• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
04
Февраль

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

06.03.01 Биология

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета № 13 от 26.11.2021 г.
Дата обновления паспорта
протокол Академического совета бакалаврской программы "Когнитивная нейробиология" от 17.11.2022 №1
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Конкурентные преимущества программы

Программа направлена на подготовку междисциплинарных специалистов, обладающих разноплановыми знаниями в области биологии, нейронауки, когнитивистики и других смежных сферах. Уникальность бакалавриата заключается в приобретении студентами компетенций в области биологии и когнитивных наук в рамках одной учебной программы, что достигается за счет изучения комплекса разносторонних и при этом взаимосвязанных дисциплин, нацеленных на углубленное изучение как базовых фундаментальных предметов, так и современных смежных направлений. Программа также включает активную научно-исследовательскую работу и сфокусирована на развитии востребованных практических навыков.

Особенности программы

• Привлечение к преподаванию ведущих ученых и активно работающих практиков-исследователей в современных областях нейробиологии, нейротехнологии и психофизиологии.

• Междисциплинарный подход и углубленное изучение основ биологии, биохимии, генетики, нейробиологии, психофизиологии и когнитивных процессов.

• Структура учебного плана позволяет сформировать студенту индивидуальную траекторию обучения, самостоятельно выбрав интересующие и наиболее релевантные для будущей карьеры курсы, практики и проекты.

• Большой блок практических занятий в лабораториях на протяжении всего периода обучения.

• Востребованность выпускников на рынке труда в широком спектре направлений: в научно-исследовательском секторе; в компаниях в области нейротехнологий и когнитивных технологий.

• Возможность продолжить обучение в ведущих российских и зарубежных магистратурах.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускники данной образовательной программы смогут применить свои навыки в области когнитивной нейронауки и будут востребованы в:

• ведущих научно-исследовательских институтах России и зарубежных научно-исследовательских центрах;

• коммерческих структурах, нацеленных на внедрение научных разработок в области нейро- и биотехнологий в производство;

• Research & Development ведущих нейро- и биотехнологических компаний и стартапов;

• производственной сфере и многих других, где требуются профильные знания и навыки решения прикладных задач.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):

ПК-1: Способен осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по заданной теме в области клеточной и молекулярной биологии, генетики и биотехнологии

ПК-2: Способен применять полученные навыки работы на современной научно-исследовательской аппаратуре при решении задач в области клеточной и молекулярной биологии, вирусологии, генетики и биотехнологии

ПК-3: Способен критических оценивать применимость концепций, моделей, методов, способов и инструментов в избранной области клеточной и молекулярной биологии

ПК-4: Способен использовать полученные знания теоретических основ молекулярной и клеточной биологии, применять методы исследования биологических макромолекул

ПК-5: Способен применять полученные знания основ эволюционной теории в исследованиях в области клеточной и молекулярной биологии, микробиологии, генетики, биологии развития и биотехнологии

ПК-6: Способен планировать и проводить исследования в области клеточной и молекулярной биотехнологии в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда

ПК-7: Способен руководствоваться основами биоэтики на разных уровнях их организации

ПК-8: Способен применять знание принципов структурно-функциональной организации, выбирать и использовать основные физиологические, цитологические, биохимические, биофизические методы исследования для решения профессиональных задач

ПК-9: Способен воспринимать и осознавать себя как профессионала, критически оценивать свою деятельность

ПК-10: Способен в соответствии с поставленной целью осуществлять измерение и оценку развития, психофизиологических параметров и психологических характеристик человека (индивида, личности, индивидуальности) и Группы с помощью релевантных методов/методик

ПК-11: Способен в соответствии с поставленной целью определить потребность в психологическом воздействии, подготовить и провести психологическое воздействие, измерить его эффективность.

ПК-12: Способен осуществлять психологическое сопровождение процессов, ведущих к изменениям в психологических состояниях и поведении человека и группы Научно-исследовательская деятельность (НИД)

ПК-13: Способен к планированию и проведению психологического исследования, обработке, содержательной интерпретации и представлению его результатов.

Характеристики образовательных модулей программы

Содержание программы

Уникальные лекционно-семинарские курсы были созданы с привлечением нейробиологов и физиологов из профильных институтов РАН и структурных подразделений НИУ ВШЭ, проводящих исследования по наиболее актуальным направлениям когнитивной нейробиологии.

Базовая часть

Базовая часть программы состоит из четырех блоков. Помимо широкого спектра биологических и нейробиологических дисциплин, в программу включена фундаментальная подготовка по математике и химии.

Блок «Математика»

• Математический анализ

• Линейная алгебра

• Дифференциальные уравнения

• Теория вероятностей и математическая статистика

Блок «Химия»

• Общая и неорганическая химия

• Органическая химия

• Биохимия

Блок «Биология»

• Основы цитологии

• Зоология беспозвоночных

• Зоология позвоночных

• Клеточная биология: основы биопроцессов

• Биофизика

• Генетика

Блок «Нейробиология»

• Анатомия и физиология человека

• Филогенез нервной системы

• Психофизиология

• Нейрофизиология развития и его нарушения

• Моделирование поведенческих и нейрональных процессов

• Прикладная нейронаука

• Нейрохимия

• Когнитивные и аффективные процессы

Вариативная часть

Ряд профильных дисциплин, которые студент выбирает самостоятельно в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

Блок «Дисциплины по выбору»

• Методы исследования и анализа данных для когнитивных наук

• Психология и психофизиология спорта

• Искусственные нейронные сети и машинное обучение

• Клиническая психофизиология

• Современные методы нейровизуализации

• Психология и нейрофизиология языка и речи

Практики и научно-исследовательская работа студентов проходят в институтах-партнерах (Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН и Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН), а также в Институте когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ.

В итоге система взаимосвязанных курсов, читаемых известными учеными и лучшими университетскими преподавателями, с самого начала обучения дает студентам фундаментальную и практическую подготовку в сочетании с возможностью выбора образовательной траектории.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Когнитивная нейробиология»

Перейти к содержанию программы