о генезисе понятия “хонтология” и возможностях его использования в анализе культуры, очертила круг современных произведений с советской эстетикой и тематикой, таких, как сериал “Пищеблок” и визуальная новелла “Бесконечное лето”, где метод хонтологии может быть успешно применен.

 Гастрономия связана с одной из главных потребностей человека и занимает важное место в пространстве повседневности. Социальные аспекты гастрономического потребления привлекают внимание исследователей. Так, например, американский социолог Рэй Ольденбург изучал кофейни и другие пространства гастрономического потребления в качестве «третьих мест», которые отличаются от дома или работы создают возможность для неформального общения с гастрономической составляющей и в приятном интерьере. В секции «Пространства гастрономического потребления»было представлено три доклада.Полина Гриднева рассматривала в докладе образ среднестатистического, посетителя кофейни, отличающиеся друг от друга не только местоположением, интерьером и меню, но и составом посетителей, «ритуалами» и инфраструктурой. Амина Сагитова, говоря о феномене кафе-трапезных, выдвинула гипотезу, что популярность трапезных среди невоцерковленных людей — свидетельство становления постсекулярного общества. Опираясь на результаты включенного наблюдения и анализ интервью с гостями и учредителями, Амина показала, что церковные кафе-трапезные - активно развивающаяся формат, многие заведения такого рода успешно конкурируют с обычными кафе. Василиса Меньшикова в своем докладе использовала подход place studies для анализа московских кофеен specialty-сегмента. Исследовательница также провела интервью и включенное наблюдение, на основе которых провела сравнение двух кофеен, сделав предположения о том, что влияет на формирование локального сообщества.

 Для докладов секции «Исследования кино и ТВ» было характерно большое разнообразие методологий, а темы в той или иной степени были связаны с мотивами таинственности, ужаса и травмы. Александр Крысанов представил теоретическое осмысление фильма «Европа» Ларса фон Триера, связав его с романом Франца Кафки «Америка». Его доклад был сфокусирован на поиске структурных параллелей между двумя произведениями, которые позволяли бы говорить о том, что фон Триер использует своего рода “Kafka-method”. Анализ творчества Ларса фон Триера продолжился в докладе Полины Галаховой. В нем был предложен критический анализ репрезентации женской сексуальности в фильме «Антихрист», который докладчица сопоставила с другим фильмом режиссера - "Нимфоманка". Дарья Нестерова обратилась к анализу образа «Зверя» в мультсериале «По ту сторону изгороди», который, по ее мнению, может рассматриваться как совершенно новый для жанра сказки тип антагониста. Доклад спровоцировал обсуждение возможностей репрезентации хтонического посредством анимации. Сериал «Волчонок», ставший предметом анализа в докладе Анны Каменченко, представляет собой интересный микс образов различных мифологий - скандинавской, ирландской, японской, индейской. Анализируя образы различных мифологических существ, авторка демонстрировала в чем заключаются различия между тем, как они представлены в оригинальных мифах, и тем, как они представлены в сериале. Дальнейшая дискуссия в основном была сфокусирована на теме взаимосвязи мифологии и жанра подростковой драмы. В выступлении Веры Фениксовой был представлен религиоведческий анализ фильма Ари Астера «Солнцестояние». Опираясь на идеи таких социологов, как Родни Старк и Уильям Бейнбридж, Дэвид Бромли и Гордон Мелтон, она проанализировала то, насколько правдоподобно представлено в «Солнцестоянии» религиозное объединение «Хорга», и то, как его можно классифицировать в контексте различных типологий религиозных течений. Во время дискуссии была отмечена возможность отдельного рассмотрения проблематики точки зрения как важного аспекта творчества Ари Астера. Завершилась секция докладом Марии Шарий, посвященным проблематике стигматизации ментальных расстройств. В работе была проанализирована репрезентация депрессивного расстройства в фильме Флориана Зеллера «Сын», как пример спорного и потенциально вредного с точки зрения некоторых специалистов в области психиатрии изображения человека, страдающего клинической депрессией.

  В секции «Частная жизнь и повседневность» было представлено пять докладов, в которых оказались затронуты самые разные аспекты быта и его репрезентации в культуре 19-21 веков. В своих исследованиях докладчики опирались на мемуары, кинематограф, СМИ и социальные сети. Первой выступила Елизавета Кошкина с докладом о воспитании женщин в дворянских семьях первой половины 19 века. На примерах Анны Лабзиной и Надежды Дуровой Елизавета показала, как выстраивались отношения между старшими и младшими родственницами, как старшие наставляли младших и какое влияние эти отношения оказали на будущее девушек. Анна Игумнова выступила с докладом “Образ студенческих коммун во второй половине 1920-х годов в журнале «Красное студенчество»”. В своей работе исследовательница сконцентрировалась на устройстве жилого пространства в коммунах и взаимоотношениях коммунаров. Анализируя эти сюжеты на материале публикаций журнала, Анна продемонстрировала значение коммун для советского государства, которое рассматривало такие студенческие объединения как способ создать “нового человека”. Екатерина Игнатюк исследовала репрезентацию повседневности эпохи застоя СССР в фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман». Сфокусировавшись на женских образах в фильме, Екатерина отвечала на вопрос о том, какие представления о женском мире воплощены в фильме. В центре внимания докладчицы оказались внешний вид женщин, их взаимоотношения и поведение. Доклад Екатерины вызвал бурную дискуссию о том, насколько достоверной стоит считать репрезентацию советской повседневности в фильме и можно ли соотнести персонажей кинокартины с реальными типами людей, живших в эпоху застоя. Доклад Артема Беляева был посвящен представлению неполитических сюжетов на постсоветском телевидении на примере «Будки гласности». Докладчик продемонстрировал результаты своего анализа ряда выпусков программы «Будка гласности» и с опорой на философские труды (в частности книгу Ханны Арендт «Vita activa, или О деятельной жизни») показал, какие именно неполитические высказывания можно было услышать в “Будке гласности” и какие выводы на основе этого можно сделать в целом о публичном пространстве постсоветского телевидения. Завершила работу секции Екатерина Фирсова с докладом о репрезентации современных коммунальных квартир в социальных сетях. В своей работе исследовательница сравнила стереотипные представления о коммунальных квартирах с тем ка представлены в социальных сетях старые и новые формы совместного проживания. Докладчица опиралась на работы фотографов, специализирующихся в этой сфере, показала, насколько разными могут быть как сами коммунальные квартиры, так и их представление в социальных сетях.

 Для докладов секции «Исследования кино и ТВ» было характерно большое разнообразие методологий, а темы в той или иной степени были связаны с мотивами таинственности, ужаса и травмы. Александр Крысанов представил теоретическое осмысление фильма «Европа» Ларса фон Триера, связав его с романом Франца Кафки «Америка». Его доклад был сфокусирован на поиске структурных параллелей между двумя произведениями, которые позволяли бы говорить о том, что фон Триер использует своего рода “Kafka-method”. Анализ творчества Ларса фон Триера продолжился в докладе Полины Галаховой. В нем был предложен критический анализ репрезентации женской сексуальности в фильме «Антихрист», который докладчица сопоставила с другим фильмом режиссера - "Нимфоманка". Дарья Нестерова обратилась к анализу образа «Зверя» в мультсериале «По ту сторону изгороди», который, по ее мнению, может рассматриваться как совершенно новый для жанра сказки тип антагониста. Доклад спровоцировал обсуждение возможностей репрезентации хтонического посредством анимации. Сериал «Волчонок», ставший предметом анализа в докладе Анны Каменченко, представляет собой интересный микс образов различных мифологий - скандинавской, ирландской, японской, индейской. Анализируя образы различных мифологических существ, авторка демонстрировала в чем заключаются различия между тем, как они представлены в сюжетах мифов, и тем, как они представлены в сериале. Дальнейшая дискуссия в основном была сфокусирована на теме взаимосвязи мифологии и жанра подростковой драмы. В выступлении Веры Фениксовой был представлен религиоведческий анализ фильма Ари Астера «Солнцестояние». Опираясь на идеи таких социологов, как Родни Старк и Уильям Бейнбридж, Дэвид Бромли и Гордон Мелтон, она проанализировала то, насколько правдоподобно представлено в «Солнцестоянии» религиозное объединение «Хорга», и то, как его можно классифицировать в контексте различных типологий религиозных течений. Во время дискуссии была отмечена возможность отдельного рассмотрения проблематики точки зрения как важного аспекта творчества Ари Астера. Завершилась секция докладом Марии Шарий, посвященным проблематике стигматизации ментальных расстройств. В работе была проанализирована репрезентация депрессивного расстройства в фильме Флориана Зеллера «Сын», как пример спорного и потенциально вредного с точки зрения некоторых специалистов в области психиатрии изображения человека, страдающего клинической депрессией.

 Завершающим аккордом конференции стала кураторская экскурсия Натальи Гуровой по выставке «Круговорот повседневности: быт советских женщин в 1960-ые - 1980-ые годы», разместившейся в аудитории 417. Выставка была подготовлена студентками 2-го курса Натальей Гуровой и Марией Жандаровой под руководством Ирины Викторовны Глущенко.

Авторы текста:  

К. Гринцова

Д. Довжик

Е. Капридова

А. Кашкина

О. Рябченко

А. Сокова

М. Тютюнник

Е. Фирсова

М. Шарий

При участии: Б. Е. Степанова и С.М. Костенко.