• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
28
Апрель

Полина Седлова об обучении в Университете Pompeu Fabra (Испания)

Мечта, любовь, независимость - эти три слова у Полины Седловой, студентки 3 курса программы “Международные отношения” ассоциируются с ее поездкой в Барселону по программе академической мобильности. Если вы когда-нибудь задумывались над тем, чтобы получить опыт обучения за рубежом (и тем более если уже мысленно представляли себя резидентом испанского вуза), это интервью точно для вас.

На каком курсе ты поехала по программе международной мобильности и в каком университете ты училась эти полгода?

Я поехала на академическую мобильность во втором полугодии второго курса в университет Pompeu Fabra в Барселоне, Испания.

Как ты узнала о мобильности?

В целом, я знала, что в Высшей школе экономики есть возможность поучиться в другой стране.

Изначально мне казалось, что это очень дорого, и эта возможность не для меня. Но после успешного окончания первого курса, как-то раз в августе, я увидела сообщение в телеграм-канале Вышки о том, что открыт набор заявок на мобильность, и подумала, что это знак. Я решила изучить эту тему: посмотрела много видео на ютубе, поискала информацию на сайте Вышки и приняла решение, что не могу не попробовать.

Были ли какие-то условия, которые нужно было соблюсти, чтобы подать заявку?

Насколько я знаю, чтобы подать заявку на академическую мобильность, нужно проучиться хотя бы один полный год в Вышке и подготовить пакет документов. Среди прочего в него входит индивидуальный учебный план, который составляется вместе с учебным офисом. Также   необходимо написать мотивационное письмо, составить примерную смету расходов.  Еще можно подать заявку на стипендию от HSE Endowment Fund, чтобы получить дополнительную финансовую поддержку.

Мы плавно перешли к финансированию. Жизнь в Барселоне не из дешевых. Расскажи, как тебе удалось получить стипендию, а может и заработать.

До последнего момента, когда я уже садилась в самолет, я задавалась вопросом, откуда буду брать деньги на жизнь в Европе, потому что жить в Москве дорого, а жить в Барселоне еще дороже. Еще не стоит забывать, что хочется не просто выживать, а жить интересно и получать новый опыт. Мне очень помогла стипендия от HSE Endowment Fund. Чтобы ее получить, после отбора на мобильность и после того, как принимающий университет прислал приглашение, необходимо подготовить ответы на вопросы (что-то вроде сочинения, разбитого по пунктам). Я писала о том, почему моя мобильность будет полезна Вышке, и что я хочу получить сама от этой мобильности. Также во время учебы в Барселоне я начала работать в онлайн-школе, что мне тоже очень пригодилось.

Индивидуальный учебный план. Как это работает?

Я училась в Испании на английском языке, потому что для обучения на испанском, нужно иметь уверенный уровень для понимания сложных предметов и соответствующий сертификат на знание испанского. Говоря об учебных дисциплинах, в процессе поиска университетов, я ориентировалась на предметы, которые были доступны. Я должна была выбрать наиболее близкие дисциплины по тематике, чтобы мне их перезачли в Вышке. Мобильность должна закрыть минимум 50% кредитов, которые запланированы на семестр. Я брала в Испании 4 предмета, но они были достаточно объемными, как политическая и экономическая история на 1 курсе у нас в Вышке. Некоторые предметы я параллельно проходила в ВШЭ в онлайн-формате. Здесь, конечно, свою роль сыграл COVID-19 в том плане, что это было проще организовать, но, думаю, что и сейчас можно найти компромисс в этом вопросе. Почему я сделала именно так? Я учусь на бюджете и с переносом предметов на следующий учебный год могут возникнуть проблемы. Также, если не нашлось альтернативы майнору в другом вузе, то есть возможность спокойно проходить его в Вышке, потому что все майноры проводятся онлайн.

Чтобы подать заявку, тебе требовалось сдать IELTS или иной международный тест на проверку уровня английского языка?

Я не сдавала IELTS. В целом, сертификат международного образца обязателен далеко не во всех принимающих университетах. В Испании мне он был не нужен. Тут было два варианта: либо нужно сдать другой экзамен (у меня есть сертификат FCE), либо нужно заполнить специальную форму, которую подписывает твой преподаватель английского языка из университета и в этой форме просто подтверждается владение всеми навыками языка на уровне B2 и выше.

Твой отъезд как-то повлиял на ход курсовой работы?

Абсолютно нет. Вся наша работа с научным руководителем в процессе написания работы проходила онлайн, и мы не столкнулись ни с какими сложностями. Даже наоборот, мне было очень интересно писать курсовую работу о регионе, в котором я и находилась эти полгода.  Курсовая работа не была обязательной, но мне захотелось потренироваться перед третьим курсом. Я участвовала в подготовке «проектной курсовой работы» - ее особенность была в том, что студенты работали в соавторстве в группах по 2-4 человека. Также была возможность выбрать максимально интересное направление исследования, тему нужно было утвердить только с научным руководителем. Мы работали по тематике сепаратизма в Испании под руководством Юлии Александровны Белоус. После нескольких организационных онлайн-встреч с научным руководителем мы с напарницей вместе разработали план курсовой работы и написали введение. Главы основной части распределяли по интересам. Находясь в столице Каталонии, я могла наблюдать за повесткой в реальном времени. В библиотеке UPF я просмотрела и проанализировала целый стеллаж книг о "каталонизме" и баскском радикальном национализме. Читала на испанском и каталанском языках. А ещё я много расспрашивала одногруппников на тему своего исследования и проверяла гипотезы. Такие интервью, а также глубокая экспертиза моего научного руководителя помогали двигаться в правильном направлении.

Где ты жила в Испании?

В Испании нет таких общежитий, о которых думает типичный российский студент. Испанские общежития больше похожи на отели. Проживание в них стоит в два раз дороже, чем снимать на airbnb с ребятами квартиру или одному комнату. Плюс, в такие общежития достаточно большая очередь, туда довольно сложно попасть. Я отказалась от этого варианта, поэтому просто сама искала жилье. Некоторые мои знакомые снимали вместе, но я хотела больше общаться с местными жителями, поэтому снимала одна. Сначала я арендовала комнату у одной местной бабушки и общалась с ней. Потом я переехала в “коливинг” в центр города, где у меня была своя комната с санузлом и общей кухней. Это что-то наподобие коммунальной квартиры. Там я познакомилась с ребятами из разных стран. Мы все общались и рассказывали друг другу о своем опыте жизни в Барселоне. Все расходы на проживание я покрывала сразу, поэтому внести оплату до начала кризиса. Получилось около 30-50 тысяч рублей в месяц.

Сколько у тебя уходило на жизнь?

Проездной стоил около 3 тысяч рублей в месяц. На продукты уходило около 30 тысяч и на квартиру столько же. На кофе, столовую и кафе приходилось тратить больше, чем в Москве, потому что в Испании питаться вне дома недешево.

Университет. Какие у тебя общие впечатления от университета и сильно ли он отличается от Вышки?

Я была в полном восторге от этого университета. К тому же, еще когда я смотрела сайт вуза, я представляла, как там будет круто. Он мне очень понравился по нескольким причинам. Во-первых, в UPF очень ждут international students. Для них это очень важно. Преподаватели радуются, когда узнают, что ты иностранный студент и можешь поделиться своим уникальным опытом. Во-вторых, мне очень импонировала организация самого процесса обучения, потому что курсы длились меньше, но количество учебных часов в неделю было больше. Поэтому изучение предмета длилось не полгода, а 3 месяца. Также в университете не было автоматов, это касалось всех дисциплин любой важности, но система “накопа” все же работала. Важным отличием UPF от ВШЭ является формат домашних заданий: в Испании они практически всегда делаются в группе, даже если это написание эссе. То есть, ты постоянно находишься в процессе обсуждения, пытаешься учитывать мнение каждого человека. Также для меня было интересно столкнуться с таким опытом “демократии” до малейшей детали, потому что в Испании в процессе подготовки группового проекта не может быть главного.  Каждый вносит равный вклад в результат.

О дружбе. Остались ли у тебя с поездки друзья?

Да, да и да. У меня появились две подруги, с которыми мы много переписываемся. Для меня было очень приятно завести друзей из других стран!

Ты приехала в Барселону. Как ты справилась со сложностями первичной адаптации в новой среде?

Я могу сказать, что мне очень сложно заводить знакомства. К тому же, я очень семейный и домашний человек и мне важно быть рядом с близкими. Но Испания была настолько моей большой мечтой, что я не побоялась поехать на полгода одна в другую страну. Сначала было действительно сложновато, но, с другой стороны, каждый день меня приводили в восторг виды Барселоны, и меня это отвлекало. По телефону сначала очень поддерживали семья и мой молодой человек. Затем я начала ходить на учебу. Мне повезло, что нашлись ребята в группе, которые очень хотели вовлечь меня в процесс и познакомить с другими студентами. Также я всегда сидела на первой парте и меня было сложно не заметить. Кстати, я сильно отличалась от остальных. Поняла это, когда на улице больше 15 раз ко мне подходили спросить, из какой я страны.

Твоя стажировка пришлась на очень турбулентный период. Отразилось ли это на учебе и как ты себя чувствовала вдали от дома?

Когда начала меняться обстановка на мировой арене, мне стало немного страшно и получилось так, что буквально через неделю после начала конфликта у меня должен был начаться предмет “международные отношения”. Я очень переживала о том, какой у меня будет преподаватель и что он мне скажет. Но на самом деле, худшие опасения не подтвердились: когда я общалась на тему произошедших изменений, все что я слышала в ответ, оставалось в рамках профессионального диалога и академической этики. Ещё я очень благодарна нашему академическому руководителю, Анастасии Сергеевне Пятачковой, потому что она поддержала меня по зуму и мотивировала не пугаться, не паниковать и оставаться до конца.

Можешь дать Summary твоей академической мобильности для наших читателей!

Эта поездка точно стала поворотным моментом в моей жизни. Я не только воплотила в жизнь свою мечту, у меня еще и изменился взгляд на мир, расширился кругозор из-за того, что я находилась достаточно долго в европейском сообществе. Я начала по-другому смотреть на некоторые вещи: я серьезно задумалась об экологии, о климате, о толерантности. Эта поездка вдохновила меня еще больше изучать мир, причем не только в академическом плане. Мне было очень приятно получить приглашения от ребят со всего света к себе в гости. Теперь у меня уже есть огромный список стран, куда обязательно нужно поехать!

 

Автор: Зайцева София, 2 курс ОП «Международные отношения»