Завершилась архивная практика
Лето – период профессиональных практик. Рассказываем, как в этом году прошла главная из них – архивная.

Юлия Каверина (РГАСПИ)
Во время практики в РГАСПИ мы участвовали в подготовке источников к публикации. Мы работали с женскими воспоминаниями о Гражданской войне, в моем случае это была повесть писательницы Люси Аргутинской о Гражданской войне на Северном Кавказе в 1918-1919 году. Нашей задачей было транскрибировать тексты, составить к ним предисловия и комментарии. Эта работа была непростой, но интересной и полезной. Было здорово работать с источниками, которые до этого никогда не публиковались.
На фото – конспекты Маркса и Энгельса, которые нам показывали в хранилище, и обложка дела Аргутинской.
Владислав Усов (РГАСПИ):
Две недели в РГАСПИ запомнились в первую очередь тем, как сотрудники подошли к нашей практике. Нам был показан архив как само учреждение (с читальными залами, хранилищем и его отделами), а также рассказано про принципы работы архивистов, в первую очередь, про то, что такое археография или, как выразился М.В. Зеленов, археографическое сознание. Конечно, наибольшее впечатление произвела возможность увидеть оригинальные документы, запечатлившие почерк Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и др. Например, я смог подержать в руках конспект Маркса по русской истории, что было наиболее завораживающим опытом. Или увидеть подлинную подпись Сталина, оставленную знаменитым синим карандашом. Все это позволяет по другому почувствовать историю, максимально сократив дистанцию между прошлым и настоящим. Как результат практики, нами подготавливались воспоминания женщин-участниц Гражданской войны (на стороне Красных) к публикации.
Аяна Эрдынеева (Отдел архивного документоведения НИУ ВШЭ):
В этом году архивная практика в Вышке проводилась впервые, поэтому не знала чего ожидать, но практика прошла на 10/10. Нам читали лекции как онлайн, так и офлайн, о самом архиве Вышки, как он появился и как существует в настоящее время. Также на самой первой встрече нам показали первые и очень важные приказы об учреждении нашего университета, а также личные фонды, что было крайне занимательно! Была рада увидеть и познакомиться с людьми, которые отвечают за архив Вышки и которые были нашими кураторами. Ещё нам провели экскурсию по дому Дурасова, которая оставила только положительные эмоции!
Владислав Злобин (Отдел рукописей РГБ):
Наше главное задание заключалось в проверке фондов архива: мы выясняли, соответствует ли опись хранящимся делам. Со стороны такое занятие может показаться скучным, но это не так. Все были очень увлечены работой, даже если знакомились с совершенно новым материалом. Мы постоянно делились друг с другом занимательными и смешными находками, некоторые в проверке нашли пользу для собственных интересов. Также нас часто водили в хранилище, и ежедневно устраивали лекции о различных рукописях ОР РГБ. Это были не просто лекции, где ты слушаешь отвлеченный рассказ о чем-то. Мы ощущали тексты материально, могли читать прямо из подлинников, как и задумывалось их создателями. Для историков это крайне важный опыт, который не способны дать обычные аудиторные занятия в университете.
Георгий Сапронов (Отдел рукописей РГБ):
Прохождение архивной практики в ОР РГБ останется, пожалуй, одним из самых ярких впечатлений от 3 курса. Мало где еще есть возможность увидеть и подержать в руках такое количество уникальных рукописей. Самое большое впечатление на меня произвели письменные памятники XI-XVIII веков, среди которых были не только древнерусские (к примеру, Архангельское Евангелие, Евангелие Хитрово, новгородские грамоты) и западноевропейские (Болонское Евангелие, часословы XV-XVI в.) рукописи, но и греческие, еврейские, китайские, японские и т.д. Кроме этого, в процессе проверки одного из фондов (в моем случае это был фонд коллекции различных документов XVI-XVII в. Спасо-Прилуцкого монастыря) я смог не только улучшить свои навыки работы со скорописными документами, но и многое узнать о внутренней работе архивных хранилищ. По окончании же основной части практики мне удалось найти и ознакомиться с материалами из фонда московского краеведческого бюро, которые станут прекрасным подспорьем в работе нашей научно-учебной группы по изучению Москвы XVIII столетия.
Татьяна Маковлева (РГАДА):
Практика в РГАДА оказалась по-настоящему увлекательной! За эти две недели мы побывали почти во всех архивохранилищах, в которых хранятся документы от древности до XVIII, а иногда и XX веков. Больше всего меня поразила экскурсия в хранилище уникальных фондов – именно здесь хранятся такие документы, как духовная грамота Ивана Калиты, Соборное Уложение, коллекции Посолького приказа. Было очень волнительно увидеть вещи известные со школьной скамьи вживую... Удалось познакомиться и с другими сторонами работы архива: составлением научно-справочного аппарата, реставрацией, публикацией, оцифровкой документов (оборудование для этого по своим возможностям напоминает космические корабли). Кроме этого, мы приняли участие в серьезной работе – составлении указателя к материалам 3 ревизии. Ревизские книги – это источник, открывающий перед исследователями многие перспективы: генеалогия, изучение экономического состояния России, ономастики. Работа над указателем идет уже не один год и верю, что будет закончена, а исследователям станет удобнее работать с этими документами. Подытоживая скажу, что практика позволила посмотреть на устройства архива изнутри, что для студента-историка особенно важно, теперь обращаясь в архивы я буду с гораздо большим пониманием относиться к работе архивистов.
Алексей Дунаев (Архив РАН):
Архив для историка как океан для биолога — масштаб ещё не изученного поражает! 3 этаж шестиэтажного здания АРАН полностью выделен для хранения необработанных материалов фондообразователей (например, физика П.Л. Капицы, историка В.Л. Янина, филолога М.Л. Гаспарова). Многометровые стеллажи документов учёных-классиков ещё не описаны, не систематизированы, потому, оказавшись между ними, я испытал удивление и детский трепет от осознания того, как много интересного предстоит раскопать историкам-архивистам (фото 1 в слайдере).
По указанию заместителя директора и начальника отдела комплектования АРАН О.В. Селивановой в период практики мы работали с фондом Я.Н. Щапова, выдающегося историка Древней Руси. За 2 недели на двоих мы сформировали 41 дело, обработав примерно 1/8 всех материалов академика. Приглашения на конференции, отзывы на статьи коллег, туристические альбомы, дневниковые записки и членские билеты Щапова — все это лишь часть того, что мы успели освоить (фото 2 и 3).
При составлении описи фонда Я.Н. Щапова мы руководствовались методическими рекомендациями, которые должны были помочь нам правильно систематизировать документы для будущих исследователей, которые смогли бы взять интересующее их дело в читальном зале. Неожиданностью было встретить множество туристических альбомов, планов маршрутов, записок о путешествиях. Благодаря архиву историк стал для нас больше, чем просто историк, но ещё и заядлый турист! И, насколько мне известно, эта ипостась личности Щапова отнюдь не раскрыта в существующей литературе о нём (фото 4).
За время практики мы даже успели немного познакомиться с экспозиционной деятельностью архива, узнав, как подготавливалась выставка к 100-летию со дня рождения президента АН СССР Г.И. Марчука. Мне также запомнилась ежегодная выставка «Дар бесценный», демонстрирующая огромное разнообразие ярких документов и предметов, полученных архивом на хранение в предыдущем году. Так, в витринах были представлены материалы космонавтов, инженеров, филологов и историков (фото 5–7).
Подводя итог, я искренне рад, что сотрудники АРАН предложили нам попробовать выполнить реальную работу историка-архивиста. И если представится возможность, то я бы с радостью вернулся как минимум к описанию фонда Я.Н. Щапова (фото 8).
Акельев Евгений Владимирович
Школа исторических наук: Доцент

