Паспорт образовательной программы
06.03.01 Биология
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
Программа направлена на подготовку междисциплинарных специалистов, обладающих разноплановыми знаниями в области биологии, нейронауки, когнитивистики и других смежных сферах. Уникальность бакалавриата заключается в приобретении студентами компетенций в области биологии и когнитивных наук в рамках одной учебной программы, что достигается за счет изучения комплекса разносторонних и при этом взаимосвязанных дисциплин, нацеленных на углубленное изучение как базовых фундаментальных предметов, так и современных смежных направлений. Программа также включает активную научно-исследовательскую работу и сфокусирована на развитии востребованных практических навыков.
Особенности программы
• Привлечение к преподаванию ведущих ученых и активно работающих практиков-исследователей в современных областях нейробиологии, нейротехнологии и психофизиологии.
• Междисциплинарный подход и углубленное изучение основ биологии, биохимии, генетики, нейробиологии, психофизиологии и когнитивных процессов.
• Структура учебного плана позволяет сформировать студенту индивидуальную траекторию обучения, самостоятельно выбрав интересующие и наиболее релевантные для будущей карьеры курсы, практики и проекты.
• Большой блок практических занятий в лабораториях на протяжении всего периода обучения.
• Востребованность выпускников на рынке труда в широком спектре направлений: в научно-исследовательском секторе; в компаниях в области нейротехнологий и когнитивных технологий.
• Возможность продолжить обучение в ведущих российских и зарубежных магистратурах.
Выпускники данной образовательной программы смогут применить свои навыки в области когнитивной нейронауки и будут востребованы в:
• ведущих научно-исследовательских институтах России и зарубежных научно-исследовательских центрах;
• коммерческих структурах, нацеленных на внедрение научных разработок в области нейро- и биотехнологий в производство;
• Research & Development ведущих нейро- и биотехнологических компаний и стартапов;
• производственной сфере и многих других, где требуются профильные знания и навыки решения прикладных задач.
В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):
ПК-1: Способен осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по заданной теме в области клеточной и молекулярной биологии, генетики и биотехнологии
ПК-2: Способен применять полученные навыки работы на современной научно-исследовательской аппаратуре при решении задач в области клеточной и молекулярной биологии, вирусологии, генетики и биотехнологии
ПК-3: Способен критических оценивать применимость концепций, моделей, методов, способов и инструментов в избранной области клеточной и молекулярной биологии
ПК-4: Способен использовать полученные знания теоретических основ молекулярной и клеточной биологии, применять методы исследования биологических макромолекул
ПК-5: Способен применять полученные знания основ эволюционной теории в исследованиях в области клеточной и молекулярной биологии, микробиологии, генетики, биологии развития и биотехнологии
ПК-6: Способен планировать и проводить исследования в области клеточной и молекулярной биотехнологии в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда
ПК-7: Способен руководствоваться основами биоэтики на разных уровнях их организации
ПК-8: Способен применять знание принципов структурно-функциональной организации, выбирать и использовать основные физиологические, цитологические, биохимические, биофизические методы исследования для решения профессиональных задач
ПК-9: Способен воспринимать и осознавать себя как профессионала, критически оценивать свою деятельность
ПК-10: Способен в соответствии с поставленной целью осуществлять измерение и оценку развития, психофизиологических параметров и психологических характеристик человека (индивида, личности, индивидуальности) и Группы с помощью релевантных методов/методик
ПК-11: Способен в соответствии с поставленной целью определить потребность в психологическом воздействии, подготовить и провести психологическое воздействие, измерить его эффективность.
ПК-12: Способен осуществлять психологическое сопровождение процессов, ведущих к изменениям в психологических состояниях и поведении человека и группы Научно-исследовательская деятельность (НИД)
ПК-13: Способен к планированию и проведению психологического исследования, обработке, содержательной интерпретации и представлению его результатов.
Содержание программы
Уникальные лекционно-семинарские курсы были созданы с привлечением нейробиологов и физиологов из профильных институтов РАН и структурных подразделений НИУ ВШЭ, проводящих исследования по наиболее актуальным направлениям когнитивной нейробиологии.
Базовая часть
Базовая часть программы состоит из четырех блоков. Помимо широкого спектра биологических и нейробиологических дисциплин, в программу включена фундаментальная подготовка по математике и химии.
Блок «Математика»
• Математический анализ
• Линейная алгебра
• Дифференциальные уравнения
• Теория вероятностей и математическая статистика
Блок «Химия»
• Общая и неорганическая химия
• Органическая химия
• Биохимия
Блок «Биология»
• Основы цитологии
• Зоология беспозвоночных
• Зоология позвоночных
• Клеточная биология: основы биопроцессов
• Биофизика
• Генетика
Блок «Нейробиология»
• Анатомия и физиология человека
• Филогенез нервной системы
• Психофизиология
• Нейрофизиология развития и его нарушения
• Моделирование поведенческих и нейрональных процессов
• Прикладная нейронаука
• Нейрохимия
• Когнитивные и аффективные процессы
Вариативная часть
Ряд профильных дисциплин, которые студент выбирает самостоятельно в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
Блок «Дисциплины по выбору»
• Методы исследования и анализа данных для когнитивных наук
• Психология и психофизиология спорта
• Искусственные нейронные сети и машинное обучение
• Клиническая психофизиология
• Современные методы нейровизуализации
• Психология и нейрофизиология языка и речи
Практики и научно-исследовательская работа студентов проходят в институтах-партнерах (Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН и Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН), а также в Институте когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ.
В итоге система взаимосвязанных курсов, читаемых известными учеными и лучшими университетскими преподавателями, с самого начала обучения дает студентам фундаментальную и практическую подготовку в сочетании с возможностью выбора образовательной траектории.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Когнитивная нейробиология»