• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Техники индивидуального консультирования

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватели


Антонова Анна Валерьевна


Ничипорчук Екатерина Сергеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина нацелена на углубленное усвоение студентами основных принципов и теоретических подходов к индивидуальному психологическому консультированию, расширению представлений о техниках психологического консультирования, а также является базовой в формировании основных консультативных навыков, необходимых для работы психолога.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • теоретическая подготовка в области психологического консультирования
  • расширение "копилки" техник психолога-консультанта;
  • ориентация студентов в техниках консультирования на основании цели, задач и рабочих гипотез
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание отличия неосознанной компетентности/некомпетентность от осознанной компетентности/некомпетентность
  • знание структуры первичной консультации; понимание особенностей первичного контакта с клиентом
  • знание основных психологических (терапевтических) вмешательств;
  • понимание специфики коммуникативного процесса при работе с клиентом
  • знание основных этапов психологического консультирования
  • Отработка навыка прояснения реплик клиента;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Помогающая профессия: что такое помощь? Личные качества и навыки консультанта.
    Понятие психологической помощи. Структура профессиональных компетенций консультанта. Особенности взаимодействия психотерапевта и клиента в зависимости от подхода. Техническая, контекстуальная, адаптивная компетентность, концептуальная, интегративная межличностная коммуникативная компетентности. Осознанная компетентность и неосознанная некомпетентность.
  • Управление консультативной сессией
    Первичная консультация: структура, информированное согласие, предварительные вопросы. Последующие консультации. Завершение процесса консультирования/психотерапии.
  • Навыки присутствия и проявления внимания
    Присутствие и невербальная коммуникация. Невербальные аспекты терапевтической коммуникации. Сигналы и смыслы, которые они могут иметь во взаимодействии психотерапевта и клиента. Техники невербального взаимодействия с клиентом
  • Паттерны коммуникации в консультативном процессе
    Ритуализированные паттерны коммуникации. Интерактивные паттерны коммуникации: раса, этническая принадлежность, гендер, наличие инвалидности. Молчание и энергия паузы.
  • Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
    Типология техник терапевтического вмешательства: поощрение, повторение, вопрос, конфронтация, убеждение, кларификация, эмпатическая реплика, интерпретация, суммирование, рекомендация, парадоксальная реакция
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Регулярное домашнее задание
    После каждого семинара студентам дается небольшое домашние задания, направленное на закрепление материала. Студент выполняет его в индивидуальном гугл-файле. Там же выставляется оценка за задание. Макисмальное количесвто домашних зананий: 5. Таким образом по данному элементу контроля студент может набрать максимально 10 баллов.
  • неблокирующий Аудиторная активность
  • неблокирующий Экзаменационное задание
    В качестве экзаменационного задания студенту предлагается проанализировать его беседу с 1 курса, построить гипотезу о жалобе и проблеме клиента, переструктурировать ее в рабочий запрос, проанализировать собственные фразы с точки зрения типа интервенций, построить минимум 12 новых интервенций в соответствии с классификацией К.Ягнюка и Ф.Е.Василюка. провести небольшой анализ проведенной беседы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * Аудиторная активность + 0.2 * Регулярное домашнее задание + 0.2 * Экзаменационное задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sharpley, C. F., Munro, D. M., & Elly, M. J. (2005). Silence and rapport during initial interviews. Counselling Psychology Quarterly, 18(2), 149–159. https://doi.org/10.1080/09515070500142189
  • Vogel, D. L., Epting, F., & Wester, S. R. (2003). Couselors’ Perceptions of Female and Male Clients. Journal of Counseling & Development, 81(2), 131. https://doi.org/10.1002/j.1556-6678.2003.tb00234.x
  • ответственный редактор К. В. Ягнюк - Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2012. Выпуск 6 - ООО "Когито-центр" - 2012 - 200с. - ISBN: 978-5-89353-391-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109289
  • Психологическое консультирование. Групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов, Кочюнас, Р., 2002
  • Ягнюк К.В. - Анатомия терапевтической коммуникации: базовые навыки и техники. Выпуск 9: учебное пособие - ООО "Когито-центр" - 2014 - 166с. - ISBN: 978-5-89353-412-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109111

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Derald Wing Sue, David Sue, Helen A. Neville, & Laura Smith. (2019). Counseling the Culturally Diverse : Theory and Practice: Vol. Eighth edition. Wiley.
  • Gladding, S. T. (2019). From Ages 27 to 72: Career and Personal Development of a Productive Counselor Over the Life Span. https://doi.org/10.1002/adsp.12066
  • Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-369-01467-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508186