• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ключевые тексты немецкоязычных литератур

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой части общепрофессионального цикла дисциплин. Она знакомит студентов с текстами немецкоязычной литературы, имеющими основополагающее значение в осмыслении мирового литературного процесса и непременно входящие в круг чтения специалиста филолога, независимо от его специализации. Курс снабжает студентов филологическим инструментарием, который позволяет профессионально подходить к чтению и анализу различных текстов, прежде всего, немецкой и австрийской литературы. В результате освоения данного курса студент должен ознакомиться с важнейшими художественными произведениями немецкоязычной литературы и научиться анализировать тексты различных исторических эпох и стилей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с ключевыми, наиболее важными для взаимодействия русской и немецкой культуры текстами, прежде всего, немецкой, а также других литератур, использующих немецкий язык.
  • Овладение навыками чтения и анализа немецких художественных текстов, профессиональной терминологией
  • Формирование представления об истории немецкой литературы, ее ключевых этапах, начиная с раннего Нового времени
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление об истории развития немецкой поэзии и о творчестве ведущих авторов, включая Й.-В. Гёте; читает и анализирует немецкие поэтические тексты соответствующего периода.
  • Имеет представление о немецком романтизме и стиле Бидермайер, об основных вехах творчества Э.-Т.-А. Гофмана; умеет анализировать тексты соответствующей эпохи
  • Имеет представление о творчестве Ф. Кафки и умеет делать анализ идей и образов в контексте литературы абсурда.
  • Владеет информацией о творчестве Т. Манна. Умеет делать анализ его произведений в исторической перспективе.
  • Знаком с ключевыми текстами Б. Брехта и Г. Бёля; способен анализировать немецкую драму довоенного и послевоенного периода; знает основные направления послевоенной немецкой литературы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Немецкая поэзия XVIII и первой трети XIX вв.
    Изучение лирики Й.-Х. Гюнтера, Ф.-Г. Клоппштока, Ф. Шиллера, Й.-В. Гете, В. Мюллера и др. Исследование основных мотивов и структуры. Анализ переводов произведений этих авторов в сравнении с оригиналами, изучение влияния данных текстов на русскую литературу и культуру. Жизнь и творчество Гёте. Трагедия «Фауст» («Faust»). Ранний романтизм и история создания трагедии. Влияние идей протестантской религиозно-мистической философии на Гете. Анализ основных мотивов, образов героев и сюжетных линий трагедии «Фауст».
  • Поздний романтизм и Бидермайер, творчество Э.-Т.-А. Гофмана
    История развития романтизма в Германии. Основные направления. Посленаполеоновская Германия. Эстетика Бидермайера. Жизнь и творчество Гофмана. Мистицизм Гофмана. «Золотой горшок» (Der goldene Topf). Анализ образов и сюжетных линий новеллы «Золотой горшок». Рассмотрение данного текста как «матрицы» позднего романтизма. Природа и человек в новеллах Гофмана.
  • Творчество Ф. Кафки
    Жизнь и творчество Ф. Кафки. Кафка и Гофман. Мистицизм и абсурдизм у Кафки. Проблема одиночества в творчестве Кафки. Отрицание воли и проблема отчаяния. Понятие закона у Кафки. Государство и духовный выбор. Страх, болезнь и здоровье, обратимость и необратимость у Кафки. Новеллы: «Превращение» «Die Verwandlung», «Перед законом» («Vor dem Gesetz»), «Верхом на ведре» («Der Kübelreiter»), «В нашей синагоге» («In unserer Synagoge»), «В исправительной колонии» («In der Strafkolonie»).
  • Творчество Т. Манна
    Жизнь и творчество Т. Манна. Идея романа «Будденброки». «Смерть в Венеции» («Der Tod in Venedig»), «Волшебная гора» («Der Zauberberg»), «Доктор Фаустус» («Doktor Faustus»). Образ Венеции. Красота, извращение и болезнь у Манна. Тема одаренного человека и воля к смерти. Избранность пути и избранность человека. Отклонение от «верного пути». Духовные, теоретические и философские искания Т. Манна.
  • Творчество Б. Брехта и Г. Бёля
    «Трехгрошовая опера» (Dreigroschen Oper), «Мамаша Кураж и ее дети» («Mutter Courage und ihre Kinder»). Жизнь и творчество Б. Брехта. Тема войны и отношение к войне Брехта. Ранние пьесы Брехта. Социальные мотивы. Кабаретизм Брехта. Анализ зонгов «Трехгрошовой оперы» Брехта. Теория эпического театра. «Глазами клоуна» («Ansichten eines Clowns»), «Бильярд в половине десятого» («Billard um halb zehn»). Жизнь и творчество Г. Бёля. Тема войны в его творчестве. Любовь и религиозные нормы поведения. Талант и разложение одаренной личности. Социальное в творчестве Бёля.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, компаративный и критический подход к обсуждаемым идеям. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-тибалльной шкале.
  • неблокирующий Устный доклад
    Каждый студент должен подготовить один доклад, который не должен занимать более 5-10 минут и представлять собой краткий критический анализ той или иной теоретико-литературной идеи (категории, концепции) либо ее приложение к конкретному литературному тексту. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Доклад представляет собой самостоятельный анализ научных текстов или фрагментов текстов, предложенных преподавателем либо подобранных самостоятельно студентом.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Устный доклад + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гиленсон Б. А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-02564-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-vtoroy-poloviny-xx-nachala-xxi-veka-433030

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Добролюбов Н.А. - Очерк истории немецкой литературы... Составлен О. Шталем - Издательство "Лань" - 2013 - 3с. - ISBN: 978-5-507-11547-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8270