• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Информатика и вычислительная техника»

Как стать участником конкурса научно-исследовательских работ студентов. Часть 1

С 2012 года в Высшей школе экономики проходит конкурс научно-исследовательских работ студентов, название которого чаще всего встречается в виде аббревиатуры “НИРС". Каждый студент узнаёт про конкурс уже в начале первого курса на занятиях БЖД, когда преподаватели и кураторы рассказывают о возможностях получения от участия важных и очевидных бонусов - повышенной стипендии,  рейтинговой прибавки при поступлении в магистратуру, возможности в рабочем режиме ближе познакомиться со своим научным руководителем  и многих других. Кроме того, НИРС – реальная возможность в «боевых условиях» проверить самого себя.

Однако участвуют в конкурсе далеко не все. Именно поэтому было решено сделать небольшой обзор-инструкцию на тему «Как стать участником НИРСа и заодно героем для самого себя». Основываться  будем на опыте, который вынесли из участия в конкурсе студенты МИЭМ НИУ ВШЭ, ставшие призерами и лауреатами в прошедшем  2016 году.

Кто-то из участников еще на 2 курсе или только сейчас начал заниматься наукой, кто-то представил комиссии результат многолетнего труда - среди наших респондентов есть бакалавры, магистранты и выпускники.  

Известно, что в любом процессе всегда самое сложное – начать, то есть принять решение участвовать, что напрямую зависит от того, есть ли главное – материал, исследование, достойные участия в конкурсе.     
Поэтому первый вопрос, который был задан призерам и лауреатам НИРСа прошедшего года, довольно прост, но всегда актуален: где найти перспективную идею и что может стать толчком к исследованию? Выяснилось, что источников  для стимулирования первого шага в самом начале студенческой самостоятельной научной работы немало.

1. Научный руководитель.
Этот способ оказался самым популярным. Особенно среди бакалавров, многие из которых только подступаются к научной работе, когда помощь наставника особенно необходима. Именно научный руководитель – тот человек, который поможет выбрать интересную и, что важно, актуальную область исследования. Плюс всегда подскажет и поможет в процессе самой работы. Как известно, научный руководитель всегда является самым естественным и органичным врагом студенческой лени. И здесь важно отметить, что взаимодействие с научным руководителем – процесс обоюдный. От руководителя студент ожидает затрат сил, времени – руководитель вправе ожидать соответствующей отдачи от студента.   
Важность конструктивного диалога с руководителем при работе отмечали многие наши лауреаты.

2. Профориентационные семинары, коих в Вышке проходит великое множество – было бы желание.
“Тему я выбирала довольно долго, хотелось заняться чем-то интересным для себя. Помогло, что на профориентационных семинарах перед нами выступали преподаватели с разных кафедр, описывали, чем занимаются, упоминали примерные названия тем” - рассказала студентка 3-го курса бакалавриата Александра Бойкова, занявшая второе место с работой «Разработка программных модулей и 3D моделей для тренажёра языка жестов на основе Leap Motion». Действительно, профориентационные семинары - отличный способ узнать больше о самых разных областях науки. Подобные мероприятия помогают студентам определить сферу интересов, определиться, где же стоит попробовать свои силы. Там же можно и тему найти.

3. Продолжить начатое.
Другими словами, развить уже законченную работу в более широкое исследование. Или выделить и детальнее рассмотреть какую-то конкретную область в существующей собственной работе. Отталкиваться можно хотя бы от курсовой. Соавтор работы “Квантовые размерные эффекты в висмутовых наноструктурах” Егор Седов, 2 курс магистратуры, пришел к своей теме именно так: 
“Поступив в магистратуру я решил писать магистерскую диссертацию у Арутюнова К.Ю. Он согласился стать моим научным руководителем и предложил мне заняться этой работой. Пару лет назад он со своей группой провел эксперимент, но теоретическим обоснованием эксперимента с тех пор так никто и не занялся. Вот он и предложил мне провести теоретический расчёт, чтобы результаты, полученные в ходе эксперимента, были подкреплены и теорией”.

Похожим образом определилась с направлением и Евгения Вавилова, выпускница и автор работы на тему  “Исследование разложения аммиака при формировании нитридных плёнок методом аммиачной молекулярно-лучевой эпитаксии”, лауреат НИРСа. “Однажды я осталась в Лаборатории твердотельных структур Курчатовского комплекса НБИКС-технологий после летней практики и стала участвовать в исследованиях лаборатории. Работа является продолжением уже проводившейся серии экспериментов. Пришло время изучения именно этого вопроса, были найдены статьи, предлагающие метод и методику оценки влияния металлов на разложение аммиака. Для диплома было проведено два эксперимента в дополнение к уже имевшемуся исследованию”  - рассказала Евгения.

4. Озарение/инсайт/идея в чистом виде – та идеальная отправная точка, о которой мечтает любой ученый. Как и положено идеальной ситуации-мечте, случается далеко не со всеми. Если уж поймал идею – держи за хвост! Не поймал – ничего страшного. В конце концов, как известно, всё уже давно придумано. Кстати, именно по этой причине  часто встречается история, когда изобретение лежит не в плоскости рождения новой идеи, а в сфере применения новых методов реализации уже существующих идей. Собственно, именно новый метод в данном случае и есть изобретение, новация, ноу-хау.

Так, к примеру, Вадим Казаков, студент 2 курса бакалавриата, разработал систему SMART MIRROR c применением технологии дополненной реальности под руководством А.Ю.Ролича. Вадим рассказал:  “Идея родилась почти сама собой: хотелось создать предмет из области IOT [Internet of Things], начали искать проблемы повседневной, бытовой жизни, нашли как основную нехватку времени на проверку пробок утром, чтение новостей, листание ленты в вк/инстаграме и тд. Ну или вещь купить хочется, а примерить нельзя.  Вот мы и придумали, как можно эти проблемы решить. Конечно, мы вернулись к уже созданной кем-то идее, но наш метод решения - нечто новое. Мы не остановились на прототипе” . Казалось бы, мысль уже существовавшая и даже кем-то реализованная - возможности чистить зубы и одномоментно получать важную информацию прямо рядом со своим отражением или, к примеру, заранее оценить, подходят ли тебе желаемые макияж, прическа - стали реальными не так давно. Но когда видишь новый путь, по которому мало кто прошел, то так и тянет  ступить на него и ощутить новую почву под ногами. Именно так Вадим пришел к решению сделать Умное зеркало, способное заменить статус-бар и панель уведомлений вашего телефона, что принесло ему звание лауреата конкурса НИРС.

Выше мы привели примеры того, что стало отправной точкой для работы нынешних лауреатов конкурса НИРСов. Разумеется, список можно увеличить, если расширить круг респондентов. Но представляется важным отметить главное: нет универсальных способов того, как  подступиться к работе – в каждом случае рождается свой опыт. Всё зависит от целого комплекса обстоятельств. Важно стараться их видеть и учитывать при планировании предстоящего рабочего процесса, принимая эти обстоятельства и не озираясь с вопросом «А как это было у других?».  И, разумеется, не упускать свой шанс!    
 А сейчас несколько практических советов от наших лауреатов тем, кто задумывается по поводу собственной научно-исследовательской деятельности.

1. Не бойся  
Жизнь непредсказуема, и никогда не знаешь, где тебе пригодится тот или иной навык, то или иное знание. Александра Бойкова, успешно преодолевшая сомнения и трудности, дала совет начинающим ученым: 
“В науке себя пробовать стоит! Проведение собственного исследования позволяет открыть для себя много чего интересного и нового, хоть это и кажется очень трудным. Сам процесс обучит новым навыкам: профессиональным и не только. Да и  чувство удовлетворения от достижения поставленной цели стоит всех приложенных усилий”.

2. Не затягивай
Самый популярный совет: начинайте как можно раньше. Страшно? Смотри пункт 1 и действуй! Как метко заметил один из участников Юрий Золотухин,  “…чем раньше созреешь для этого, тем больше перспектив будет открыто для дальнейшего роста. Но не стоит забывать поговорку: "Лучше поздно, чем никогда"”. “Начинайте как можно скорее углубляться в предметную область, когда есть уверенность в собственных силах, запас по времени и достаточная теоретическая подготовка”  - советует Вадим Казаков.

3. Не упускай свой шанс  
Появилась мысль? Как сказал победитель конкурса в этом году: 
“Если есть идея, то надо обдумать ее выполнимость, найти помощников, руководителя, и вперед, к реализации задуманного” . Не жди, пока твою задумку сделает реальностью кто-то другой.

4. Не останавливайся, если начал  
“Бывают такие моменты, когда по мере проектирования или анализа аналогов понимаешь, что подобное уже есть. Порой приходят вопросы "Да кому это вообще нужно?", "Зачем я это делаю?". Отбросьте такие мысли. Коли начал - нужно жечь до победного.” - наставляет Антон Фахразеев.

5. Адекватно воспринимай критику  
Во время работы над проектом ты получаешь опыт, а не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому, как сказал Александр Шебанин, “научитесь адекватно относиться к ошибкам и грамотно воспринимать критику”.  
  
Последнее, но не менее важное, чем всё, сказанное выше.  
Очень важно отметить, что современный мир инженерных и технических исследований во многом ориентирован на командную, коллективную работу. Есть целые области, где по-другому сегодня и быть не может.  Поэтому, чем чаще именно в студенческие годы вы будете участвовать  в командных проектах, тем больше вы в итоге приобретете необходимых навыков, которые понадобятся в недалеком будущем в «большой жизни». Умение работать в коллективе сейчас высоко ценится работодателями, так как рабочие проекты с каждым годом все труднее и масштабнее. При этом, по мнению социологов, люди в наши дни все больше стремятся к индивидуализму.

И здесь хочется отметить, что в коллективной работе важны не только профессиональные компетенции (это само собой), но еще и коммуникативные навыки, способность коррелировать собственные амбиции, задачи, интересы, видение ситуации со своей рабочей группой.  “При работе в группе трудности возникают всегда, однако если работают специалисты и знающие люди, то всё решается быстро”  - сказал Антон Фахразеев.   
Успешно завершенный командный проект - подтверждение строчки “умение работать в команде” в будущем резюме.

Одним словом, ищите людей со схожими профессиональными интересами и творите вместе.  
И еще один совет. Заявки и работы на участие в НИРСе подаются к исходу первого модуля, поэтому, если вы настроились участвовать в осеннем НИРСе, то начните  работать уже сейчас.

Теперь перед вами - примерный алгоритм действий и важные советы от наших лауреатов, то есть от тех, кто добился на этом пути своего первого (а, может быть, уже и не первого) серьезного успеха.

 

Вторая часть обзора-инструкции