• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Почти каждый из нас, студентов-историков, сейчас немного цифровой гуманитарий"

"Почти каждый из нас, студентов-историков, сейчас немного цифровой гуманитарий"

© Юлия Мусинова, Елизавета Романовская

В последние годы в гуманитарных науках становится все более популярным применение цифровых методов в исследованиях. Для того, чтобы лучше понять, что это и как работает, мы взяли интервью у двух студенток ОП “История” – Юлии Мусиновой с третьего курса и Елизаветы Романовской с четвертого, которые работали в сфере Digital Humanities.

–  Можешь, пожалуйста, рассказать о теме своей курсовой работы?

Юля: Курсовую я пишу по концу XVII века в России, но так получилось, что занимаюсь я академически не только этим. Я уже около года участвую в проекте «Пишу тебе», который занимается созданием цифрового корпуса почтовых открыток и с этого года участвую в научно-учебной группе, где мы изучаем коммуникационные практики в почтовой переписке. «Пишу тебе» один из самых крупных digital-humanities проектов в России, а сам корпус — отличный пример количественных данных. Я в рамках проекта исследую военных, пока что концентрируюсь на эмоциональном репертуаре, который проявляется в открытках, отправленных с фронта в начале XX века. Отталкиваюсь от эмоциональной истории, Уильяма Редди, прежде всего — то, что мы разбирали на семинарах по Средним векам!

Лиза: Тема моей курсовой работы называлась “Liber divinorum operum» Хильдегарды Бингенской: проблема соавторства”. В ходе своей работы я с помощью стилометрии проверяла авторскую атрибуцию одного из позднейших сочинений Хильдегарды “Liber divinorum operum”. Так как из-за того, что сама Хильдгарда записывала только черновики своих текстов, а на чистовик их уже переписывали ее многочисленные секретари, то у нас возникает вопрос, насколько эти секретари могли вторгаться в ее сочинение. Дело в том, что сама Хильдегарда была малограмотной, соответственно, она нуждалась в сотрудниках, которые могли бы вносить исправления в ее тексты. И отсюда мы задаемся вопросом, насколько эти исправления могли бы влиять на авторский сигнал. Как раз с помощью стилометрии мы и проверяем нашу гипотезу.

© Юлия Мусинова, Елизавета Романовская

–  Какие методы digital humanities ты использовала в своей работе? Как они работают? Какие задачи они помогли решить?

Юля: Из простого — составление сводных таблиц и присвоение категорий-эмоций каждой открытке. В этом плане, думаю, почти каждый из нас, студентов-историков, сейчас немного цифровой гуманитарий.  Стараюсь применять более сложные методы, которыми пользуются в основном лингвисты, это, например, анализ тональности открыток — механизм, который позволяет статистически определить среднее настроение в большом наборе текстов. Мой корпус пока небольшой, около 100 открыток, но я планирую расширять его более поздними, советскими и пытаться сравнивать опыт военных из разных периодов. Тогда статистическая картина тональности будет ещё более интересная!

Лиза: В своей курсовой работе я проводила стилометрический эксперимент.

Стилометрия - это метод статистического анализа, который позволяет с помощью измерения расстояния между словоформами в текстах определять авторский сигнал.

Стилометрические эксперименты могут проводиться на различных языках программирования, я использовала R.

– Какие ресурсы ты использовала для освоения инструментов цифровых исследований?

Юля: Мне нравится хендбук Яндекса и Европейского университета "Прикладной анализ данных в социальных науках", а ещё на Ютубе довольно много материалов по программированию для гуманитариев. Ну и наш курс по анализу данных тоже выручает в внезапных случаях.

Лиза: Для освоения стилометрии я обращалась за помощью к своей научной руководительнице Яцык Светлане Александровне, которая уже много лет занимается Digital Humanities. Также я обращалась к различным видео лекциям, выложенным в открытый доступ. Например,https://programminghistorian.org.

– Можешь, пожалуйста, рассказать о конференциях по DH, в которых ты участвовала?

Юля: Я поучаствовала уже в нескольких конференциях с этим докладом, но больше всего впечатлили «Векторы», которые проводит Шанинка. Так вышло, что там собрались люди, которые когда-то участвовали в «Пишу тебе» на этапе его создания, и было очень приятно чувствовать, что они искренне заинтересованы в том, что я рассказываю. А ведь это были состоявшиеся, очень классные учёные! Это, конечно, очень вдохновляет, когда твой доклад активно обсуждают, задают вопросы. Даже сейчас вспоминаю тот день, и очень приятно на душе.

– Планируешь ли ты дальше изучать цифровые методы? Если да, то в каком направлении думаешь двигаться?

Юля: Моя голубая мечта, конечно, начать активно применять цифровые методы в своей курсовой. Надеюсь, удастся гармонично внедрить это в ВКР. Пока что планирую основательно взяться за Пайтон, поскольку чувствую, что без этого не могу развиваться. И надо начинать писать главу в коллективную монографию по почтовым открыткам, которая должна выйти по результатам нашего проекта. Всё это волнительно, но очень вдохновляет!

Лиза: Скорее, наверное, нет, чем да. Это, конечно, был очень интересный опыт, и я полностью осознаю полезность digital humanities для современной исторической науки, но все-таки мне более привычно работать с традиционными методиками.

Интервью брала студентка Савельева Алена