• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

45.03.01 Филология

Утверждение программы
Приказ об утверждении № 6.18.1-01/1508-10 от 15.08.2014
Дата обновления паспорта
Протокол Академического совета от 29.08.2019 № 06
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Конкурентные преимущества программы заложены в самом принципе подачи материала и выборе изучаемых дисциплин, а именно в отказе от междисциплинарных границ. Приобретение фундаментальных знаний в области литературоведения сочетается с изучением несколько иностранных языков, что позволяет выпускникам работать с текстами всех уровней сложности на русском и основных европейских языках (в том числе «мертвых»). Ни одна другая программа вузов России не предлагает сейчас филологу одновременного фундаментального изучения и русской, и зарубежной литературы, причем последней в оригинале.

Образовательная программа основана на изучении не только филологических предметов, но и целого ряда теоретических дисциплин, связанных с ключевыми междисциплинарными концепциями в области гуманитарных и социальных наук. Учебные дисциплины в рамках программы распределены таким образом, что позволяют студенту овладеть разнообразными навыками анализа и интерпретации текстов и, что принципиально, применять теорию на практике. Филология представляет из себя средоточие гуманитарного знания в современном мире, а филологическая программа НИУ ВШЭ стремится реализовать эту установку в учебном процессе.

Как следствие, бакалавры приобретают первостепенные навыки чтения текстов – художественных (русская и зарубежная литература), научных, публицистических, общественно-политических, навыки создания текстов (акцент делается на академическом письме, дисциплине, необходимой в современном филологическом учебном цикле), навыки перевода, редакторской и корректорской работы. Большое внимание уделяется практической деятельности студентов: в библиотеках и в рамках разнообразных учебных экспедиций. Кроме того, студенты проходят проектную практику в музеях, архивах и общественных организациях.

Одновременно бакалавры получают знания о современной методологии гуманитарного знания, учатся концептуализировать наблюдения над текстом, осмыслять текст в контексте самых разных словесных проявлений человеческого опыта. В итоге, бакалавры-филологи становятся конкурентоспособными в многочисленных областях и сферах культурной жизни, как в России, так – благодаря интенсивному изучению иностранных языков – и за рубежом.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускник ОП подготовлен к профессиональной деятельности в следующих сферах:

а) в сфере массмедиа, книгоиздания, журналистики, on-line образования (творческая и технологическая деятельность: разработка и реализация концепций и проектов, создание текстов разного профиля и предназначения, редактирование, подготовка к публикации, корректура, общение с аудиторией);

б) в сфере международных общественных и культурных связей (как переводчик, куратор, спичрайтер);

в) в структурах (официальных и общественных), связанных с сохранением, распространением и развитием русского языка, вплоть до разработки государственной политики в области современного русского языка;

г) в сфере культурной и социальной политики, включая общественные и государственные организации, музеи, библиотеки, культурные центры, архивы, т.е. институции, от которых сегодня в России зависит сохранение исторической памяти и развитие процесса культурной самоидентификации;

д) в сфере науки и высшего образования (выбрав продолжение образования в магистратуре – по филологии, школьной словесности или другим гуманитарным направлениям подготовки);

е) в сфере дополнительного и общего образования, связанного с преподаванием русского языка, литературы и иностранных языков (в частности, в организациях, предлагающих изучение иностранных языков и культур, а также в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, специализирующихся с области широкого гуманитарного образования).

Характеристики образовательных модулей программы

Общий цикл

Общий цикл формирует у студентов образовательной программы универсальные компетенции, призванные помочь ему в дальнейшей профессиональной и социальной деятельности, позволяет адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, формирует у студентов базовые навыки к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию.

Профессиональный цикл

Этот модуль образовательной программы подразумевает соединение двух перспектив – лучших традиций историко-филологического комментария и концептуального осмысления литературных текстов в контексте различных парадигм гуманитарного знания. При этом студенты изучают еще и несколько иностранных языков, что позволяет выпускникам работать с текстами всех уровней сложности на русском и основных европейских языках (в том числе «мертвых»).

Базовая часть

Базовая часть призвана дать студентам первостепенные навыки чтения текстов – художественных (русская и зарубежная литература), научных, публицистических, общественно-политических, навыки создания текстов (акцент делается на академическом письме, дисциплине, необходимой в современном филологическом учебном цикле), навыки перевода, редакторской и корректорской работы.

Профильная часть

Профильная часть закрепляет и развивает первостепенные навыки, приобретенные при освоении дисциплин базовой профессиональной части. Изучение дисциплин этого модуля позволяет студентам глубже освоить области профессионального гуманитарного знания.

Вариативная часть               

Этот модуль направлен на осознанный выбор студентами области своей будущей профессиональной деятельности. Набор предлагаемых дисциплин позволяет студентам приобрести навыки письменных и устных выступлений с презентацией результатов собственной работы.

Практики, проекты и научно-исследовательские семинары

Этот модуль дает возможность применить полученные теоретические знания в практической области, подтвердить собственные компетенции в исследовательской или аналитической деятельности при прохождении учебной практики в библиотеках и в рамках разнообразных учебных экспедиций. Кроме того, студенты проходят проектную практику в музеях, архивах и общественных организациях.

Одновременно бакалавры получают знания о современной методологии гуманитарного знания, учатся концептуализировать наблюдения над текстом, осмыслять текст в контексте самых разных словесных проявлений человеческого опыта

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Филология»

Перейти к содержанию программы