• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
19
Октябрь

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

45.03.01 Филология

Утверждение программы
Приказ об утверждении № 6.18.1-01/1508-10 от 15.08.2014
Дата обновления паспорта
Протокол № 7 заседания академического совета от 19.07.2024
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Конкурентные преимущества программы

Конкурентные преимущества образовательной программы «Филология» заложены в самом принципе подачи материала и выборе изучаемых дисциплин, а именно в отказе от междисциплинарных границ. Приобретение фундаментальных знаний в области литературоведения сочетается с изучением трех иностранных языков, что позволяет выпускникам работать с текстами всех уровней сложности на русском и основных европейских языках. Ни одна другая программа в вузах России не предлагает сейчас филологу одновременного фундаментального изучения и русской, и зарубежной литературы, причем последней – на языках оригиналов.

Образовательная программа основана на изучении не только филологических предметов, но и целого ряда теоретических дисциплин, связанных с ключевыми междисциплинарными концепциями в области гуманитарных и социальных наук. Учебные дисциплины в рамках программы распределены таким образом, что позволяют студенту овладеть разнообразными навыками анализа и интерпретации текстов и, что принципиально, применять теорию на практике. Филология является средоточием гуманитарного знания в современном мире, а филологическая программа НИУ ВШЭ стремится реализовать эту установку в учебном процессе.

Как следствие, бакалавры приобретают первостепенные навыки чтения текстов – художественных (русская и зарубежная литература), научных, публицистических, общественно-политических, навыки создания текстов (акцент делается на академическом письме – дисциплине, необходимой в современном филологическом учебном цикле), навыки перевода, редакторской и корректорской работы. Большое внимание уделяется практической деятельности студентов. Студенты проходят практику в издательствах, музеях, архивах, библиотеках и общественных организациях; принимают участие в разнообразных учебных экспедициях.

Одновременно бакалавры получают знания о современной методологии гуманитарного знания, учатся концептуализировать наблюдения над текстом, осмыслять текст в контексте самых разных словесных проявлений человеческого опыта. В итоге бакалавры-филологи становятся конкурентоспособными в многочисленных областях и сферах культурной жизни, как в России, так и – благодаря интенсивному изучению иностранных языков – за рубежом.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускник ОП «Филология» подготовлен к профессиональной деятельности в следующих сферах:

а) в сфере массмедиа, книгоиздания, журналистики, on-line образования (творческая и технологическая деятельность: разработка и реализация концепций и проектов, создание текстов разного профиля и предназначения, редактирование, подготовка к публикации, корректура, общение с аудиторией);

б) в сфере международных общественных и культурных связей (как переводчик, куратор, спичрайтер);

в) в структурах (официальных и общественных), связанных с сохранением, распространением и развитием русского языка, вплоть до разработки государственной политики в области современного русского языка;

г) в сфере культурной и социальной политики, включая общественные и государственные организации, музеи, библиотеки, культурные центры, архивы, т.е. институции, от которых сегодня в России зависит сохранение исторической памяти и развитие процесса культурной самоидентификации;

д) в сфере науки и высшего образования (выбрав продолжение образования в магистратуре – по филологии, школьной словесности или другим гуманитарным направлениям подготовки);

е) в сфере дополнительного и общего образования, связанного с преподаванием русского языка, литературы и иностранных языков (в частности, в организациях, предлагающих изучение иностранных языков и культур, а также в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, специализирующихся в области широкого гуманитарного образования).

Профессиональные компетенции (ПК) выпускника ОП «Филология»:

ПК-1: способен проводить научные исследования в конкретной области гуманитарного знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.

ПК-2: способен создавать тексты различных научных жанров, в том числе научные обзоры, аннотации, рефераты по тематике проводимых научных исследований на русском и иностранных языках.

ПК-3: способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать движущие силы и закономерности исторического процесса.

ПК-4: способен к поиску и анализу различных источников информации в профессиональной и смежных областях знаний.

ПК-5: способен в популярной форме излагать и комментировать информацию по определенным направлениям гуманитарного знания в ходе публичных выступлений, а также в интернет-пространстве.

ПК-6: способен участвовать в разработке, документальном сопровождении и последовательной реализации индивидуального или коллективного проекта, определять его цели задачи, сроки выполнения.

ПК-7: способен осуществлять информационное обеспечение историко-культурной и просветительской работы в рамках деятельности организаций и учреждений культуры.

ПК-8: способен применять в научно-исследовательской и иной профессиональной деятельности полученные знания в области теории и истории русского и иностранных языков для работы с научной информацией.

ПК-9: способен участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами, представлять материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий.

ПК-10: способен редактировать, комментировать, аннотировать, адаптировать и реферировать документы, художественную и научную литературу на русском и английском языках.

ПК-11: способен обеспечивать аналитическими и прочими документами и материалами, координировать и организовывать работу малых коллективов в ходе реализации научно-исследовательских, деловых и иных проектов.

ПК-12: способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию.

ПК-13: способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов.

ПК-14: способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.

ПК-15: способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных.

Характеристики образовательных модулей программы

Профессиональный цикл (Major)

Профессиональный модуль образовательной программы «Филология» подразумевает соединение двух перспектив – лучших традиций историко-филологического комментария и концептуального осмысления литературных текстов в контексте различных парадигм гуманитарного знания. При этом студенты изучают два иностранных языка в дополнение к английскому, что позволяет выпускникам работать с текстами всех уровней сложности на русском и основных европейских языках.

Базовая часть

Базовые дисциплины призваны дать студентам первостепенные навыки чтения текстов – художественных (русская и зарубежная литература), научных, публицистических, общественно-политических, навыки создания текстов (акцент делается на академическом письме – дисциплине, необходимой в современном филологическом учебном цикле), навыки перевода, редакторской и корректорской работы.

Вариативная часть

Этот модуль направлен на осознанный выбор студентами области своей будущей профессиональной деятельности. С первого года обучения для студентов ОП «Филология» предусмотрен научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты получают навыки научной работы в выбранной ими сфере. Ряд учебных дисциплин преподается на английском языке, что способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Набор предлагаемых в рамках данного модуля дисциплин позволяет студентам приобрести навыки письменных и устных выступлений с презентацией результатов собственной работы.

Практика, проектная и научно-исследовательская работа

Этот модуль дает возможность применить полученные теоретические знания в практической области, подтвердить собственные компетенции в исследовательской или аналитической деятельности при прохождении учебной практики в музеях, архивах, библиотеках и общественных организациях и в рамках разнообразных учебных экспедиций. Кроме того, данный модуль включает подготовку курсовых работ и выпускной квалификационной работы, а также проектную (исследовательскую, прикладную, сервисную) деятельность.

Minor

Студентам НИУ ВШЭ предоставляется возможность выбрать дополнительный профиль (Minor). Фактически речь идет о приобретении второй специальности, что помогает при формировании индивидуальной образовательной траектории на уровне магистратуры.

Общий цикл

Общий цикл формирует у студентов образовательной программы универсальные компетенции, призванные помочь ему в дальнейшей профессиональной и социальной деятельности, позволяет адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, формирует у студентов базовые навыки к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию.

Data Culture

Данный модуль позволяет расширить цифровые компетенции студентов: научить их цифровым инструментам работы с информацией, основам программирования на языке Python, основам работы с генеративными моделями и искусственным интеллектом. Навыки программирования и анализа данных востребованы в любой области и дают выпускникам НИУ ВШЭ конкурентное преимущество на рынке труда.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Филология»

Перейти к содержанию программы