• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
30
Январь

Основные направления экономической политики ЕС

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование у студентов основных знаний в области экономической политики, проводимой Европейским Союзом. Программа направлена на формирование у слушателей знаний о социально-экономическом развитии Европы, о концептуальной и фактической сторонах интеграционного процесса, о его значимости как феномена современной системы. Студенты сформируют навыки междисциплинарного анализа областей компетенции и отраслевых политик ЕС, а также освоят способы и методы защиты экономических интересов России в отношениях с Европейским союзом. В результате освоения данной дисциплины студенты должны знать важнейшие теории и концепции региональной интеграции; политические и экономические предпосылки европейской интеграции; этапы и проблемы развития европейской интеграции; инструменты реализации ЕС внутренней и внешней политики. Слушатели смогут применить полученные знания на практике, в работе в научно-исследовательских институтах, национальных министерствах и ведомствах, международных организациях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • углубление знаний слушателей о ключевых направлениях социально-экономического развития Европы, о концептуальной и фактической сторонах интеграционного процесса, о его значимости как феномена современной системы МО;
  • знакомство с современными теориями и подходами, позволяющими рассматривать про- блематику европейской интеграции в контексте глобальных трендов развития;
  • формирование у слушателей навыков междисциплинарного анализа в процессе изучения областей компетенции и отраслевых политик ЕС;
  • развитие коммуникационных навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности в международных организациях, государственных ведомствах, федераль- ных и региональных органах государственной власти и управления, российских и зару- бежных предпринимательских структурах, некоммерческих общественных организаци- ях, поддерживающих международные связи, редакциях СМИ, учреждениях высшего об- разования с международной проблематикой, академических и научно-исследовательских организациях международного профиля;
  • освоение способов и методов защиты экономических интересов России в отношениях с ЕС.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает особенности и отличительные черты европейской интеграции. Владеет механизмом наднационального регулирования. Имеет представление о соотношении национального и наднационального уровня регулирования в ЕС. Разбирается в общей и единой политике. Иллюстрирует роль ЕС в разработке концепции и реализации моделей регулирования отдельных секторов экономики. Имеет представление о применимости опыта ЕС для других стран и интеграционных объединений.
  • Дает общую характеристику, цели и основные принципы единой торговой политики, компетенций институтов ЕС в формировании и реализации единой торговой политики. ЕС и ВТО. Применяет инструменты единой торговой политики. Имеет представление о торговой политика ЕС и электронной торговли. Имеет представление о специфики единой торговой политики ЕС в отношении основных торговых партнеров и участие ЕС в РТС (США, Канада, Япония, Китай, страны АКТ, государства Латинской Америки, ЕАЭС).
  • Формулирует цели, задачи и принципы промышленной политики ЕС. Имеет представление о промышленной политике в условиях цифровизации экономики. Имеет представление о промышленная политике и формировании инновационной экономики. Может повествовать о промышленной политике и стратегической цели повышения конкурентоспособности европейских товаров. Разбирается в промышленной политике и в устойчивом экономическом росте. Называет цели, задачи и основные направления транспортной политики ЕС.
  • Выделяет роль аграрного сектора в экономике ЕС. Фоормулирует цели, задачи и принципы аграрной политики ЕС. Имеет представление о роли аграрной политики ЕС в обеспечении продовольственной безопасности региона. Называет основные этапы реформирования аграрной политики. Объясняет концепцию чистого развития и ее воплощение в аграрной политике. Разбирается в аграрной политике и защите интересов фермеров. Имеет представление о формировании морской политики ЕС.
  • Описывает основные этапы формирования. Имеет представление о взаимосвязи с другими направлениями экономической политики ЕС. Объясняет роль ЕС в обеспечении выполнения международных договоренностей. Разбирается в европейской системуе торговли квотами. Имеет представление о других направлениях политики (охрана водных ресурсов, загрязнение воздуха, утилизация отходов и т.п.)
  • Формулирует цели политики ЕС в области конкуренции. Имеет представление о основных направлениях конкурентной политики. Описывает полномочия институтов ЕС. Владеет методами контроля за деятельностью предприятий на рынке ЕС. Имеет представление о анализе кейсов судебных разбирательств против компаний – нарушителей (Google, Мicrosoft и т.д.)
  • Называет основные этапы формирования научно-технической политики ЕС. Описывает научно-технический потенциал стран ЕС в сравнении с США и Японией. Разбирается в проблемах технологического отставания. Характеризует рамочные программы. Владеет механизм ом их реализации. Имеет представление о приоритетных областях сотрудничества. Описывает возможность участия третьих стран.
  • Называет основные этапы формирования общей миграционной политики ЕС. Имеет представление о основных базовых договорах. Разбирается в проблеме интеграции мигрантов в европейское общество. Описывает причины миграционного кризиса. Имеет представление о мерах ЕС по урегулированию миграционного кризиса. Называет позиции стран – членов в отношении мер ЕС по урегулированию миграционного кризиса.
  • Формулирует цели и основные принципы политики соседства ЕС. Называет состав участников. Определяет механизм реализации. Имеет представление о инструментах политики соседства. Описывает Европейский инструмент соседства. Разбирается в эволюции сотрудничества ЕС со странами Средиземноморья. Разбирается в соглашениях об ассоциации между ЕС и странами постсоветского пространства. Имеет представление о украинский кризисе.
  • Объясняет феномен «Брекзит». Называет последствия для ЕС. Имеет представление о переговорном процессе и условиях выхода Великобритании из ЕС. Видит возможности углубления интеграции после выхода Великобритании из ЕС. Объясняет возможности и перспективы дальнейшего расширения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЕС как наиболее развитая форма интеграции. Сравнение с другими региональными объединениями.
  • Брекзит и перспективы развития ЕС
  • Торговая политика ЕС
  • Промышленная политика ЕС. Транспортная политика ЕС
  • Аграрная политика ЕС. Морская политика ЕС
  • Энергетическая политика ЕС
  • Политика ЕС в области охраны окружающей среды
  • Правила конкуренции на рынке ЕС. Антимонопольное законодательство
  • ЭВС. Антикризисная политика
  • Научно-техническая политика и рамочные программы ЕС. Программа 2020. Политика ЕС в области образования
  • Миграционная политика ЕС
  • Региональная политика ЕС
  • Политика соседства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах
  • неблокирующий Ответ на экзамене
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.5 * Ответ на экзамене + 0.3 * Участие в дискуссии на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • БУЛАНАКОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА. (2014). Внешняя Политика Ес В Контексте Дебатов О Европейской Глобальной Стратегии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7E853137

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ЯВНОВА И.И., & ЗАЛИЛОВА Л.Р. (2017). Иммиграционная Политика Ес. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA1E40C5