• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Программная инженерия»

«В непонимании каких-то вещей нет ничего зазорного. Не бойтесь задавать вопросы»

 

Стоит ли ребятам из «обычных» школ с «обычными» результатами ЕГЭ стремиться поступать туда, где большинство студентов — победители различных олимпиад? Стоит, уверены на факультете компьютерных наук ВШЭ, где большинство первокурсников этого года как раз и составили олимпиадники. Для тех, кому после школы не хватает знаний, чтобы учиться наравне с ними, здесь придумали специальные «подтягивающие» семинары. Причем ведут их сами студенты — товарищи тех, кому нужна помощь.

Традиция проводить такие семинары зародилась еще пару лет назад у студентов, изучавших бизнес-информатику (затем они продолжились на «Программной инженерии»). Занятия проходили по программированию на С#, алгоритмам и структурам данных, дискретной математике, математическому анализу, линейной алгебре и геометрии, английскому языку. После школы у первокурсников уровень знания программирования, математики и английского очень различается, а у преподавателей не всегда есть возможность адаптировать программу под каждого студента. Семинары «Студенты для студентов» многим помогли подтянуть свой уровень в первые модули учебы.

В этом году к идее проводить подобные семинары самостоятельно пришли студенты программы «Прикладная математика и информатика». К списку изучаемых предметов они добавили программирование на Python и С++.

Олимпиадники +«ЕГЭшники»

В прошлом году на факультете компьютерных наук изначально было предусмотрено 180 бюджетных мест (80 на «Программную инженерию» и 100 — на «Прикладную математику и информатику»). При этом одних только олимпиадников, подавших документы на факультет, было больше, чем количество мест, не говоря уже о ребятах с достаточным количеством баллов по ЕГЭ. Университет за свой счет увеличил на этих двух программах количество бюджетных мест, чтобы взять всех победителей и призеров олимпиад, а также тех, кто мог поступить по результатам ЕГЭ. В итоге факультет получил 259 первокурсников-бюджетников. Всего с учетом платных мест на первый курс факультета поступило 323 студента.

Истоки

«Все началось, когда мои одногруппники начали спрашивать меня, почему не работает их код, — рассказывает первокурсник Валерий Гиркин, победитель Московской олимпиады по физике и информатике. Он ведет семинар по программированию на Python. — Большинство из них в школе не программировали или делали это на Паскале, поэтому код был непонятным или сложным, уж не говоря о том, что он не работал.

Со временем студентов с вопросами стало еще больше, и я устал им отвечать по отдельности. Так появилась идея сделать занятия. На каждое приходило в среднем человек 15. Для первых трех семинаров у меня был четкий план, что рассказывать: писал на доске полезные конструкции, правила формата кода. Ужасные и не полезные конструкции тоже писал и зачеркивал, чтобы люди точно запомнили, как делать не надо. Это, наверное, было самым полезным на первых порах. Потом я уже начал заранее спрашивать однокурсников, с чем они успели столкнуться и что им было непонятно. В итоге это оказалось очень полезным, позже я видел их новый код, выглядел он гораздо приличнее».

А в это время одногруппник Валерия Арман Туганбаев, выпускник маткласса 57-й школы, помогал товарищам осваивать математический анализ. «Идея проводить занятия появилась, когда я понял, что объяснять матан прямо на учебных занятиях неудобно, а «пяти минут после занятий» не хватало, — рассказывает он. — Так все это переросло в семинар. На занятиях я на пальцах старался объяснить сложные места в математическом анализе. Прогресс стал заметен уже на первой контрольной. Многие ребята, получавшие до этого 3-4 балла, получили 5-7 баллов. Многие лично благодарили, а так как в начале года никого не знаешь, это общение очень помогало».

Из учеников в учителя

Студентка «Программной инженерии» Мария Горденко, которая сейчас учится на 2-м курсе, побывала в роли и ученика, и учителя. Сначала она посещала семинары по программированию, дискретной математике, матанализу, линейной алгебре, а потом стала преподавать два последних предмета другим. «Происходило все по-настоящему, как на настоящем семинаре или лекции, — вспоминает она. — Я в роли преподавателя стою у доски и объясняю ребятам очередные фокусы из мира высшей математики, а они: делают записи, задают вопросы, решают примеры у доски и бегают за маркерами ;). Но все же есть отличия от настоящих пар. Здесь обстановка более непринужденная и уютная из-за особого статуса этих курсов. Во-первых, посещение не обязательное, кому надо — тот приходит. Во-вторых, здесь нет никаких программ курсов, планов, направление задают сами ребята. Непонятны им производные n-ого порядка — пожалуйста, сегодня занятие посвящено им. Наконец, тут никто не ставит оценки, за ошибки ребята максимум получают еще один дополнительный пример для самостоятельного решения или решения у доски».

Мария отмечает, что работа в качестве преподавателя принесла пользу и ей самой: она научилась выступать перед людьми, объяснять им что-то, стала увереннее и решительнее.

Преподаватели идею таких семинаров поддерживают. «Инициативы студентов по совместному изучению математики — это в любом случае очень здорово, — говорит доцент факультета компьютерных наук Андрей Кустарев. Он преподает первокурсникам матанализ. — Опыт показывает, что для того, чтобы хорошо выучить чистую математику, нужно сочетание одновременно трех факторов: контакт с преподавателями (лекции и семинары), большое количество времени, потраченного на занятия самостоятельно, а также обсуждение с коллегами, находящимися примерно в том же положении, что и вы. Если хотя бы один из факторов отсутствует, учеба волшебным образом становится ощутимо труднее».

«В непонимании каких-то вещей нет ничего зазорного, — уверены Максим Сабянин и Иван Жуков, первокурсники «Прикладной математики и информатики», которые вели семинары по программированию на С++. — Ведь человек не может знать всё. Поэтому задавать вопросы нужно и это очень важно, но многие боятся этого делать. Так вот — не бойтесь!»

 

Рита Филатова, «Прикладная математика и информатика», 1 курс, посещала семинары по матанализу

Матанализ лично у меня, ученика до этого самой что ни на есть обычной школы, вызывал неконтролируемый ужас. Он больше напоминал какой-нибудь древнешумерский, чем математику. Но с сентября мы начали все, что разбиралось с преподавателями, рассматривать на студенческих семинарах еще раз. И еще, и еще — до тех самых пор, пока это не поймут все. И ведь действительно работало! Наверное, потому, что от тебя никто не ждал математических откровений. Все весело, по-свойски, с шутками и прибаутками, но матан так или иначе становился яснее и приятнее. Результат налицо: все изначально отстававшие предмет сдали, да и уже иногда обгоняют многих «знатоков».

 

Таисия Глушкова, «Прикладная математика и информатика», 1 курс, посещала курс по программированию на С++

Вообще изначально идея «студенты для студентов» мне очень понравилась, потому что опыта в программировании на момент поступления у меня было крайне мало. Тот факт, что мои однокурсники готовы помочь в любой момент, значительно укрепил мой боевой дух, ведь вместе разбираться с чем-то незнакомым гораздо веселее и интересней, чем в одиночку.

В целом этот курс углубил мои знания в С++. Ребята показали мелкие детали, о которых на лекциях и семинарах речи не заходило, в силу того, что С++ огромный, а пары не такие уж и длинные. Также спрашивать совета у товарищей было не так страшно, как у семинариста. Все-таки сотруднику Яндекса поначалу боязно показывать кривой код J.

Так как я не всероссник, меня терзали сомнения: не буду ли я отставать. Но всем поступающим на будущее говорю: не стоит бояться! В любом случае, будут созданы все условия для того, чтобы наверстать упущенное и догнать сильных ребят. Помимо учебной стороны, этот курс дал отличную возможность сблизиться с однокурсниками, в том числе и с людьми с другого потока, с которыми мы не так часто видимся на лекциях. Могу с уверенностью сказать, что этот курс помог мне не только освоиться с новым языком, но и влиться в отличный коллектив.

 

Эльдар Фахреев, «Прикладная математика и информатика», 1 курс посещал курс по английскому языку

Английского я почти не знал, но одумался и захотел изучить, к тому же обязательный экзамен на 2 курсе очень мотивирует это сделать. Английский тут оказался неожиданно сложным для меня. Очень помогла инициатива «студенты для студентов». Благодаря этим дополнительным занятиям я смог повторить базовые правила грамматики, и это помогло мне выживать на парах по английскому языку. Хочу поблагодарить Настю Ведь, которая проводила эти занятия и также координировала всех инициативных студентов, ведущих занятия по другим предметам. Будет здорово, если это станет еще одной традицией на нашем факультете.

 

А о том, что на факультете компьютерных наук придумали для самых сильных студентов, читайте здесь.