• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Рецепция античности в русской литературе"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: знать: Основные принципы комментирования художественного текста; Oсновные методики анализа поэтического текста (историко-литературное комментирование, анализ поэтики и стилистики, стиховедческий анализ); Базовые этапы развития и основные имена античных (греческих и римских) авторов, оказавших особое влияние на развитие европейской и в частности русской литературы; основные этапы рецепции античной традиции в русской поэзии и прозе XIX– XXI вв.; Основные структурные элементы письменного научного исследования; Основные принципы создания письменного текста академического характера (или научного исследования); Основной круг библиографических источников. уметь: Создавать самостоятельное научное исследование; Выявлять в художественном тексте фрагменты, подлежащие комментированию; Уметь составлять библиографические описания, искать библиографическую информацию, ориентироваться в библиографической информации владеть: Навыком написания текста академического характера; Навыком библиографического поиска и описания печатных и электронных изданий; Навыком самостоятельного конспектирования и реферирования научных статей, связанных с основной темой курсовой работы; Навыком публичной презентации и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Рецепция античности в русской литературе» являются овладение студентами основными методами академического исследования главным образом на материале текстов ХIХ–XXI вв., апеллирующих тем или иным образом к античной литературе; освоение навыков историко-литературного комментирования художественного текста; формирование у студентов представлений о закономерностях литературного процесса и их неразрывной связи с историческим контекстом и социо- культурной ситуацией; выработка основных технических навыков литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др.; освоение базовых принципов создания текста академического характера (в данном случае – курсовой работы); ие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • прочтение заданной научной литературы, понимание её содержания, спобоность обсудить и критически проанализировать представленные в предложенной научной литературе концепций
  • прочтение заданной научной литературы, понимание её содержания, способность обсудить и критически проанализировать представленные в предложенной научной литературе концепций
  • выступление с докладом по курсовой работе, рецензирование других докладов, участие в дискуссии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История изучения античности в Новое время в Европе и России
    История «открытия» и изучения античности. Античность в эпоху Возрождения. Историческое осмысление античности в эпоху «романтического переворота». И. Винкельман и его «История искусства древности» (1764). Роль археологических открытий в развитии представлений об античной литературе.
  • Особенности рецепции и изучения античности в советское и постсоветское время
    Переводы античных авторов как культурная практика. Проблема социального статуса переводчиков в советскую эпоху. Специфика положения переводчиков с мертвых языков. Роль академических институций, издательств, дружеских кружков для формирования идентичности переводчика и филолога-классика. Современная рецепция античности
  • Обсуждение и рецензирование докладов по курсовой работе
    Выступление студентов с предварительной рассылкой материалов к обсуждению, участие в дискуссии научного руководителя курсовой работы и всех членов семинара.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий реферирование научной литературы
  • неблокирующий доклад по курсовой
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.42 * доклад по курсовой + 0.29 * работа на семинарских занятиях + 0.29 * реферирование научной литературы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hardwick, L., & Stray, C. (2008). A Companion to Classical Receptions. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=323195
  • Античность. Европа. История., Шичалин Ю. А., 1999
  • Избранные труды, Вацуро В. Э., 2004
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко У., Костюкович Е., 2001
  • Об античной поэзии: поэты, поэтика, риторика, Гаспаров М. Л., 2000
  • Очерк истории европейского стиха, Гаспаров М. Л., 2003
  • Русская Античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России : программа - конспект лекционного курса, Кнабе Г. С., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A. De Villiers. (2012). A Companion to Classical Receptions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DE15D996
  • Johnson, M. (2019). Antipodean Antiquities : Classical Reception Down Under. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2004286
  • Античность и культура Серебряного века : к 85 - летию А. А. Тахо - Годи, Тахо-Годи Е. А., 2010
  • Всеобщая история. Т.1: Древний Восток и античность, Васильев Л. С., 2007
  • Культура и политические ценности. Античность. Запад. Россия, Строгецкий В. М., 1997
  • Пушкин : Биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман Ю. М., 2003