• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
11
Май

Как и зачем городские планировщики изучают социологию

Мы продолжаем рассказывать о том, какие дисциплины и как преподаются на бакалаврской программе «Городское планирование». О том, как происходит обучение на курсах «Социология» и «Социология города», мы поговорили с их преподавателями Алисой Максимовой и Оксаной Запорожец.

Берлин

Берлин
palasatka

Алиса Максимова, преподаватель курса «Социология», 1 курс

Мой курс — это в введение в социологию, он предваряет более углубленный и сфокусированный курс «Социология города», который читается на втором курсе. Я вижу свою задачу в развитии у студентов социологического воображения: умения видеть социальные процессы, отношения и структурные факторы. С точки зрения образовательной программы это важно, чтобы понимать, как устроена жизнь в городах, какие вещи нужно учитывать при проектировании, какие социальные последствия могут иметь те или иные решения.

Учитывая, что курс читается в самом начале обучения на программе, мы с коллегами стараемся сделать его доступным и наглядным — рассматриваем примеры из жизни, анализируем видеоролики, разбираем кейсы, которые происходили и происходят в российских городах. В течение курса студенты выполняют несколько небольших практических заданий. Суть в том, чтобы уже с исследовательской позиции, вооружившись освоенными в ходе курса идеями, посмотреть на окружающую их среду, например, на путь из университета домой, провести наблюдение в определенном публичном пространстве или проанализировать влияние разных факторов на их собственный выбор траектории обучения.

Мой курс затрагивает более широкий круг вопросов, чем собственно социология города и социология пространства. Например, мы говорим о социологии эмоций, исследованиях неравенства, труда, потребления, изучении онлайн-взаимодействия.

Курс рассказывает о некоторых классических социологических работах — с тем, чтобы показать, на каких теоретических основаниях стоит социальная наука. Так, мы обсуждаем текст Георга Зиммеля «Большие города и духовная жизнь». Написанный более ста лет назад, он хорошо передает чувства, которые вызывала урбанизация в то время и которые понятны и современному городскому жителю и исследователю. Среди других текстов, например, фрагменты из книги «Аутсайдеры» Говарда Беккера, «Мобильности» Джона Урри, «Вторая смена» Арли Хохшильд, «Поведение в публичных местах» Эрвина Гоффмана. Я стараюсь подбирать работы, которые не только затрагивают важные темы и показывают, в чем состоит роль социального ученого, но и такие, которые, по-моему, увлекательно читать. Они рассказывают об интересных феноменах, а также написаны живым, практически литературным языком, что позволяет относиться к ним не как к сложным концептуальным текстам, а занимательным описаниям устройства социальной жизни.

Узнать, как поступить на программу

Оксана Запорожец, преподаватель курса «Социология города», 2 курс 

В этом курсе мы рассматриваем социальные теории города. Моя задача — показать и классические подходы, и современные теории. Мы уделяем большее внимание современным работам, поскольку к городу нашего времени — включенному в международные сети мобильности, насыщенному цифровыми технологиями  — невозможно в чистом виде применять теории середины XIX или начала XX века. Классические теории тоже важны — они показывают разнообразие городской жизни и позволяют совершать воображаемые путешествия в города прошлого.

Городскому профессионалу сегодня важно знать о многообразии форм городской жизни. В курсе изучаются не только люди, но и технологии, материальные объекты, микроорганизмы, животные — все те, кто участвует в создании городской жизни. Отдельная важная тема курса — неравенства в городе. Быть профессионалом сегодня означает понимать, какие группы горожан лишены определенных возможностей, почему такая ситуация возникает и как ее можно исправить. 

В течение курса студенты выполняют ряд практических заданий и контрольных работ, нацеленных на анализ современного города. В частности, они анализируют фильмы о городе и разбирают конкретные городские проблемы, например, неприятные запахи в одном из городских районов. Эти задания важны, поскольку учат выбирать исследовательскую оптику и грамотно использовать имеющиеся теории. Одно из заданий в этом году было связано с анализом документального фильма о хрущевках . Выполняя его, студенты учились понимать, какие теории мы можем применять для рассмотрения этой конкретной формы жилья и почему она в принципе требует изучения. 

Курс завершается самостоятельным исследованием студентов, тему которого они выбирают самостоятельно.  Среди тем, которые были выбраны в этом году, — женщины в городе, барная культура, городская графика, выгуливание домашних животных. Мы не ограничиваем фантазию студентов, поскольку убеждены, что умение самостоятельно находить интересные и важные темы, развивать их,  делать предметом общественного обсуждения — одна из важнейших компетенций современного урбаниста.

О том, что изучается в рамках курса «Философия» и научно-исследовательского семинара «Культура критического мышления», читайте здесь.