• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
11
Май

Формы городского неравенства

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
5-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Тема городского неравенства часто привлекает исследователей с самыми разными компетенциями — урбанистов, социологов, географов, экономистов, антропологов. Междисциплинарность этого проблемного поля приводит к возникновению великого множества теорий, концепций, методов. Некоторые из них прямо противоречат друг другу даже в самых базовых вопросах — например, реально ли добиться полного нивелирования неравенства? Другим важнейшим концептуальным вопросом является определение первичности пространства или общества в формировании неравенства. Эти, а также многие другие противоречия можно изучить в рамках курса, который не ставил бы своей задачей формирование единственно правильного (по мнению составителя программы) мнения у студентов, но дал бы им инструментарий для выбора оптимальных научных аргументов, а также познакомил бы их со всем многообразием теоретико-методологических подходов к изучению феномена неравенства в городе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение знаний о современных теоретико-методологических подходах к изучению городского неравенства с применением опыта разных научных дисциплин
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Может свободно ориентироваться в философских (в частности, этических) концепциях, определяющих подходы к изучения городского неравенства
  • Оперирует терминологическим аппаратом исследований сегрегации
  • Умеет выявлять пространственные факторы городского неравенства
  • Умеет выявлять институциональные факторы городского неравенства
  • Умеет выявлять социально-экономические факторы городского неравенства
  • Умеет определять признаки добровольной и недобровольной изоляции
  • Анализирует пространственные, статистические и социологические данные
  • Оперирует терминологическим аппаратом исследований стигматизации
  • Анализирует текстовые данные
  • Умеет составлять дизайн исследования городского неравенства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философские основы изучения городского неравенства
  • Сегрегационные процессы как основные драйверы городского неравенства
  • Пространственные факторы городского неравенства
  • Институциональные факторы городского неравенства
  • Социально-экономические факторы городского неравенства
  • Гетто и анклавы как основные пространственные формы городского неравенства
  • Неравенство в городах России
  • Стигматизация пространства и людей
  • Городское неравенство в культуре
  • Методология исследования городского неравенства: от концепции к методике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Эссе
    Эссе пишутся по ранее пройденным темам, задаются на дом. Объем эссе от 1 тыс. до 2 тыс. знаков. По желанию, студенты могут делать вместо письменных видео-эссе (продолжительностью от 7 до 10 минут). Данные работы являются не только показателем для оценки студента, но и являются «индикатором» для самого студента, который показывает уровень общей компетентности в вопросах исследований городского неравенства. Совокупность баллов за эссе влияет на итоговую оценку за дисциплину.
  • неблокирующий Экзамен
    В качестве итоговой аттестации студенты делают творческий проект на тему, связанную с городским неравенством. Минимальный объем работы – 3000 слов без списка литературы и приложения (+-5%). Максимальный объем – 9000 слов, без списка литературы и приложения. Допустимая доля плагиата в работе 15% без учета списка литературы. Данные, иллюстрации и пр. материалы не должны нарушать авторские права. Работа оформляется согласно стандартным требованиям НИУ ВШЭ, литература: https://lang.hse.ru/data/2016/11/06/1111018244/APA-Style-Guide_6th_ed..pdf Структура работы. Обязательные пункты, которые должны быть отражены в тексте в работы: • описание тематики работы (исследовательская проблема); • цель работы (исследовательский вопрос); • определение основных используемых концепций; • описание данных и методов; • описание контекста; • результаты работы; • выводы; • источники данных.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bourdieu, P. (1985). The Social Space and the Genesis of Groups. Theory & Society, 14(6), 723–744. https://doi.org/10.1007/BF00174048
  • Wilson, W. J. (2012). The Truly Disadvantaged. University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.ucp.bkecon.9780226901268
  • Фуко Мишель - Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Перевод с франц. В. Наумова - 978-5-91103-430-6 - Москва: Ад Маргинем Пресс - 2015 - 370076 - https://ibooks.ru/bookshelf/370076/reading - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The truly disadvantaged : the inner city, the underclass, and public policy, Wilson, W. J., 2012
  • Urban outcasts : a comparative sociology of advanced marginality, Wacquant, L., 2008
  • William Bunge. (2011). Fitzgerald : Geography of a Revolution. University of Georgia Press.
  • Платон, Государство / Платон , Перевод с греческого А. Н. Егунова. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 398 с. — ISBN 978-5-8291-3564-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132926 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.