• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар: Анализ текстовых данных в социальных исследованиях

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель


Гаврилова Мария Владимировна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Анализ текстовых данных в социальных исследованиях» имеет цель дать студентам понятие о том, что такое текст, научить различать текст и речь, вербальные и невербальные сообщения. Главный упор программы – познакомить их с методами анализа текста в разных социальных науках, прежде всего антропологии, разбирая чужие исследования и проводя собственные. В ходе прохождения курса они научатся анализировать структуру текста, а также применять такие методы количественного и качественного анализа текстов, как структурно-семиотический, прагматический, когнитивный и фреймовый анализ текстов, дискурс-анализ, анализ баз данных и корпусов текстов. К каждой теме прилагается практическое задание (решение задач, разбор фрагментов текстов и др. прикладные задания).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс имеет цель дать студентам понятие о том, что такое текст, научить различать текст и речь, вербальные и невербальные сообщения. Главный упор программы – познакомить их с методами анализа текста в разных социальных науках, прежде всего антропологии, разбирая чужие исследования и проводя собственные.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь определять текст, различать текст и речь, вербальные и невербальные сообщения. Понимать морфологию текста. Иметь навык структурно-семиотического, прагматического, когнитивного и фреймового анализа текстов различных типов, а также навык анализа дискурса (по Тену ван Дейку). Решение задач. Анализ текстов. Выступления по прочитанным теоретическим работам. Письменная контрольная работа по теории 60 минут
  • Знать различные методы количественного и качественного анализа текстов и других социальных данных: кросс-культурный анализ, теория графов и определение авторства, контент-анализ текстов.
  • Иметь навыки корпусного, статистического анализа текстов и понятие об основных методах исследования интернет-данных.
  • Знать способы и принципы формирования баз данных и корпусов текстов, характер информации, получаемой при их анализе.
  • Уметь применять методики кодирования текста и аналитической работы с базами данных, уметь работать с программами, создающими частотные словари.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое текст? Теории порождения текста.
    - «Ошибка профессора Плейшнера». Что такое текст? Различие текста и речи. Анализ текста в структурно-семиотической теории. Текст как знак. Теория Пирса. Текст как коммуникация. Концепция Якобсона. Вербальные и невербальные сообщения. Разбор текста “Шекспир в буше” (фрагмент из книги Лоры Боханнон). - «Идет бычок, качается...». Морфология текста. Устный текст и его инвариант. Почему сохраняются устные тексты? Что такое кумулятивная модель - «Кто первый халат надел, тот и врач!». Фигура и фон в порождении связанного текста. Гиперсемиотизация в порождении культурных практик и апофения в порождении параноидального бреда. - «Объявляю вас мужем и женой»: от текста к речевой практике. Прагматический анализ текста. Понятие речевого акта. Говорящий, слушающий и постулаты Грайса. Теория Остина. Перфомативы и иллокутивы. Как текст программирует действительность. - «Этот поезд в огне»: высказывание как глубинная метафора. Когнитивный подход к анализу речи и текста. Категориальное мышление Мэри Дуглас. Фрагмент Дж. Лакоффа «Женщины, огонь и другие опасные вещи». - «Сам себе и небо и луна». Фреймовый анализ. Метод выявления прототипов. Метод анализа дискурса Тена ван Дейка. Выделение макроструктур из спонтанной речи.
  • Количественные и качественные методы анализа текста
    - «Был ли прав дедушка Фрейд?» Кросс-культурный анализ социальных данных и текстов интервью. Метод Дж. Мердока.  - Количественный корпусный анализ. Обработка текстовых массивов. Частотные словари. “Национальный корпус русского языка” (http://www.ruscorpora.ru/new/). Работа с трендами.  - Теория графов в анализе текстовых массивов. Применение методологии при определении авторства.  - Картографирование при статистическом анализе текстов. Разбор статьи Янагизавы-Дротта о картографировании слухов. - Качественные методы: разные типы контент-анализа.  - Интернет и социальные сети как вид поля. Качественные и количественные исследования на материале интернет-данных. Анализ цифровых след для реконструкции оффлайн поведения человека.
  • Прикладные методики: путь от набора текстов - к кодировкам - к массивам - к факторному анализу
    - Работа со программами, создающими частотные словари.  - Методики кодирования текста.  - Способы и принципы формирования баз данных и корпусов. Аналитическая работа с базами данных. Количественная и качественная информация, получаемая при анализе базы данных.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная контрольная работа после первой темы
    На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, аудиторную работу и индивидуальный проект. Вторая пересдача проводится в присутствии комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу.
  • неблокирующий эссе 3-4 тысячи слов
  • неблокирующий Письменная контрольная работа после второй темы
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Выполнение текущих заданий будет оцениваться по десятибалльной системе. Оценка по итогам изучения каждой темы будет складываться из среднего балла за текущие занятия и домашние задания и оценки за контрольную работу. Оценка по итогам прохождения курса будет складываться из среднего балла по результатам изучения тем и оценки за финальное эссе.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Yanagizawa-Drott, D. H. (2014). Propaganda and Conflict: Evidence from the Rwandan Genocide. https://doi.org/10.1093/qje/qju020
  • Алмаев, Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: методические вопросы : монография / Н.А. Алмаев. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 167 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0242-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060391
  • Чистота и опасность : анализ представлений об осквернении и табу, Дуглас, М., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ данных : учебник для академического бакалавриата / В. С. Мхитарян [и др.] ; под редакцией В. С. Мхитаряна. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 490 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5591-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/385663