• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологический практикум: Методы диагностики детей и подростков

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Практикум по психологи развития рассчитан на более глубокое освоение следующих прикладных вопросов возрастной психологии: психологические трудности детей разного возраста; умение их анализировать; знакомство с основными методиками и приемами индивидуального психологического обследования ребенка и его межличностных отношений в семье. Результатом освоения данного курса является: 1. знание основных психологические проблем, возникающих в отдельные возрастные периоды детства и методов их выявления; 2. умение отбирать стратегии исследования психического развития, методики и техники для выявления специфики психического функционирования ребенка с учетом особенностей возрастных этапов; 3. овладение первичными навыками работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием. Дисциплина изучается в онлайн формате. Основными элементами контроля являются домашнее задание и экзамен (письменный тест).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение студентами ряда методик и приемов индивидуального психологического обследования ребенка и подростка.
  • Формирование способности выделять психологические проблемы и трудности детей разного возраста, связанных с возрастным развитием, уметь их исследовать и анализировать.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Освоение студентами ряда методик (совместный тест Роршаха, тест А. Варга) изучения детско-родительских отношений. Формирование способности выделять психологические проблемы и трудности детей в семье, в отношениях с родителями, уметь их анализировать.
  • Способен выявить и проанализировать особенности отношений привязанности ребенка к значимым другим, используя методику «Рисуночный рассказ» Н. Каплан
  • Способен применить схему контент-анализа ранних воспоминаний А. Адлера к конкретному первому детскому воспоминанию.
  • Способен проанализировать отдельные показатели рисуночных тестов (Рисунок человека; Рисунок семьи) и их взаимосвязи.
  • Способен создать целостный «психологический портрет» ребенка и его взаимоотношений в семье на основе применения рисуночных тестов (Рисунок человека, Рисунок семьи).
  • Способен создать сказку с учетом психологических проблем ребенка.
  • Способен провести методику исследования самооценки ребенка и подростка и клиническую беседу на основании полученных результатов (методика "Лесенка", методика Дембо-Рубинштейн)
  • Способен на основе результатов самооценочных методик сделать вывод об особенностях и проблемах самооценки ребенка и подростка
  • Способен проинтерпретировать результаты по методике детской шкалы Векслера и сделать выводы об особенностях интеллектуального развития ребенка/подростка
  • Способен оценить особенности представлений ребенка об окружающем мире на основе проведенного интервью.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Детско-родительские отношения и их диагностика
    Отношения в системе мать – ребенок и отец – ребенок. Типология неадекватного материнского отношения А. Варга. Пять моделей материнства у женщин, имеющих детей раннего возраста (С.В. Трушкина). Типы отцовства. Совместный тест Роршаха для диагностики нарушений семейного общения (Е.Т. Соколова). Схема анализа поведения партнеров при совместном выполнении теста Роршаха. Каталогизация отклонений в общении. Методика «Каракули Д. Винникота» («игра в закорючки»). Техника «каракулей» Л. Лоуи. Родительские директивы и их исследование.
  • Привязанность и ее диагностика
    Формирование привязанности (Д. Боулби). Изучение привязанности - техника М.Эйнсворт. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.Проективная методика Н. Каплан для определения особенностей эмоциональной привязанности ребенка к матери. Связь детской привязанности и привязанности во взрослой жизни.3. Самооценочная методика «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р. К. Фрейли. «Самооценка генерализованного типа привязанности» К. Бартоломью и Л. Горовица.
  • Ранние воспоминания как метод изучения личности и ее жизненного стиля
    Стиль жизни по А. Адлеру. Формирование жизненного стиля. Ранние воспоминания - путь изучения личности. Схема контент-анализа ранних воспоминаний по А.Адлеру. Исследовательские, диагностические и психотерапевтические цели метода ранних воспоминаний. Классические и современные примеры анализа ранних воспоминаний. анализа.
  • Рисуночные тесты в практике психологического обследования ребенка
    Возможности и ограничения рисуночных методов в диагностической и консультативной работе психолога. Возрастные закономерности, отражающиеся в рисунках. Виды рисуночных тестов. Рисунок семьи. Интерпретации результатов, полученных при использовании методики «Рисунок семьи». Рисунок человека. Критерии оценки умственного развития ребенка на основе анализа рисунка человека (А.Л. Венгер).
  • Сказкотерапия как метод практической работы психолога
    Особенности сказки. Диагностический и терапевтический потенциал сказкотерапии. Виды сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные сказки. Схема размышления над сказками. Создание сказки с учетом психологических проблем ребенка. Алгоритм психокоррекционной сказки. Стратегия работы со сказкой с учетом заявленной проблематики. Сказка как средство диагностики личностных особенностей ребенка.Сказочный проективный тест (К.Колакоглоу).
  • Исследование самооценки детей и подростков
    Оптимальная самооценка: чувство самоценности и чувство собственной компетентности. Модель взаимодействия двух факторов (С. Хартер). Модифицированная версия двухфакторной модели самооценки К. Мрука. Символические задания на выявление «социального Я» (R. Ziller). Шкала самоуважения М. Розенберга. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур). Методика Дембо-Рубинштейн и ее модификации.
  • Методы исследования интеллекта детей и подростков
    Проблемы тестирования интеллекта. Лонгитюдные исследования интеллекта. Тесты общего интеллектуального развития. Шкалы интеллекта для взрослых Векслера. Векслеровская шкала интеллекта для детей. Шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников Векслера. Качественные методы исследования образа мира дошкольников. Что знают и что думают дошкольники об окружающем их мире: метод интервью.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание: анализ раннего воспоминания
  • неблокирующий Домашнее задание: анализ рисунка человека, выполненного ребенком
  • неблокирующий Домашнее задание: создания сказки с учетом психологических проблем ребенка
  • неблокирующий Домашнее задание: анализ результатов конкретного ребенка по детской шкале Векслера
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен осуществляется в онлайн формате.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание: анализ раннего воспоминания + 0.2 * Домашнее задание: анализ рисунка человека, выполненного ребенком + 0.2 * Домашнее задание: создания сказки с учетом психологических проблем ребенка + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая психодиагностика, Бодалев, А. А., 2006
  • Практика и теория индивидуальной психологии, Адлер, А., 2011
  • Практикум по сказкотерапии, Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., 2001
  • Психологическое тестирование детей [Электронный ресурс], , 2002
  • Психологическое тестирование, Анастази, А., 2002
  • Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб. пособие, Молчанова, О. Н., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Привязанность, Боулби, Дж., 2003
  • Сказка в гостях у психологии : психологические техники: сказкотерапия, Защиринская, О. В., 2001