• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

58.03.01 Востоковедение и африканистика

Утверждение программы
Протокол заседания Ученого совета 27-09-2019 № 13
Дата обновления паспорта
17.08.2020 решением академического руководителя
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

5 лет

Очная форма обучения, 300

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Конкурентные преимущества программы

 

 В России традиционно высок интерес к Монголии и сопредельным странам и районам, составляющим с ней единый культурный ареал, в частности к Тибету. Это выражается в стремлении к изучению их исторического развития, культуры, письменного наследия, истории и философии буддизма в его тибетской форме. Между тем, учебных центров, дающих возможность подготовить специалистов по данным отраслям знания, предлагающих обучение монгольским и тибетским современными и классическими языками, знакомство с письменными памятниками на этих языках, с историей и литературой этих народов, в Москве нет. В России такого рода направление подготовки осуществляется на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета, а также в университетах столиц национальных автономных республик Бурятии, Калмыкии и Тувы — Улан-Удэ, Элисте и Кызыле. Однако в первом случае подготовка монголоведов ориентирована на богатейшие старокнижные коллекции Санкт-Петербурга, в то время как компетенции, касающиеся современности, включает весьма ограниченно. Во втором ― преподавание рассчитано на овладение знаниями в области генезиса и взаимодействия культур родственных народов. Другие российские, в частности, Московские, высшие учебные заведения востоковедного профиля направлены преимущественно на подготовку специалистов практической сферы без преподавания старописьменного монгольского и тибетского языков и предметов, связанных с культурным наследием этих народов. В мировой образовательной практике предлагаемое сочетание монгольского и тибетского компонентов с углубленным изучением исторических и культурных традиций весьма ограничено (университеты Венгрии, Польши).

Вплоть до недавнего времени в Институте восточных культур и античности РГГУ существовала и успешно реализовывалась четырехлетняя бакалаврская программа по профилю «Языки и литература Монголии и Тибета», которая на настоящий момент закрыта. Таким образом, можно заключить, что ОП «Монголия и Тибет» ИКВИА ВШЭ не имеет аналогов как в российских, так и в зарубежных вузах.

 
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускник программы готовится к осуществлению следующих профессиональных задач:

научно-исследовательские и преподавательские:

● участие в реализации научно-исследовательских проектов в рамках академических институтов и/или экспертно-аналитических центров; 

● преподавание отдельных специальных дисциплин в образовательных организациях (если правила образовательной организации допускают приём на должность преподавателя бакалавра) по всем основным областям изучения азиатского и африканского мира (в т.ч. восточных языков); 

● участие в подготовке учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам. 

 

культурно-просветительские: 

● подготовка публикаций в СМИ, публичных лекций, теле- и радиопередач и иных форм популяризации историко-культурных знаний; 

 

редакционно-издательские: 

● рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ, носящих востоковедный характер, консультирование их авторов; 

● участие в подготовке литературных, публицистических произведений, журналистских материалов и статей к печати; 

 

переводческие: 

● письменный перевод, реферирование и адаптация текстов, включая литературные, с восточных языков; 

 

 

Выпускник ОП «Монголия и Тибет» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская и преподавательская, экспертная, редакционно-издательская, культурно-просветительская, переводческая. 

В соответствии с видом профессиональной деятельности, выпускник готов решать следующие профессиональные задачи: участвовать в проведении научных исследований, связанных с объектами профессиональной деятельности, в подготовке обзоров, отчетов и научных публикаций (их разделов), выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований (на русском и иностранном языках), уметь готовить к изданию тексты переводов памятников, снабженные необходимым научным аппаратом.

 
Характеристики образовательных модулей программы

Программа включает комплекс учебных дисциплин, призванных дать широкие гуманитарные знания в области филологии, истории и культуры Монголии и Тибета, базирующиеся на владении монгольским современным, монгольским старописьменным и тибетским классическим языком. Базой программы является изучение письменного наследия монголов и тибетцев. Также читаются курсы по истории монгольских народов, кочевых цивилизаций, шаманских культов, северной ветви буддийского вероучения, алтайской языковой общности, устного наследия, литературы.

Основные дисциплины:

Современный монгольский язык • Старописьменный монгольский язык • Классический тибетский язык • История литературы Монголии • Тибетоязычная литература монголов • История литературы Тибета • История и философия буддизма • Фольклорные традиции и мифология Монголии и Тибета • Этнология Монголии и Тибета • Искусство Монголии и Тибета • Монгольское языкознание: теоретическая и сравнительноисторическая грамматика, диалектология монгольских языков • География Центральной Азии

 

Проектная и научно-исследовательская работа студентов включает учебную практику, которая может проводиться в различных формах и отличаться как местом проведения, так и содержательной частью.

Учебная практика проводится в следующих формах, выбор которых определяет конкретная  ОП: 

Способы проведения учебной практики: стационарная или выездная. 

Научно-исследовательская работа проводится студентами под руководством научного руководителя как в рамках научно-исследовательских семинаров, так и при подготовке курсовых работ, ВКР, других формах.

Формами проектной работы могут являться: выполнение студентом отдельного самостоятельного проекта (индивидуально или в группе); подготовка к публикации исторических, литературных и прочих источников; самостоятельная работа студента, направленная на решение актуальных задач в области профессиональной деятельности в рамках дисциплины направления подготовки;  участие в научных проектах  структурных подразделений НИУ ВШЭ и других организаций; участие в международных конкурсах и грантах, школах (организуемых как НИУ ВШЭ, так и другими российскими и зарубежными учреждениями и организациями). Важной составляющей частью проектной деятельности, направленной на формирование социально-личностных компетенций, является участие студентов в волонтерском движении, социальных проектах, реализуемых как НИУ ВШЭ, так и другими организациями и учреждениями. 

 

 

 

 

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Монголия и Тибет»

Перейти к содержанию программы